«Вместо сценария мне показали чёрно-белую фотографию леса»
Как экстравагантные методы Андреа Арнольд помогают ей заманить мировых звёзд в свои фильмы
Британский режиссёр Андреа Арнольд, у которой в прокат выходит новый фильм «Птица», широко известна среди ценителей авторского кино. Она никогда не снимала большое студийное кино, где все этапы производства расписаны по пунктам, потому что её фильмы сродни природным стихиям: зачастую в них главенствуют персонажи и актёрская импровизация, а не сценарий. Более того, сценария вообще может не быть, либо режиссёр будет выдавать его порционно прямо в день съёмок. Всё в угоду максимальной естественности в кадре. Этот метод уже принёс Арнольд огромное количество наград и статус режиссёра, с которым мечтает поработать любой профессиональный актёр.
«Вместо сценария мне показали чёрно-белую фотографию леса»
© Кадр из фильма «Птица»
Однако это не значит, что профессионалам в фильмы британки путь заказан. В том же «Аквариуме» партнёром Кэти Джарвис стал небезызвестный Майкл Фассбендер. «На самом деле я хотела взять и на роль Майкла Фассбендера непрофессионала», — рассказывает о своём видении Арнольд. «В моём местном парке был мужчина, который выносил мусор, и у него была интересная внешность. Я думала о нём. Но когда я утвердила Кэти, которая никогда раньше не снималась, я подумала, что это будет слишком — иметь двух людей в кадре без опыта. А потом я подумала, что если я возьму на эту роль Майкла, то это будет отражать реальную ситуацию: он опытнее, он старше, он более уверенный в себе и более защищённый. Она нет, она молода и ничего ещё в жизни не знает. Поэтому я подумала, что выбор актера и неактера будет уместен для истории. Непрофессионал учится у профессионала, но и профессионал тоже учится у непрофессионала. Они оба работают с кем-то, кто для них совершенно непредсказуем».
Кадр из фильма «Аквариум»
В «Американской милашке» Андреа Арнольд предложила Шайе ЛаБафу влиться в коллектив скитающихся по Америке подростков, зарабатывающих на продаже подписок на журналы. «Вместо сценария мне показали чёрно-белую фотографию леса», — рассказывает актёр. Свои строчки диалога он получал лишь на утро перед каждым новым съёмочным днём. Для подготовки к роли ЛаБаф две недели кутил с точно такими же ребятами, торгующими журналами, с которыми он познакомился на встрече анонимных алкоголиков. «Я был единственным белым в группе. Они спали друг с другом. Грабили людей. Торговали журналами. Когда я оказался у Андреа на съёмочной площадке, я увидел ту же динамику, я сразу понял, как это играть».
Кадр из фильма «Американская милашка»
В «Птице», выходящей на российские экраны 28 ноября, главную роль тоже сыграла непрофессиональная актриса Никия Адамс. А вот её экранного папу – один из самых востребованных молодых актёров в мире и новоиспечённый оскаровский номинант Барри Кеоган, который, как говорят, ради возможности поработать с Арнольд отказался от роли во втором «Гладиаторе». Режиссёр объясняет своё кастинговое решение подходящей биографией Кеогана: его мама боролась с героиновой зависимостью и умерла, когда Барри было 12, после чего тот скитался по детдомам по всей Ирландии.
«Андреа не хотела, чтобы я знал, о чём будет этот фильм, до тех пор, пока я сам его не увижу впервые на экране», — поведал актёр. «Когда мы впервые встретились, она сразу сказала: «Сценария нет». Это первый раз, когда я пошёл против себя. Обычно мне нужно сначала увидеть материал, с которым мне предстоит работать, однако я твёрдо для себя решил ещё в 2016 году, что если мне посчастливится сняться у Андреа Арнольд, я соглашусь на это, не раздумывая».
Кадр из фильма «Птица»
Андреа Арнольд тоже на неё номинирована в режиссёрской категории, а ещё на престижную премию Британской ассоциации независимого кино (победители обеих премий станут известны в декабре), и наверняка «Птица» не пролетит мимо ежегодного вручения «Золотых масок» BAFTA. Всё это и совокупный успех её предыдущих работ позволяет констатировать, что творческий метод Андреа Арнольд уже практически 20 лет работает безотказно.