Новый и, возможно, последний фильм Клинта Иствуда не вышел в полноценный прокат в США. Почему?
При этом критики картину голливудского ветерана оценили высоко
Решение Warner Bros. прокатить «Присяжного №2» мимо почти всех больших экранов и выпустить его сразу на стриминге Max многих удивило. По слухам, новая картина 94-летнего Клинта Иствуда может стать его последним фильмом в карьере, однако сам режиссёр никаких заявлений на этот счёт не делал. Рассказываем, почему Уорнеры сделали ставку на цифровой релиз, а не на полноценный прокат, и как на это повлияли новые фильмы Копполы и Земекиса. Спойлер: напрямую.
Новый и, возможно, последний фильм Клинта Иствуда не вышел в полноценный прокат в США. Почему?
© Кадр из трейлера
За примерами далеко ходить не нужно – «Тогда. Сейчас. Потом» Роберта Земекиса, воссоединившего на экране Тома Хэнкса и Робин Райт спустя 30 лет после оскароносного «Форрест Гампа», при бюджете в $50 млн собрал в первый уикенд лишь $4,8 млн. У монструозной работы Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис» дела ещё хуже — бюджет $120 млн, а сборы по миру $13 млн. Почему так? Внезапно – дело в кинокритиках. Когда зрелые зрители – а более 45% зрителей «Тогда. Сейчас. Потом» старше 55 лет (и это неслыханный показатель) — всё же решают пойти в кинотеатр, они обращают внимание на то, что пишет пресса о фильме. И у ленты Земекиса с оценками было всё не очень.
Зато у «Присяжного №2» с 30-миллионным бюджетом с критикой всё замечательно – те счастливчики, что увидели судебную драму Клинта Иствуда на закрытии 38-го AFI Fest в Лос-Анджелесе или в тех 35 кинотеатрах, где фильм скромно прокатили, высоко оценили работу мастера. Сейчас на Rotten Tomatoes у фильма 92% положительных отзывов прессы. Блогеры-аналитики даже решили, что вот теперь-то WB наверняка передумает и выпустит фильм в прокат. Но…
… нет, рисковать не стали. Издание Deadline пишет, что, ограничившись узким прокатом и скрыв информацию о кассовых сборах в США, WB «сохраняет лицо» четырёхкратному обладателю «Оскара». Такой уважаемый человек, как Иствуд, на данном этапе своей карьеры не нуждается в негативной прессе — в широком прокате фильм вполне может провалиться, а если это действительно последний фильм Иствуда, то на этой ноте заканчивать не стоит. При этом источники Indiewire уверены, что в широком прокате в США «Присяжный № 2» мог бы стартовать с $8-10 млн и при хорошем сарафане собрать порядка $30 млн. Ведь даже при такой скудной росписи фильм умудрился собрать порядка $300 тысяч за несколько дней выходных.
Впрочем, от проката зарубежом WB не отказалась — картину прокатывают в европейских странах, где имя Иствуд по-прежнему обеспечивает кассу. В первую очередь, это Франция, где «Присяжный № 2» заработал $3,1 млн.
Сейчас Warner Bros. готовится к рождественскому релизу картины на Max. Считается, что такой ход поможет привлечь новых подписчиков на стриминговый сервис — главную цель руководства WB во главе с Дэвидом Заславом, который выбрал курс на стриминг как основной канал релизов. Но при этом студия продолжает вести себя так, будто «Присяжный № 2» их смущает — на платформе нет ни ссылки на фильм, ни ссылки на предзаказ.
Indiewire задаётся вопросом: «Не странная ли это стратегия для выпуска хорошо принятого критиками фильма культового режиссёра?». По мнению издания, если бы WB действительно так заботились о Клинте Иствуде, они могли бы отложить релиз до Каннского кинофестиваля 2025 года, чтобы отдать ему должное в полной мере. Всё-таки режиссёр сотрудничает с Warner Bros. уже более полувека и принёс компании немалый доход.
Так или иначе, Дергарабедян уверен, что такой фильм, как «Присяжный №2», в конечном счёте, добьётся широкого признания «благодаря всеобщему восторгу критиков, одаривших последний и, возможно, финальный в карьере фильм легендарного и культового Клинта Иствуда». И неважно — выйдет он сразу онлайн или будет прокатываться.
«"Присяжный № 2", несомненно, будет пользоваться большим успехом на Max, предлагая взыскательным поклонникам кино возможность увидеть отличное взрослое кино, не выходя из дома», — считает аналитик. — «Несомненно, с творческой точки зрения большой экран остается лучшим местом для просмотра таких фильмов, но в конечном итоге это должно иметь стратегический и финансовый смысл. А это непростой расчёт».