15+ российских книг, которые должен прочитать каждый начинающий режиссёр
От Эйзенштейна, Тарковского, Михалкова и Германа – до Звягинцева, Литвиновой, Бекмамбетова и Шипенко!..
Познакомив вас со списком англоязычных книг, рекомендуемых молодым (и не только) кинематографистам, не могли не задуматься о схожем, но только отечественном списке. Тем более что именно здесь у нас имеется перед Голливудом необыкновенное преимущество: если там все киномастера, как правило, исключительно практики, то в наших краях зачастую ещё и теоретики, а порой так даже и выдающиеся педагоги. Всех имён, конечно же, в один текст не вместить, но самые-самые – отобрали.
15+ российских книг, которые должен прочитать каждый начинающий режиссёр
© Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
«Монтаж», «Метод», «Неравнодушная природа», Сергей Эйзенштейн
Переходя от этого определения к творческому процессу, мы увидим, что он протекает следующим образом. Перед внутренним взором, перед ощущением автора витает некий образ, эмоционально воплощающий для него тему. И перед ним стоит задача – превратить этот образ в такие два-три частных изображения, которые в совокупности и в сопоставлении вызывали бы в сознании и в чувствах воспринимающего именно тот исходный обобщённый образ, который витал перед автором».
«Запечатлённое время», «Уроки режиссуры», Андрей Тарковский
«Беседы о кино», «Беседы о кинорежиссуре», Михаил Ромм
«Воспитание кинорежиссёра», Сергей Герасимов
«Глубокий экран», «Пространство трагедии», Григорий Козинцев
«Кино между раем и адом», Александр Митта
«Снег на траве», Юрий Норштейн
«Лариса», составитель Элем Климов
«Герман, сын Германа», Александр Липков; «Герман: Интервью. Эссе. Сценарий», Антон Долин*
Пресс-конференция Алексея Германа на Каннском кинофестивале («Хрусталёв, машину!», 1998):
«Публичное одиночество», Никита Михалков
Но даже больше, чем книгу, имеет смысл посоветовать решительно всем кинематографистам не опубликованную, кажется, на бумаге, но имеющую хождение в Сети авторскую режиссерскую экспликацию «Сибирского цирюльника». Михалков делает такие для каждого своего фильма, заранее во всех подробностях разбирая все нюансы каждой запланированной сцены, отмечая её настрой, пластику, нужный эффект, возможные ошибки… Вот так бы все в нашем кино работали!
«Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги», Эльдар Рязанов
«Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», Алексей Васильев
«“Левиафан”. Разбор по косточкам: режиссёр Андрей Звягинцев – о фильме кадр за кадром», Максим Марков
«Скринлайф. В поисках нового языка кино», Тимур Бекмамбетов, Василий Степанов, Константин Шавловский
Казалось бы – ну о каком обновлении киноязыка может идти речь в XXI веке! Всё давным-давно придумано теми же Эйзенштейном и Тарковским и многократно развито легионами их последователей… Ан нет! И тем более отрадно, что новый путь в кинематографе вновь проложил наш соотечественник! Метод скринлайфа, предложенный и активно продвигаемый Тимуром Бекмамбетовым, – это и правда новое слово, новый принцип организации киноповествования, причём не только традиционного (кино же всегда было горизонтальным!), но и вертикального, ориентированного уже не на экраны кинотеатров, а на персональные мобильные устройства. Собственно, в данной книге и рассказывается – цитатами из бесед с апологетами формата – об этом «экране, который становится окном во внутренний мир персонажа, позволяя разрушить “четвёртую стену” между зрелищем и зрителем, радикально меняя восприятие фильма аудиторией». Начиная от того, как выбрать подходящую для скринлайфа историю, как снимать и как монтировать, вплоть до анализа его экономических преимуществ.«Мастер игры: рабочие техники для актёров и режиссёров», Клим Шипенко
13 зарубежных книг, которые должен прочитать каждый начинающий режиссёр
Профи выбрали великие сценарии XXI века, на примере которых можно чему-нибудь научиться
16 любимых коротышей Уэса Андерсона, которые есть в открытом доступе