ФильмПро Ты решаешь, что смотреть

8 уроков сценарного мастерства от победителей «Эмми»

Чему могут научить «Наследники», «Медведь» и «Грызня»

Победителей не судят, их изучают. Секрет сценарного ремесла — уметь читать чужие сценарии, особенно хорошие. Вот восемь уроков, которые можно извлечь из сценариев, получивших премию «Эмми» в этом году: от использования жанровых клише до создания противоречивых персонажей.

8 уроков сценарного мастерства от победителей «Эмми»

«Наследники» (шоураннер Джесси Армстронг)

Your browser doesnt support HTML5 video.

Урок №1: Прокачивайте свои диалоги
В четвёртом сезоне сатирического сериала «Наследники» четверо детей Логана Роя борются за контроль над СМИ влиятельного медиамагната Руперта Мердока. Зрители опасались, что сбитый по фокусу и неровный по темпу сезон закончится неудачно, однако создатель и шоураннер Джесси Армстронг превзошёл сам себя, подарив поклонникам финальный эпизод, который многие критики назвали одним из лучших в истории телевидения. Американские критики любят называть всё подряд самым лучшим во всём мире, но тут сложно с ними не согласиться.

Сериал «Наследники» впечатляет именно диалогами. Мало того, что они всегда чётко и по делу, так в них есть ещё и ритм, который правильно выдержан, выстроен, структурирован. Зрители понимают, что знает каждый персонаж, каковы мотивы их взаимоотношений, и как комично они прокладывают свой жизненный путь во-многом благодаря тому, что они говорят и как они говорят. Так что обратите внимание на свои диалоги, сделайте так, чтобы персонаж сам заговорил своим голосом со страниц.

«Медведь» (шоураннер Кристофер Сторер)

Your browser doesnt support HTML5 video.

Урок №2: В сюжете важен каждый персонаж
От ритма до нарастающего напряжения, «Медведь» — один из самых напряжённых сериалов. Заметьте, как авторы череду спокойных сцен превращают в напряжённую ситуацию, которая, как правило, связана с переломным моментом одного из персонажей в основном Карми (Джереми Аллен Уайт). Что заставляет зрителей каждый раз возвращаться к «Медведю»? Чёткие конфликты и арки персонажей.

Автора шоу Кристофера Сторера наградили статуэткой за пилотный эпизод «Система», который стоит не просто смотреть, но изучать, конспектировать. Каждому персонажу в первой серии он уделяет ровно столько времени, сколько того требует сюжет. Карми может и главный герой, но Сидни (Айо Эдебири), Ричи (Эбон Мосс-Бахрах), Маркус (Лайонел Бойс) и каждый другой персонаж в истории не менее важны, поэтому имеют равный вес. В противном случае мы начнём чувствовать, что герои выпадают из сюжета. Если в вашем сценарии так, то спросите себя: мне нужен этот персонаж? или я недостаточно уделил ему внимания?

«Грызня» (шоураннер Ли Сун Джин)

Your browser doesnt support HTML5 video.

Урок №3: Поступки персонажей должны двигать сюжет вперёд
Популярность «Грызни» рождается из харизмы и злободневности. Мини-сериал Netflix удивил всех тем, насколько личностно и культурно специфичным является сценарий, в котором раскрываются нюансы того, как по-разному несчастны люди, и как они расчеловечиваются в глазах друг друга, если кто-то из них и так уже на грани.

То, как «Грызня» фокусируется на развитии персонажей и их мотивации, не полагаясь на внешние движущие силы сюжета, делает его ярким примером повествования с фокусом на персонажах. Повествование развивается вперёд, потому что персонажи делают выбор и совершают поступки, исходя из своих желаний и недостатков. Инцидент на дороге между Эми (Али Вонг) и Дэнни (Стивен Ян) эмоционально ломает их. Их развитие, будь то негативное или позитивное, питается их гневом к миру и самим себе. Так что каждый поступок персонажа должен либо двигать сюжет вперёд, либо раскрывать глубже его характер, а лучше — и то, и другое одновременно.

«Белый лотос» (шоураннер Майк Уайт)

Your browser doesnt support HTML5 video.

Урок №4: «Подключи» зрителя даже к самому отъявленному негодяю
Мастерски написанный «Белый лотос» рассказывает нам о кучке не самых приятных богачей со скелетами в шкафу и демонами внутри, и сотрудниках сети курортов White Lotus, которые тоже полны секретов. Персонажи противоречивые, асоциальные, с такими в жизни ладить трудно, но смотреть на них увлекательно.

У создателя и шоураннера Майка Уайта есть дар, благодаря которому даже самые отвратительные персонажи обаятельны и симпатичны. Так, например, Таня (в исполнении Дженнифер Кулидж, получившей премию «Эмми» за выдающуюся женскую роль второго плана в драматическом сериале) постоянно переключается такими понятными эмоциями, как неуверенность и сентиментальность с одной стороны, и вспышки гнева и властность — с другой. Именно эти противоречия делают персонажей Уайта интригующими и непредсказуемыми, заставляя зрителей эмоционально подключаться к ним, сопереживать.

«Чёрная птица» (шоураннер Деннис Лихейн)

Your browser doesnt support HTML5 video.

Урок №5: Продуманная структура по-прежнему в почёте
Сериал Apple+ «Чёрная птица» — это нечто большее, чем обычный тру-крайм триллер по реальным событиям. Ларри Холл (Пол Уолтер Хаузер) — блистательный и жуткий персонаж, который и ужасает, и вызывает сочувствие по мере того, как он всё глубже погружается в свои заблуждения. По словам Сепиде, которая играет Лорен в сериале, все, что мы видим на экране, — это то, что написано в сценарии.

В интервью /Film она сказала, что у «Чёрной птицы» был «идеальный сценарий, который почти не менялся на протяжении всех съёмок». Что делает сценарий идеальным? Всё дело в создании чёткой структуры. Используя структуру из трёх актов, определяя жанр через тон и образы, а также создавая поворотные моменты, «Чёрная птица» становится одним из самых безупречных сериалов с точки зрения структуры. Посмотрите это шоу под этим углом.

«Монстр: История Джеффри Дамера» (создатели Райан Мёрфи и Иэн Бреннан)

Your browser doesnt support HTML5 video.

Урок №6: Артикулируйте тему проекта устами второстепенных персонажей
История одного из самых известных серийных убийц Америки Джеффри Дамера рассказывается его жертвами. Создатель и шоураннер Райан Мёрфи переизобрёл жанр фильмов о серийных маньяках.

Главная проблема при адаптации истории серийного убийцы — как показать его ужасные поступки, но ненароком не романтизировать, не оправдать в глазах смотрящих? Истинный свет на Дамера проливает Гленда (Ниси Нэш-Беттс, обладательница премии "Эмми"). Гленда создана для того, чтобы напомнить зрителям, что истинный ужас заключается не только в действиях Дамера, но и в системных сбоях, которые допустили их беспрепятственное совершение, а также заглушили голоса тех, кого полицейское общество уже и так маргинализировало. Это главная мысль автора, она проходит лейтмотивом через весь сезон, при это ненавязчиво и аккуратно, потому грамотно сценарист придумал решение, как гармонично высказать её через героя.

«Одни из нас» (создатели Крейг Мейзин и Нил Дракманн)

Your browser doesnt support HTML5 video.

Урок №7: Отвлекитесь от основной истории
Видеоигра «Одни из нас» изменила взгляд Голливуда на жанр зомби, который всегда отражал изнанку современного общества. Казалось, что «Одни из нас» — это традиционный сериал о выживании, но всё изменилось после выхода 3-го эпизода «Долгое-долгое время», за который Ник Офферман получил «Эмми» за выдающуюся роль приглашенного актёра в драматическом сериале.

Эта серия отрывает зрителя от общего повествования, прыгает назад во времени, замирает, рассказывая новую историю персонажей, которые вскользь упоминались и упоминаются в видеоигре. Хотя эта история не продвигает сюжет вперед, она предоставляет зрителю безопасное убежище, чтобы понять новую часть тщательно проработанного мира и перевести дух от творящихся вокруг ужасов. Билл (Ник Офферман) и Фрэнк (Мюррей Бартлетт) получают возможность пережить моменты чистой любви и закончить всё так, как этого хотят они сами.

Урок, который сценаристы могут извлечь при написании сериала, который может попасть в ловушки повторения, — это уделить время и сосредоточиться на истории вне основного сюжета. В этой истории всё еще можно подчеркнуть общую тематику сериала, но пусть это будет своя, красивая и самодостаточная вещь.

«Странный: История Эла Янковича» (создатели «Странный Эл» Янкович и Эрик Аппель)

Your browser doesnt support HTML5 video.

Урок №8: Изучите жанровые клише
Всё в фильме «Странный Эл» доведено до абсурда, вот почему это единственный сценарий полного метра, получивший премию «Эмми» в этом списке! В отличие от фильмов, которые комфортно существуют в своих жанрах, «Странный Эл» берёт на вооружение приёмы сценария Взлёты и падения: История Дьюи Кокса, идеально пародирующего биографические фильмы. От ребенка, подвергшегося насилию, который живёт жизнь, полную рок-н-ролльного разврата, до решения, которое заставляет его начать творить, «Странный Эл» идеально попадает в ритм.

Для сценаристов «Странный Эл» — это исследование того, как изучить жанр настолько глубоко, чтобы высмеять его, прикидываясь и подражая ему. В то время как братья Коэны делают это серьёзно, то сценаристы «Странного Эла» опираются на абсурдную фантазию, созданную вокруг безупречного музыканта, который искренне нравится большинству людей. С дерзкими подмигиваниями и игривыми подколками они обыгрывают и пародируют привычные ритмы байопика. И выходит, это такая жанровая диверсия, рождающая у зрителя новое переживание.
Наследники (сериал)
1575 просмотров
0 комментариев

Свежие новости

Все новости

Популярные материалы

Все популярные

Подборки

Все подборки

Новые трейлеры

Все новые трейлеры