Александр Роднянский: «Фестиваль - это прежде всего коммуникация»
Президент «Кинотавра» о будущем фестивалей и картине «Чернобыль: Бездна»
Корреспондент «Индустрия кино» Иван Кудрявцев поговорил с Александром Роднянским о новых датах крупных зарубежных и российских фестивалей, общем состоянии киноиндустрии и возможных путях выхода из кризиса после окончании пандемии. А также о судьбе фильма-катастрофы «Чернобыль: Бездна», где Роднянский выступил продюсером.
Александр Роднянский: «Фестиваль - это прежде всего коммуникация»
Сюжет программы «Индустрия кино»
Your browser doesnt support HTML5 video.
31-й фестиваль «Кинотавр» и 42-й ММКФ перенесены на осень 2020 г.
Иван Кудрявцев:
Александр Ефимович, вы уже определись с форматом, в котором осенью будут проводить «Кинотавр»? И будет ли внедряться онлайн-формат?
Александр Роднянский
Последнего хотелось бы избежать, если честно. Потому что главное обаяние фестиваля - это, конечно, общение. Фестиваль - прежде всего коммуникация. И в этой связи я думаю, что фестивальная часть должна быть в оффлайне, другое дело, что рыночная часть наверняка может быть в онлайне. Лишь бы состоялись международные фестивали осенью. Мы этого в точности не знаем.
73-й Каннский кинофестиваль перенесен с мая на неопределённый срок 77-й Венецианский кинофестиваль пройдёт в свой срок: 2 — 12 сентября
За место в уплотнившемся фестивальном календаре развернулась ожесточённая борьба. Старейшая фестивальная площадка, Венеция, заявила, что не будет ждать, когда Канны определятся с датой.
Роберто Чикутто, директор Венецианской биеннале:
«Меня обескураживает, что глава Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо всё время изучает ситуацию и не говорит, чего он хочет. Мы открываемся, и если Канны продолжат думать — диалога не будет»
Александр Роднянский:
Новый руководитель Биеннале, частью которого является и Венецианский кинофестиваль, он как-то очень энергично выступил, сказав, что теперь, слава Богу, не состоится Каннский кинофестиваль, и они, то бишь Венецианский фестиваль, смогут выбрать лучшие фильмы и показать. Не мне на это указывать, но нехорошо злорадствовать, что не состоится главный фестиваль мира.
Пандемия подкосила мировую киноиндустрию на самом пике развития. 2019 год был рекордным по глобальным кассовым сборам — $42,5 млрд. Из которых почти половину давали США и Китай, который аккурат перед коронавирусом стал рынком номер один по сборам. Кинотеатры по всему миру пока закрыты.
Валовый мировой бокс-офис 2019 — 42,5 млрд. долларов «Индустрия кино» прогнозирует падение мировых сборов на 75-80%
Иван Кудрявцев:
Вернутся ли люди в кинотеатры, как было до?
Александр Роднянский:
Если и вернутся, то не сразу. Я убеждён, есть проблема с этим. Мне кажется, это будет ступенчатое возвращение. Иными словами, почувствуют ли себя зрители в безопасности? И второе соображение, вернее, фактор: будут ли деньги в карманах наших зрителей? Будут ли они в том финансовом состоянии, чтобы ходить в кинотеатры в таком количестве, так часто и так интенсивно, как они это делали до пандемии.
Бюджет флагманского проекта голливудской студии-мейджора может доходить до 500 млн долларов, с учётом расходов на маркетинг.
Иван Кудрявцев:
Не произойдёт ли вообще глобального разрыва производственного цикла?
Александр Роднянский:
Конечно, произойдёт. Это гигантский удар по индустрии и по даже самым большим студиями. Потому что производство этих картин подразумевает колоссальную ответственность. Что уж говорить о малых компаниях, которые делают небольшие студийные картины. Боюсь, для индустрии настали времена перезагрузки. И в этом смысле, к сожалению, я вынужден признать, что без помощи государства, если речь идёт о выживании индустрии - она сама не выживет.
Трейлер фильма «Чернобыль: Бездна»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Иван Кудрявцев:
К «Чернобылю». Между пандемией и аварией на Чернобыльской АЭС много общего от ощущения происходящего. Этот растворенная в воздухе невидимая угроза, ты не понимаешь, где она тебя укусит, где тебя накроет. И ты не отдаешь себе отчёта в подлинных масштабах происходящего. Вот такая рифма между реальностью и мифом, она проекту в плюс или в минус?
Александр Роднянский:
Мы вчера обсуждали это с Даней Козловским. Не пришли к общему мнению. Мне кажется, это может быть сильным минусом. Аудитория устаёт от проблем и нервного напряжения и может начать искать в кинотеатрах побега от этой действительности. На что Даня во многом справедливо замечает, и я бы хотел с ним согласиться, что всё-равно это сильное эмоциональное переживание с героями, к которым можно подключиться, и можно выйти, наполненным не пессимистическими мыслями о будущем, а с ощущением, что в силах человека справиться с любым вызовом. К сожалению, надо рисковать. Даже если фильм выйдет через год, будет большой риск.
Фильм «Чернобыль: Бездна» должен выйти на экраны 8 октября 2020. Это вторая режиссёрская работа Данилы Козловского.
Ликвидацию последствий Чернобыльской аварии Роднянский наблюдал лично: он прибыл туда на 5-й день после взрыва в качестве документалиста Киевнаучфильма и потом ездил в Чернобыль ещё три года. Впервые о разработке проекта под названием «Чернобыль» Роднянский объявил ещё в 2005 году. Весной 2019 представлять проект под рабочим названием «Опасная вода» про водолазов, спустившихся в резервуары под реактором АЭС, в качестве режиссёра вышел Данила Козловский.
Трейлер мини-сериала «Чернобыль»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Мини-сериал НBO «Чернобыль» выходил с 6 мая по 3 июня 2019 года Он получил две награды «Золотой глобус»
Иван Кудрявцев:
А тут вы берёте и меняете название, которое звучит как спин-офф проекта HBO — «Чернобыль: Бездна». Вы остаетесь с этим названием, и если да, то почему?
Александр Роднянский:
Сейчас обсуждаем возвращение к базовому названию, с которого мы когда-то и начинали, без вот этого опасливого второго названия «Бездна». Мы как бы делаем фильмы с разных сторон. У нас локальная человеческая история о тех, кто невольно оказался жертвами аварии и её же ликвидаторами, а у них история про систему.
Иван Кудрявцев:
Что интересного вы недавно посмотрели, и какой фильм, либо фильмы, спасли вас в эти дни?
Александр Роднянский:
Знаете, я наслаждаюсь в эти дни классическим кинематографом. Ну, например, вчера я посмотрел «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони (великий фильм) и посмотрел стилистически прямо противоположный ему «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика. В один день. И это, конечно, удивительное наслаждение. Посмотрел картину, которая всегда меня приводит в состояние изумления, — «Сладкую жизнь». Посмотрел «Гибель Богов» Висконти. Я на самом деле не ищу спасения в милых весёлых рождественских сказках. Мне это не нужно. Я их не очень-то и люблю, но классическое кино меня всегда спасает. При этом оно позволяет сохранить внутреннюю амбицию по отношению к качеству фильмов. Ты твёрдо понимаешь, на каком несопоставимо низком уровне ты работаешь сам, когда ты видишь эти удивительные шедевры.