Мультфильм «Акира» появился на закате «золотого века аниме» в 1988 году. Фильм экспериментировал с компьютерными спецэффектами, отличался крайне высокой прорисовкой фонов, и главное, в нем вдвое была увеличена частота кадров (до 24 кадров в секунду), что не слишком характерно для аниме. Это был высокобюджетный, амбициозный проект и, как следствие, он не сумел окупить себя в японском прокате.
Однако именно «Акира» вызвал мгновенный и бурный интерес к аниме на Западе, сделав японскую анимацию международным достоянием. Культовость этого мультфильма, уже ставшего классикой, во многом обеспечил его сюжет. Киберпанк-история о детях-мутантах, которых готовит военное правительство, и о катастрофе, которая случается, когда один из них выходит из под контроля, впечатляет.
Этот мультфильм легко причислить к шедеврам японского анимационного киноискусства: каждый его кадр можно останавливать и вешать на стену, как готовую картину, будь то изображение ночного неба в скромной деревушке, или виды гремящего мегаполиса Токио.
«Твое имя» выбрали и зрители всего мира, не случайно компания Paramount Pictures и Дж.Дж.Абрамс лично уже объявили, что будут работать над его американской адаптацией. Так что скоро мистическая, полная неожиданных поворотов, история любви городского парня и скромной девушки на фоне трагических событий из альтернативного прошлого Японии, получит новое воплощение.
Один из первых аниме-фильмов, завоевавших международную известность, и кстати, попавших в советский прокат. Поколение тех лет до сих пор помнит тот леденящий ужас, который наводили на них первые десять минут этого фантастического аниме. Интересно, что у нас он подвергся цензурным правкам, так что хорошо, что теперь есть возможность сравнить оригинальную и прокатную версии, а заодно оценить высочайшее качество советского дубляжа.
Когда великий мастер уходит, оставляя дорогу молодым, в память о себе он создает нечто особенное. В 2013 году на Венецианском фестивале Хаяо Миядзаки представил свою последнюю работу «Ветер крепчает» и попрощался с анимацией. Этот очень зрелый мультфильм рассказывает историю жизни одного японского авиаконструктора по имени Дзиро – собирательный образ реального Дзиро Хорикоси, работавшего над истребителями Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero, и писателя Тацуо Хори, написавшего роман «Ветер крепчает». Эпическое аниме-полотно о человеке, отдавшего всего себя любимому делу, было созвучно с мироощущением самого Миядзаки, который мог бы легко подписаться под словами Хорикоси: «Всё, чем я хотел заниматься, — это делать что-то прекрасное». Не удивительно, что руководитель студии «Гибли», кажется, передумал и собирается вернуться к созданию аниме.
Первый полнометражный фильм про покемонов, забавных карманных монстрах, участвующих в турнирах. Он состоит из трёх новелл разного размера, где, конечно, немалое место уделено непревзойденному Пикачу. Фильм сразу стал большим международным хитом, при бюджете в $30 млн. его сборы составили рекордные $163 млн. За этим мультфильмом-первопроходцем последовали продолжения, которых в полном метре насчитывается уже два десятка. И до сих пор вся продукция сверхпопулярной медиафраншизы под названием «Покемон» крайне востребована.
Глубокий и крайне эмоциональный мультфильм о том, как юноша, увлеченный литературой, пишет для одной знакомой девушки, которая в буквальном смысле слова питается книгами. Только потом понимаешь, что буквоежка, скорее всего, ёкай – в японской традиции сверхъестественное существо, заключенное в тело человека. Она - добрый книжный дух, ну а для творчески одаренного юноши, она девушка по имени Токо Амано, предмет его вдохновения, муза в подлинном, пушкинском понимании этого слова. Вместе им предстоит пережить множество приключений, сюжет этого аниме, снятого по ранобэ (романтической лайт-новелле) «Литературная барышня», невероятно запутанный.
Классический аниме-хоррор, действие которого разворачивается в далёком будущем, в тринадцатом тысячелетии, где миром давно правят жуткие вампиры. Они мучают людей и питаются их кровью, и только охотники на вампиров могут бросить им вызов. При этом D сам наполовину вампир, метис, который очень хорошо понимает своего врага. В нулевые у фильма вышло продолжение, «D: Жажда крови», и по популярности оно быстро обошло оригинал.
На данный момент лучшая работа Гора Миядзаки, сына легендарного Хаяо Миядзаки, созданная на базе студии «Гибли». После неудачной экранизации фэнтези «Земноморье» Гора Миядзаки решил испытать себя в живописании повседневности и создал прекрасную и чистую картину о послевоенном поколении Японии. Шестидесятые годы ХХ века в Японии не так уж сильно отличаются от нашего Советского прошлого, патриотически настроенные юноши и девушки, строят новую жизнь, стараясь сохранить все лучшее, что могло уцелеть в старой. Уми и Шун ведут активную общественную жизнь и много работают, не замечая, как влюбляются друг в друга. Однако жизнь готовит им искушение…
Есть в манге и аниме такой жанр – тямбара. Происхождение его довольно забавно, по мнению японцев, примерно такой звук издают скрещенные мечи в бою. Тямбара - это что-то вроде вестерна, только вместо ковбоев здесь мастера меча, а дуэли проходят с использованием холодного оружия. В данном фильме, классике жанра, есть ещё и мистическая составляющая, что особенно любопытно.
Посмотреть этот мультфильм нужно как минимум потому, что по нему был снят одноименный блокбастер с великолепной Скарлетт Йоханссон. Кстати, тот факт, что не азиатка играет в адаптации любимого аниме 90-х годов, всколыхнул западное общество. Японцы же, наоборот, остались довольны, Скарлетт в роли киборга Мотоко Кусанаги, им понравилась. Ведь давно понятно, что аниме – явление интернациональное.
К созданию оригинала приложил руку американский дистрибьютор аниме Manga Entertainment, уставший ждать от японцев очередного хита вроде «Акиры». В «Призраке в доспехах», как и в «Акире», успешно использовалась графика: обработка на компьютере кадров изначально рисованных вручную только украсила аниме.
Это не вестерн, а «Бибоп» - не имя героя, а название космического корабля. Хотя его команда ведёт себя вполне подобно шерифам и с пистолетами обращается столь же виртуозно. Поклонники мультсериала «Ковбой Бибоп» ждали этот фильм и разочарованными не остались, поэтому начать лучше сразу с полнометражной версии, а потом, если понравится, втянуться в сериал.
Это самый титулованный мультфильм последних лет. Ни один список величайших анимационных фильмов в истории не обходится без этого роскошного аниме Хаяо Миядзаки. Критики по всему миру не раз пытались анализировать загадочный архетипический мир его героев - призраков, драконов, духов, ведьм и прочую забавную и страшную нечисть. А зрители просто наслаждаются на экране удивительной сказкой – одновременно древней и современной, куда, словно Алиса в Страну чудес, нечаянно угодила 10-летняя девочка Тихиро.
Метрополис
Metoroporisu
2001
/ Аниме, Боевик, Драма, Мультфильм, Приключения, Триллер, Мелодрама, Криминал, Фантастика
/ Япония
Это не ремейк классического шедевра Фрица Ланга, хотя многие критики не раз находили в эстетике двух картин много общего. Этот аниме принято рассматривать как скрещение жанров киберпанк, где речь идет о компьютерном мире, и дизельпанк, где мир базируется на технологиях, созданных в промежутке между Первой мировой войной 50-ми годами прошлого века. А ещё в нём есть явные отсылки в адрес «Бегущего по лезвию», так что здесь настоящее раздолье для синефилов.
Кэйдзи Накадзава буквально на себе испытал, что такое атомная бомбежка Хиросимы, увиденное своими глазами, он попытался изобразить при помощи манги. Возможно, что все происходящее тогда для него, маленького мальчика, и выглядело примерно, как сбывшийся комикс о самом страшном апокалипсисе.
Советские зрители, а фильм шел у нас в прокате, были поражены, что в форме аниме можно рассказать о ядерной атаке и её последствиях. Для японцев эта тема не перестаёт быть актуальной. В своих фильмах и аниме они вновь и вновь воспроизводят катастрофы по своей разрушительной силе сравнимые с той трагедией. «Босоногий Гэн» - мультфильм-предупреждение, один из лучших на эту тему, история о том, как жить, даже если кажется, что это уже невозможно.
Это одна из первых попыток Миядзаки и его студии «Гибли» доверить большой проект другому режиссеру. Сам Миядзаки в этом фильме отвел себе роль не постановщика, а продюсера и соавтора сценария. Ставки на фильм делались большие: впервые «Гибли» работала с компьютерной графикой и впервые в истории японского аниме, звук был записан в системе Dolby Digital. В итоге, эта романтическая история любви удалась на славу.
Один из популярных сюжетов в манге и аниме – компьютерные игры, в которых можно «застрять» не в переносном, а в прямом смысле. Герою фильма предстоит участвовать в крупнейшем виртуальном сражении, выйти из него победителем и завоевать сердце красивой девушки, причём сделать это уже в реальном мире. В 2010 году этот мультфильм о силе семьи и традиций в век компьютеров, был назван Японской академией Лучшим анимационный фильмом года.
Аниме-экранизация замечательного романа Акиюки Носаки, бестселлера 60-х годов. Это реалистическая, но очень трагическая история о брате и сестре на фоне Второй мировой войны. Оставшись без родителей, дети пытаются выжить, и их личная трагедия нарастает вместе с национальной. Техника японского анимационного киноискусства позволяет браться даже за такие тяжёлые, неудобные и «взрослые» темы, как эта. В Японии этот мультфильм стал классикой, а в остальном мире многими считается одним из лучших о войне.
Здесь есть всё, что сразу заставляет прилипнуть к экрану: молодость, красота, страх смерти, прекрасная музыка и, конечно, путешествия во времени, которые в результате несчастного случая теперь может совершать главная героиня. Мультфильм известного режиссёра-анимации Мамору Хосода (его другому аниме «Летние войны» тоже нашлось место в нашем списке) для многих зрителей стал любимым за его жизнелюбие и устремленность в будущее.
Этот аниме про боевых роботов, инопланетян, далёкое будущее и борьбу человечества за выживание, заработал очень приличную кассу в Японии, став настоящим хитом. Как и положено в жанре меха, главному герою предстоит управлять человекоподобным роботом, имя которому Евангелион. После Второй мировой войны образ борьбы с врагом, которого победить невозможно, сильно занимает умы японцев, но творчество помогает им справиться с этими комплексами и превратить их в свою сильную сторону.