«Бэтмен», «Секс, ложь и видео», «Декалог» и другие хиты 1989 года
Фильм Про. Хрестоматия. Фильмы, без которых история кино была бы другой
Сразу несколько начинающих кинематографистов громко заявили о себе в 1989 году, причём их картины не просто стали популярными, но повлияли на весь мировой кинематограф в последующие годы. Международные фестивали жадно устраивали премьеры «полочных» фильмов из соцстран. А мы вспоминаем самые важные картины того года и не можем не удивляться тому, насколько они и сейчас актуальны.
«Бэтмен», «Секс, ложь и видео», «Декалог» и другие хиты 1989 года
Бэтмен
Молодой режиссёр Тим Бёртон сделал то, что перевернуло представления об экранизациях комиксов. Сохранив эксцентричность героев и сюжет комикса о Бэтмене, он создал полноценное драматическое произведение. Бэтмен у Бёртона не наделён ни одной суперспособностью, у него есть только страхи, комплексы, богатство, верный дворецкий и резиновый костюм, в который миллионер Брюс Уэйн переодевается по ночам, чтобы блюсти порядок на улице. Бэтмен одинок и несчастен, у него мрачное чувство юмора, да и красавцем его назвать нельзя. Комический актёр Майкл Китон здесь мрачен и угрюм, а Джокер в блестящем исполнении Джека Николсона не так уж безумен. Он лишь тоскует по изысканной красоте – серому Готэму её очень не хватает.
Трейлер фильма «Бэтмен»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Секс, ложь и видео
За свой кинодебют 26-летний Стивен Содерберг получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах (исполнитель главной роли Джеймс Спэйдер также получил приз) и сразу превратился в одного из самых заметных американских режиссёров. Которым продолжается оставаться по сей день, хотя творчество Содерберга неровное и включает много проходных и слабых картин. Но тогда Содерберг, во-первых, неожиданно для себя превратился во флагмана американского независимого кино в глазах обывателя, а во-вторых, неожиданно серьёзно заговорил о том, насколько любовь необходима для секса и насколько, даже и имея и то, и другое, человек может оставаться одиноким.
Джеймс Спэйдер и Энди Макдауэлл в фильме «Секс, ложь и видео»
Роджер и я
Ещё один важнейший дебют 1989 года – первый полнометражный фильм Майкла Мура, самого успешного документалиста в истории, а также известного провокатора, телезвезду и публициста. Традицию «синема верите» Мур трансформировал под себя и создал стиль, которым не раз воспользуется впоследствии. Он – главный персонаж своих фильмов. Толстяк в бейсболке, самый обычный парень, которому просто «больше всех надо». Его возмущает несправедливость, и он немедленно начинает искать виноватых. Так, в фильме «Роджер и я» «виноватым» оказывается Роджер Смит, исполнительный директор General Motors. Из-за того, что компания закрыла несколько заводов в родном городе Мура Флинте, штат Мичиган, десятки тысяч людей потеряли работу. Мур пытается понять, как может крупная корпорация так безнравственно поступать с людьми, лишая их средств к пропитанию, и можно ли что-то противопоставить этому. Чтобы выяснить это, он пытается встретиться с Роджером Смитом и поговорить с ним: конечно, если тот узнает, сколько людей пострадало в результате закрытия заводов, он немедленно что-нибудь предпримет. Мур на экране – борец с ветряными мельницами, но идея, кроющаяся за шутовством его фильмов, вполне серьёзна: нужно бороться за своё право на жизнь против тех, кто почему-то решил, что деньги и власть позволяют им управлять свободными людьми.
Майкл Мур в фильме «Роджер и я»
Тэцуо, железный человек
Пока весь мир пребывал в восторге от голливудских терминаторов и других киборгов, в Японии появился фильм на эту же тему, но в разы более озорной, радикальный и – художественный. Наполненный весёлой агрессией, рассказ о фетишисте, соединившим своё тело с железками, стал предметом культа сначала на родине, а потом и за её пределами. Сегодня серия фильмов «Тэцуо» – классика киберпанка, которую в обязательном порядке смотрят все поклонники этого течения, да и просто любители кино. Если, конечно, нервы выдерживают высокий градус абсурдистского и, скажем так, громкого повествования.
Кадр из фильма «Тэцуо, железный человек»
Ведьмина службы доставки
В той же Японии Хаяо Миядзаки создаёт другой фильм, который так же станет классикой для всей планеты и так же превратится в обязательный для просмотра. Ведьмочка Кики – один из самых светлых и удивительных персонажей фильмов Миядзаки, мультик о её приключениях покорил миллионы детских и взрослых сердец. Как и полагается настоящему сказочнику, Миядзаки заложил в фильм важные мысли о взрослении, инициации, первых разочарованиях и способах выжить в суровой действительности, не потеряв человечность. Для каждой маленькой ведьмочки эти уроки особенно важны.
Трейлер фильма В«едьмина службы доставки»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Декалог
Кшиштоф Кесьлёвский завершил свой многолетний труд, который формально является телесериалом, но фактически представляет собой большое кинопроизведение в десяти частях. Не случайно «Декалог» не только называют среди лучших многосерийных фильмов, но и ставят его в ряд с признанными шедеврами кинематографа, отмечая его глубину и новаторство. Суть замысла Кесьлёвского в том, чтобы поговорить о сложности десяти заповедей из Ветхого Завета, и каждая серия фильма – это рефлексия на тему каждой конкретной заповеди в современном мире. На поверку заповеди эти оказываются не самоочевидными, как принято считать, но невозможно сложными и противоречивыми, как показывает опыт (чаще всего трагический) персонажей фильма. Христианство Кесьлёвского трудное, противоречивое, но актуальное и важное для современного зрителя. В 1989 году фильм вышел в Польше, а потом и во всём мире, он продолжает волновать и заставлять размышлять всех, кто его хотя бы частично посмотрел.
Кадр из фильма «Декалог»
Повар, вор, его жена и её любовник
Самый гармоничный и самый красивый из ранних фильмов английского режиссёра Питера Гринуэя. Гринуэй играет с цветом, композицией кадра, ритмом повествования и человеческими страстями. Костюмы для фильма специально сшил Жан-Поль Готье, барочная красота происходящего должна резко контрастировать с его физиологизмом и самыми низкими проявлениями человеческого духа. Люди на экране пожирают еду, впечатления и ощущения, а потом начинают поедать друг друга, и этот антропологический фагоцитоз становится поводом для едкой иронии мизантропа Гринуэя. Только его безупречный вкус и чувство прекрасного позволяют творящемуся на экране кошмару оставаться прекрасным произведением искусства.
Кадр из фильма «Повар, вор, его жена и её любовник»