Иранское кино. Формула успеха
Коротко об одном из главных кинематографов мира
Любой фильм, в описании которого стоит пометка «Иран», встречается публикой с огромным интересом. Уже четверть века за фильмами режиссёров из этой страны охотятся все фестивали мира, а синефилы заучивают наизусть трудные для западного уха фамилии (спасает то, что хотя бы ударение везде ставится одинаково, на последний слог). Наш материал – попытка вкратце рассказать об этом кино тем, для кого Иран пока не стал основным поставщиком художественных откровений.
Иранское кино. Формула успеха
Попробуем, перед разговором о каждом из них, понять, почему к ним, иранцам, так присматривается вся кинематографическая общественность, почему иранское кино – один флагманов мирового кинопроцесса. Вот несколько черт, которые относятся ко всем режиссёрам, о которых пойдёт речь ниже.
Кадр из фильма «Где дом друга?» (режиссёр Аббас Киаростами)
Иранское кино не боится быть сентиментальным. Там, где европейцы постесняются обнаруживать эмоции или просто не поверят в большие, высокие чувства, скупо покажут страдание и сострадание, иранцы пойдут до самого конца. Дальше уже будут вариации. Кипящие страсти могут быть выражены через красноречивое молчание героев и отразиться только в их глазах. Могут быть целиком озвучены в яростных, динамичных диалогах. Могут стать поводом для развёрнутых, неторопливых метафор. Грусть и радость здесь всегда глубоки и просты в одно и то же время.
Иранское кино остросоциально, политизировано, но при этом совершенно универсально. Иначе говоря, это не экзотические проблемы отдельно взятой страны, а конфликты, понятные любому человеку, живущему хоть к востоку от Ирана, хоть к западу. Философский взгляд на действительность, присущий мастерам иранского кино, превращает любые локальные проблемы в универсальные, и делается это, во многом, за счёт того, что это всегда истории локальные, портреты самых обычных, «маленьких» людей, которые стараются выжить в непростом мире. Часто эти люди маленькие в прямом смысле: герои многих иранских картин – дети. Все радости и страдания у обычных людей любой страны очень похожи, поэтому сюжеты иранского кино понятны в любой точке земного шара, хотя есть здесь и национальная специфика. Например, это касается ограничения прав женщины в исламском обществе: все крупные фигуры иранского кино успели застать свою страну до середины 70-х, и они до сих пор болезненно переживают смену идеологической парадигмы. С другой стороны, очевидно, что современный Иран значительно смягчил свои писанные и неписанные законы. Это ведёт к тому, что конфликты становятся более сложными, но и, опять же, более универсальными, и женщина с покрытой головой во многих ситуациях ведёт себя практически так же, как классическая американская блондинка.
Кадр из фильма «Вкус вишни» (режиссёр Аббас Киаростами)
Иранское кино сочетает в себе игровое и документальное начала. Оно переработало эстетику неореалистов, поэтику французского, русского, японского кино, это вообще кино людей, которые смотрели много хороших фильмов и серьёзно думали о них. Это кино, которому нужно дыхание настоящих улиц, реальные люди в выдуманных специально для них ситуациях ведут себя естественно и непринуждённо. Режиссёр открыто разговаривает с ними, они рассказывают о своей жизни, жалуются камере на несправедливости, делятся с ней своими маленькими радостями. Мы часто слышим из уст героев названия знакомых европейских фильмов или угадываем в очередной сцене реверанс в адрес какого-нибудь великого художника кино, но здесь нет эпигонства. Иранские авторы твёрдо стоят на земле, они помнят, кто они и откуда, все они – подлинные патриоты, готовые не раз доказывали, что готовы отдать жизнь за свой народ. Но это не мешает им ценить всё то, что накопила мировая культура, в середине которой они находятся.
Наконец, иранское кино оптимистично. Несмотря на то, что герои фильмов часто испытывают огромные трудности, гибнут, отчаиваются, их постигает тотальный крах, в самих фильмах всегда содержится надежда на то, что это пройдёт, а победит – жизнь. Победят разум, глубокие чувства, справедливость. Не сейчас, так потом, потому что иначе и быть не может. Это надежды в иранском кино значительно больше, чем во многих западных фильмах с хэппи-эндами.
Теперь – те, чьи имена необходимо знать, когда речь идёт об иранском кино.
Кадр из фильма «Копия верна» (режиссёр Аббас Киаростами)
Аббас Киаростами
Старейшина иранского кино – сегодня ему 75 лет, и он по-прежнему остаётся одним из главных режиссёров мира, хотя последние его картины вызвали неоднозначную реакцию публики. Он начал работать в кино незадолго до исламской революции 1979 года и продолжил создавать фильмы при новом режиме. При этом он создал достаточное количество заказных работ, например, научно-популярных пропагандистских фильмов для внутреннего пользования, но на Западе стал известен совсем другими картинами.
Пик своего творчества Киаростами пережил в 90-е годы. Его фильм «Сквозь оливы» попал в конкурс Каннского МКФ и был его фаворитом, а следующая картина, «Вкус вишни» («Вкус черешни»), получила «Золотую пальмовую ветвь» - первую для иранского кинематографа. С этого момента все картины Киаростами оказывались на крупных фестивалях, в основном, на Каннском, а режиссёр получил всемирную известность. У него есть как работы относительно традиционные по форме, так и экспериментальные. Так, фильм «Десять» - это снятые в документальной стилистике диалоги с людьми, севшими в машину и во время перемещения по Тегерану рассказывающими о своих проблемах. А фильм «Пять» - посвящение Ясудзиро Одзу, выполненное почти в видеоартовой манере: пять длинных сцен природы, снятых каждая одним кадром и одним планом.
С 2010 года Аббас Киаростами снимает фильмы за пределами Ирана. «Копия верна» создан в Италии при участии Ирана, Франции и Бельгии, «Как влюблённый» - в Японии, тоже при участии Франции. В обоих в центре сюжета – любовь и трагизм и парадоксальность человеческой жизни, оба были в конкурсе Канн. В последние годы Киаростами много участвовал в международных киноальманахах. Ближайший его проект будет, как анонсируется, в США.
Трейлер фильма «Как влюблённый»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Мохсен Махмальбаф
Младший коллега Аббаса Киаростами (Махмальбафу ещё нет 60 лет), тем не менее, был у истоков иранской «волны», которая и стала мировым брендом. Первые свои фильмы он снял уже после иранской революции, а до этого был ортодоксальным исламским революционером, сидел в тюрьме, участвовал в исламских акциях. В 80-е годы снимал социальное кино о человеческих пороках, которые до сих пор не побеждены исламом, но постепенно стал всё больше внимания уделять поэтическому кинематографу, и с 90-х годов работает в этом направлении. Его «Салям, синема!» и «Миг невинности» - синефильские работы, отсылающие к метакино Федерико Феллини. Это уже кино не радикального исламиста, а человека, глубоко переживающего философию ислама, его красоту и возвышенность, которые много веков вдохновляли поэтов разных стран и культур. В середине 90-х Махмальбаф занимается педагогикой, активно вовлекает в кинематограф всю свою семью, его жена и дети – режиссёры, операторы, продюсеры, члены семьи помогают друг другу снимать кино, и плоды коллективного творчества часто оказываются на престижных фестивалях мира. «Тишина», «Кандагар», «Sex и философия», «Крик муравьёв» становились крупными событиями кинематографической жизни.
С 2005 года Махмальбаф уезжает из Ирана и снимает кино в других странах, хотя и прежде делал это. В 2014 году вышла его картина «Президент», которую кто-то считает политической, хотя по форме она больше напоминает притчу о человеке, который получил возможность увидеть чужими глазами всю свою жизнь и выстрадать те страдания, которые он приносил другим людям. Фильм снят в Грузии, и гуманизм Махмальбафа вполне созвучен гуманизму грузинского кино, его вниманию к людям и стремлению к гармонии с природой, которое у Махмальбафа и здесь выражено очень ярко.
Кадр из фильма «Миг невинности» (режиссёр Мохсен Махмальбаф)
Джафар Панахи
В сравнении со своими упомянутыми выше старшими (но не сильно) коллегами Панахи снял не так много картин. Зато каждая из них становилась событием. У него нет проходных работ, каждая – произведение искусства, которое вызывает бурную реакцию мировой публики. Уже дебютный фильм «Белый шар» (сценарий помог написать Киаростами) получил приз за лучший дебют в Каннах, потом был «Золотой леопард» за «Зеркало», а через пять лет Панахи получил «Золотого льва» за фильм «Круг». С этого момента главной темой фильмов Панахи стала борьба женщин Ирана за равные права с мужчинами. Героини его картин отказываются выходить замуж за братьев умерших мужей, пытаются управлять ресторанами, пытаются ходить на стадионы и болеть за любимую футбольную команду, для чего им приходится переодеваться в мужчин.
В 2010 году иранские власти сначала арестовали Панахи, а потом заменили тюремное заключение на домашний арест, который ещё через некоторое время заменили на подписку о невыезде. Ему также была запрещена любая творческая деятельность, включая съёмки кино. Однако Панахи продолжил снимать. Сначала это был фильм о том, какой фильм он хотел бы снять. Потом фильм о том, как Панахи мечтает о съёмках фильма. А в фильме «Такси» Панахи сел за руль и поехал по Тегерану, записывая свои беседы с людьми, - вполне в духе своего учителя Киаростами. За эту картину Панахи получил «Золотого медведя» в Берлине и упрочил свой статус одного из самых интересных современных авторов.
Трейлер фильма «Такси»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Маджид Маджиди
Главный певец иранской детворы Маджид Маджиди не кажется антиподом Панахи, хотя у него никогда не было конфликтов с иранскими властями, и за эту лояльность его, как говорят, игнорировали многие европейские кинофестивали. Бедные, измученные, часто искалеченные дети бедняков у Маджиди вполне рифмуются с ребятами из картин Панахи, но для них всё это было, как бы сказали у нас, крестом, который надо нести благородно и честно. Маджиди – человек верующий, для него непрофессиональные актёры, ребята, которых он снимает в каждом своём фильме, - это символы невинности, чистоты, добра, которое пробивается сквозь тьму – не к окружающим, а к тем, кто сидит по ту сторону экрана. Детей у Маджиди заставляют заниматься контрабандой в рабстве, они крадут оружие, лгут. Маджиди может сделать главного героя слепым, может подвергнуть его тягчайшим соблазнам. Последние десять лет Маджиди снимает мало, хотя ему нет ещё и шестидесяти лет.
Кадр из фильма «Дети небес» (режиссёр Маджид Маджиди)
Асгар Фархади
Звезда Фархади взлетела относительно незаметно – на фоне титанов иранского кино он не слишком выделялся, и когда фильм «Танцуя в пыли» участвовал в ММКФ в 2003 году, никто не предполагал, что имя Фархади меньше, чем через десять лет, узнают даже те, кто никогда не слышал о других иранцах. «Развод Надера и Симин» оказался едва ли не самым громким фильмом 2011 года. Получив «Золотого медведя» в Берлине, фильм торжественно прошествовал по фестивалям всего мира, собрав десятки призов, и увенчал всё это «Оскаром» за лучший фильм на иностранном языке. Всё потому, что Фархади создал универсальную историю: жена хочет уехать из страны, а муж хочет остаться, чтобы ухаживать за отцом. Поэтому они подают на развод, и каждого из них затягивает в водоворот житейских проблем, которые им приходится решать уже по отдельности. Следующий свой фильм, «Прошлое» («Секреты прошлого»), Фархади снял во Франции, и здесь тоже есть тема развода и сопутствующих проблем. Но даже участие в фильме французской звезды Беренис Бежо не помогло ему снискать лавров «Развода Надера и Симин» - фильм даже во Франции не получил ни одного «Сезара», хотя в Каннах Бежо наградили за лучшую женскую роль.
Трейлер фильма «Развод Надера и Симин»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Этими авторами иранское кино, конечно, не ограничивается. Фильмов снимается много, у них есть свои преданные поклонники, в России иранскому кино посвящено немало форумов, иранские картины часто можно встретить на наших фестивалях. Мы предложили здесь только нескольких авторов, с которых стоит начать знакомство с миром иранского киноискусства, чтобы влюбиться в него и продолжать эти отношения как можно дольше.