ФильмПро Ты решаешь, что смотреть

«Фильм Про» - Хрестоматия. Знаковые фильмы 1990 года

«Эдвард руки-ножницы», «Один дома», «Вспомнить всё» и другие фильмы, без которых история кино была бы иной

Кино в 1990 году находилось на распутье. Прошла волна ярких дебютов 80-х. Назрели большие перемены в мировом раскладе, которые принесут с собой и новое кино, и новых людей, и новые трагедии. Ещё не вспыхнула звезда Тарантино, который изменит весь кинематограф навсегда. В каждом из представленных фильмов есть ожидание, а иногда и надежда. Хотя разглядеть её бывает не так легко.

«Фильм Про» - Хрестоматия. Знаковые фильмы 1990 года

Эдвард руки-ножницы


Кадр из фильма «Эдвард руки-ножницы»


Большинство критиков сходятся во мнении, что «Эдвард руки-ножницы» - лучший фильм Тима Бёртона, самый цельный, динамичный, сочетающий в себе все признаки «фирменного» стиля режиссёра. Действительно, на протяжении всей последующей карьеры Бёртон, в основном, разрабатывал свои навыки, но по-настоящему нового в сравнении с «Эдвардом» создал не так много. Кроме того, фильм носит автобиографические черты: пошло-мещанский городок, где Эдвард безуспешно пытается социализироваться, Бёртон создавал по воспоминаниям о своём детстве. Более подробно об этом и других фильмах Бёртона можно узнать в нашем специальном материале.

Один дома


Кадр из фильма «Один дома»


Озорная комедия о мальчишке, издевающемся над незадачливыми грабителями, не только стала кассовым хитом, но превратилась в настоящее культурное явление, породив множество подражаний и пародий. К ним, среди последних, относится российский фильм «Ёлки 1914». После работы в картине «Один дома» исполнитель роли мальчика Маколей Калкин мгновенно стал суперзвездой, но в дальнейшем ни один его образ не добился успеха, сопоставимого со славой Кевина, которого родители нечаянно оставили дома под Рождество. Эта роль специально писалась под Калкина, но на прослушивание пришли несколько сотен ребят: продюсеры хотели убедиться, что не ошиблись. После выхода фильм попал в Книгу рекордов Гиннесса, как самая кассовая комедия в истории: он заработал 533 миллиона долларов в мировом прокате. Только после этого один внимательный зритель заметил удивительную вещь: хотя Кевина постоянно показывают у него дома, мы не разу не видим его в его комнате.

Вспомнить всё


Кадр из фильма «Вспомнить всё»


Голландский режиссёр Пауль Верхувен, до того, как стать для всего мира Полом Верховеном, прославился тем, что умел очень ярко и страстно снимать сцены насилия и секса. Поэтому, а также, не в последнюю очередь, после оглушительного успеха поставленного им в США «Робокопа», Верхувена позвали снимать «Вспомнить всё» по мотивам рассказа Филипа К. Дика. Изначально картину должен был снимать Дэвид Кроненберг, но, по разным причинам, он вынужден был отказаться от этого проекта на стадии подготовительного периода. Верховена очень хотел видеть в качестве режиссёра Шварценеггер, восхищавшийся «Робокопом». Прокат фильма был затруднён, так как Верхувен попытался поместить туда гораздо больше секса и насилия, чем было принято в Голливуде, - но значительно меньше, чем в своих голландских картинах. В результате вышло две версии, полная и «сглаженная», которая позволила фильму добиться широкого проката и даже приобрести культовый статус среди поклонников научной фантастики.

Дикие сердцем


«Дикие сердцем»


Не так много людей считают «Дикие сердцем» не только гениальным фильмом, но хотя бы лучшим у Дэвида Линча, но место этого фильма очень важно, и не случайно ему была присуждена «Золотая пальмовая ветвь». Линч здесь переосмыслил феномен «Бонни и Клайда» и других «бунтарских» фильмов прошлого, вдохнув в него новую жизнь, открыв простор для целого направления психоделических боевиков 90-х. Зло и добро здесь полностью уступили место эстетике, а сознание и подсознание героев целиком слились с действительностью, в которой им приходится существовать. В дальнейшем фильмы в стилистике «Диких сердцем» стали содержать больше сцен немотивированного насилия, но в остальном линчевские наработки оставались эталоном, на который можно было равняться.

Розенкранц и Гильденштерн мертвы


Кадр из фильма «Розенкранц и Гильденштерн мертвы»


Когда Том Стоппард экранизировал свою же старую пьесу по мотивам «Гамлета», он, скорее всего, не предполагал ни того, что получит за это «Золотого льва», ни того, что эта картина, его дебют в кинорежиссуре, вызовет резонанс не меньшей, чем в своё время пьеса. Постмодернистская, абсурдистская постановка с участием Тима Рота и Гари Олдмана выводила зрителя за кулисы «Гамлета», но и дальше этого таинственного закулисья не пускала. Розенкранц и Гильденштерн обречены вечно ошиваться где-то недалеко от Гамлета, вынужденные время от времени появляться в действии шекспировской трагедии и в нужный момент погибнуть. У Шекспира они второстепенные персонажи, здесь – главные, но от этого они не становятся в меньшей степени марионетками. Так вариация на тему классики становится философской притчей, и остаётся её до сих пор.

Так жить нельзя


В конце Перестройки, накануне крушения СССР, Станислав Говорухин решил, что в кризисный период нужно заниматься прямой публицистикой, и снял документальный фильм «Так жить нельзя». Фильм немедленно стал хитом, что вообще характерно для Перестройки, где документальное кино часто шло впереди игрового. Со свойственными ему прямотой, резкостью и афористичностью Говорухин в этом фильме вслух размышляет о том, что случилось с Россией и почему она оказалась в состоянии кризиса. Обличение советской действительности, неизбежно ведущей народ к катастрофе, - главная мысль фильма. От неё Станислав Говорухин впоследствии отказался, и в двухтысячные не раз говорил, что далеко не во всём согласен с собственным фильмом. Вскоре после «Так жить нельзя» Говорухин снял ещё две публицистические картины в том же настроении: «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция». В это же время выходит его документальная картина, основанная на встрече с Александром Солженицыным.

Такси-блюз


Кадр из фильма «Такси-блюз»


На том же Каннском МКФ, где Линч получил «Золотую пальмовую ветвь», приз за режиссуру достался дебютанту Павлу Лунгину за его фильм «Такси-блюз». В этом многие недоброжелатели увидели стремление Европу поощрить мрачный взгляд на советскую действительность, господствовавший в нашем кинематографе и прозванный «чернухой». Но спустя годы каждый зритель этого фильма заметит, что история в нём вполне универсальная, и Лунгина наградили не за политику, а за искусство. Это конфликт плебейского и элитарного начал, это тема инициации, наконец, вопрос Судьбы, которая у таксиста и саксофониста своя, как бы они ни дружили и ни сближались. Фильм примечателен также тем, что это первая главная кинороль Петра Мамонова, - после неё стало понятно, что он не только крупный музыкант, но и актёр с большим потенциалом.

#хрестоматия фильм про #1990 фильмы #1990 лучшие фильмы
Эдвард руки-ножницы, Один дома, Вспомнить всё, Дикие сердцем, Великая криминальная революция, Такси-блюз, Россия, которую мы потеряли, Так жить нельзя
Арнольд Шварценеггер, Павел Лунгин, Том Стоппард, Маколей Калкин, Пол Верховен, Станислав Говорухин, Дэвид Линч, Тим Бёртон, Петр Мамонов
2491 просмотров
1 комментариев

Свежие новости

Все новости

Популярные материалы

Все популярные

Подборки

Все подборки

Новые трейлеры

Все новые трейлеры