«Фильм Про» - Хрестоматия. Знаковые фильмы 1970 года
По каким фильмам вспоминают 1970 год
Рубрика «Хрестоматия» - это рассказ о фильмах, которые прошли испытание временем и продолжают свою жизнь для миллионов зрителей. А также о тех, которые прогремели в своё время и повлияли на него, но так и остались в нём, превратившись в экспонаты реальных и виртуальных музеев кино. С этими фильмами жить интереснее, и мы отобрали для вас самые значимые.

«Фильм Про» - Хрестоматия. Знаковые фильмы 1970 года
«Крот», режиссёр Алехандро Ходоровский

Несмотря на восторженный приём у американской критики, фильм долгое время демонстрировался в США исключительно в ночных кинотеатрах.
Прокату фильма в США (Ходоровский вообще не думал, что картину посмотрит кто-то, кроме его друзей и единомышленников, активно содействовал Джон Леннон, а среди поклонников фильма числятся Боб Дилан, Питер Гэбриэл, Мэрилин Мэнсон, а также Дэвид Линч и Деннис Хоппер. Успех фильма был настолько очевиден, а его стиль оказался настолько завораживающим, что Ходоровскому вскоре предложили снять блокбастер по «Дюне» Фрэнка Херберта. Ходоровский с жаром принялся за работу, но продюсеры были настолько обескуражены его требованиями к бюджету и масштабу постановки, что предпочли её заморозить. Подробная раскадровка планируемого фильма стала, согласно документальному исследованию «Дюна» Ходоровского», источником вдохновения для главных блокбастеров следующих лет. Сам же Ходоровский продолжил расширять своё сознание с помощью кинематографа, призывая к тому же всех желающих.
«Конформист», режиссёр Бернардо Бертолуччи

Для советского проката фильм полностью перемонтировали, сократили на полчаса и перевели его в чёрно-белую палитру.
Исследование Бертолуччи о природе фашизма и о том, почему его приняли многие неглупые люди своего времени, стало частью целого направления в кинематографе 60-х - 70-х годов. Ассоциативная связь фашизма с половыми извращениями, сексуальный соблазн, рифмующийся с пропагандой, детские травмы как объяснение для принятия нездоровой общественной морали - всё это впоследствии превратилось в общее место, хотя с позиций сегодняшнего дня кажется не таким очевидным. Бертолуччи, когда он снимал эту картину, не было ещё и тридцати лет, но «Конформист» считается едва ли не лучшим произведением этого режиссёра.
«Дай мне кров», режиссёры Альберт Мэйслес, Дэвид Мэйслес, Шарлотта Зверин
Одним из операторов фильма Gimme Shelter был Джордж Лукас, но у него сломалась камера, и ни один из снятых им кадров не вошёл в фильм.
Драматизм ситуации, в которой оказались члены группы Rolling Stones на момент съёмки фильма, подтверждает афоризм, который очень любит Альберт Мэйслес. «Хичкок говорил, что в игровом кино режиссёр - это бог. А в документальном кино Бог - это режиссёр». На концерте в рамках американских гастролей байкеров из бандитской группировки «Ангелы ада» было решено использовать в качестве охранников, но один из «ангелов» зарезал кого-то прямо во время выступления Rolling Stones. И вот между замечательными концертными номерами мы видим мальчишек, которые стали суперзвёздами, но совершенно растеряны. Казалось, что они, рок-идолы, заводят и контролируют толпу, что эмоции во время их музыки - это самое главное. Но теперь случилась подлинная трагедия, и они оказались к этому совершенно не готовы. Мэйслесы не берут интервью, им достаточно внимательно всмотреться в музыкантов. Дальше пусть думают зрители.
«Забриски Пойнт», режиссёр Микеланджело Антониони
Саундтрек фильма до сих пор популярен. Его основу составили песни группы Pink Floyd.
Первый полностью американский фильм Антониони с треском провалился в национальном прокате, и таким образом американская карьера Антониони фактически завершилась. Но фильм мгновенно приобрёл культовый статус и превратился в манифест хиппи, которые увидели в нём призыв к свободной любви и вызов общественной морали. Антониони не случайно пригласил на главные роли непрофессиональных актёров. Ему были нужны типажи, с помощью которых он мог сообщить зрителю трагическое восприятие эпохи и её представителей. Помимо любовной сцены, знаменита также сцена непрекращающегося взрыва, снятая рапидом и спародированная впоследствии многими режиссёрами в разных жанрах.
«История любви», режиссёр Артур Хиллер
Бюджет фильма составил $2,2 млн, а в прокате он окупился 48 раз, собрав невероятную сумму в $106,4 млн.
Трогательная сюжетная линия и необычный для того времени сюжет привлекал в кинотеатры миллионы зрителей по всей стране. По сей день «История любви» остаётся одной из самых ярких мелодрам всех времён. Музыка, написанная для этой ленты композитором Франсисом Леем, получившим за неё премию «Оскар», добавляет истории трагичности. Через неё зритель улавливает мельчайшие детали настроения главных героев. Сиквел, вышедший на экраны восемь лет спустя, не произвёл фурора – слишком вторичным оказался сюжет.
«Бег», режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов
Пьеса «Бег», написанная в 1926 году Булгаковым, являлась нежелательным произведением в Советском Союзе, хоть и не была официально запрещена.
Режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов очень бережно отнеслись к литературному первоисточнику, им удалось максимально точно воспроизвести детали того времени. Это, а также актёрский состав картины, делают его по меньшей мере знаковой экранизацией Булгакова. «Бег» - это произведение о тоске по родине, тоске по привычному укладу вещей. Эта лента абсолютно однозначно утверждает, что бегство проигравших гражданскую войну в другое государство не было необходимой мерой.
«Паттон», режиссёр Франклин Шаффнер
Джордж К. Скотт, номинированный на премию «Оскар» за роль генерала Паттона, отказался принимать статуэтку, мотивируя своё решение тем, что он не хотел соревноваться с коллегами-актёрами.
Самый титулованный фильм 1970 года, просмотр которого необходим для понимания американского взгляда на армию, войну в целом, патриотизм и свободу слова, а также вкусов киноакадемии и духа непростого времени. Эта лента фактически положила начало жанру военного байопика.