Ковбои vs. пришельцы: битва титанов
Спилберг продолжил эксперимент по "скрещению" героев из слишком разных фильмов
Люди часто спорят, кто сильнее: Рэмбо или Конан, Кинг Конг или Годзилла, Дарт Вейдер или Дункан Маклауд? Создатели массового кино знают об этих спорах и время от времени пытаются их подогревать. Но если до какого-то момента фильмы, где сталкивались известные персонажи, находились на обочине кинематографа, то теперь они претендуют на лидерство в прокате. Во всяком случае, «Ковбои против пришельцев» - гарантированный хит.
Ковбои vs. пришельцы: битва титанов
Типичный пример классической «вселенной»: если в кадре Чарли, то скоро появятся агрессивные здоровяки, бездушные полицейские и бедная, но порядочная девушка
Зритель привыкает к герою фильма и тому миру, в котором он обитает. Привыкает к законам вымышленной реальности, к определенной логике поведения внутри неё. Если есть ковбои, значит, где-то поблизости должны прятаться индейцы (а не пришельцы). Возможно, рядом происходит ограбление поезда, а прекрасную хозяйку салуна пытаются похитить мексиканские бандиты. Или, например, когда мы видим инопланетного монстра, то знаем, что вскоре на экране возникнут жертвы, которых он атакует, бесстрашные охотники, специализирующиеся именно на таких монстрах, и парочка влюблённых, которые в итоге его победят.
Мы знакомы с «вселенными» «Гарри Поттера» (Harry Potter), «Властелина колец» (Lord of the Rings) и «Звёздных войн» (Star Wars). Представляем, кого мы там можем встретить и как именно в этом мире отличить добро от зла. Это удобно.
Но почему не представить себе, что разные "вселенные" кино полностью или частично столкнулись, и герои разных фильмов объединились против одной угрозы или схлестнулись в смертельном поединке друг с другом?
До большого идейного «кризиса» шестидесятых годов кинематограф на такие эксперименты не решался. Во-первых, слишком дорого приглашать звёзд из разных фильмов в какой-то один проект. Во-вторых, трудно придумать такой сценарий, чтобы столкновение «миров» не выглядело фарсом. В-третьих, жанровую и идеологическую чистоту тогда пришлось бы нарушить, а самые массовые картины просто обязаны вписываться в однажды прочерченные каноны. В-четвёртых, есть ведь ещё и вопрос об авторских правах на героев и бренды.
Дядюшка Скрудж перешёл границы диккенсовской прозы, а во «вселенной» Дональда Дака отвоевал место для собственного «мира» в сериале «Утиные истории»
Первые попытки смикшировать «вселенные» относятся к анимации и комиксам, причём к тем, которые издавались одной студией или издательством. Например, марвеловские герои могли совершенно спокойно пересекаться друг с другом на страницах комиксах, что только поднимало тиражи выпусков.
В мультиках такие встречи вполне могли не только происходить периодически, но и становиться основой для новых самостоятельных «вселенных». Например, Скрудж Макдак, герой комиксов и мультфильмов по диккенсовской «Рождественской истории» (Christmas Carrol), вначале «встроился» в компанию Дональда Дака, а потом обзавёлся собственным мультсериалом «Утиные истории», где Дональд если и появляется, то лишь эпизодически. То же с компанией героев мультиков Warner Brothers, где постоянно пересекаются Даффи Дак, Порки Пиг, Багс Банни и другие герои «Весёлых мелодий» (Marry Melodies).
В мультиках проще всего встретить героев из разных «миров». От «Бэмби встречает Годзиллу» (Bambi Meets Godzilla) до «Шрека» (Shrek) прошло почти полвека, а принцип остался тем же.
Мультфильм 1969 года «Бэмби встречает Годзиллу»
60-е годы XX века ознаменовались не только революционным интеллектуальным кино, но и необычайным подъёмом жанра, который сейчас принято называть «трэш». Такая солянка из всевозможных штампов кино, доведённая до абсурда.
В это время выходят фильмы с красноречивыми названиями: «Билли Кид против Дракулы» (Billy the Kid vs. Dracula), «Дракула против Франкенштейна» (Dracula vs. Frankenstein), «Отряд монстров» (The Monster Squad). Здесь же уместно вспомнить «худшего режиссёра всех времен и народов» Эдварда Джей Вуда-младшего, про которого Тим Бёртон в девяностые снял один из своих лучших фильмов.
Активно участвуют в развитии идеи «скрещивания» жанров и героев японцы, выпускающие «Уничтожить всех монстров» (Destroy All Monsters), «Годзилла, Мотра, Мегагодзилла: спасите Токио» (Godzilla: Tokyo S.O.S.), «Кинг Конг против Годзиллы» (King Kong vs. Godzilla), «Мотра против Годзиллы» (Mothra vs. Godzilla) и всё в том же духе.
Когда мы видим смертельный поединок Брюса Ли и Чака Норриса, нас охватывает радостный восторг. Наконец-то мы узнаем, кто круче!
Начиная с семидесятых приём столкновения «вселенных» становится распространённым уже для более массового кино. Появляются, скажем, «Путь Дракона» (Meng long guo jiang), где в мир боевиков Брюса Ли вторгается персонаж Чака Норриса, или «Шерлок Холмс. Убийство по приказу» (Murder by Decree), в котором преступник – Джек-потрошитель.
В вестерне «Джанго» (Django) неожиданно возникает страшной убойной силы пулемёт, явно из другой системы координат. В другом вестерне, «Красное солнце» (Red Sun), в мир ковбоев вторгается самурай, что особенно любопытно, потому что вестерны и самурайские фильмы знамениты своими взаимопроникновениями, а иногда - плагиатом.
Восьмидесятые поднимают микширование на ещё большую высоту. У фильма «Кто подставил кролика Роджера» уже несколько номинаций на «Оскар».
В "Кролике" впервые эффектно пересекаются кинематографическая реальность детектива из нуара и мультяшный мир с его парадоксами и безумием. Режиссёр этого фильма Роберт Земекис вскоре «переносит» футуристические машины на Дикий Запад в блокбастере «Назад в будущее-3» (Back to the Future Part III).
Тем временем в третьей части «Зловещих мертвецов» (Army of Darkness) Эш со своей бензопилой и любимыми публикой ожившими покойниками оказывается в Средневековье. Дух повествования в этом фильме, как и во многих других картинах с похожим сюжетом (например, в недавнем «Викинги против пришельцев» (Outlander)), похоже, позаимствован из романа Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
В набирающей обороты индустрии компьютерных игр всё чаще выходят «файтинги», в которых друг против друга сражаются кумиры подростков всего мира.
Герои из разных реальностей оказываются вместе в фильмах «Последний киногерой» (Last Action Hero), «Космический джем» (Space Jam), «Братья Гримм» (The Brothers Grimm), «Лига выдающихся джентльменов» (The League of Extraordinary Gentlemen).
Дайан Китон и Вуди Аллен в фильме "Любовь и смерть"
Некоторые жонглирования кинематографическими «мирами» носят совсем эстетский характер. Например, у Вуди Аллена герой по имени Зелиг в одноименном фильме перемещается из одного «мира» в другой, полностью в нём растворяясь. «Вселенные» меняются, как карты. То же и в других картинах Аллена. У него во время разговора парочки о Маршалле Маклюэне в кадр может войти настоящий Маклюэн, а маленький очкарик из современного Нью-Йорка вдруг оказывается в центре сюжета «Войны и мира» ("Любовь и смерть", Love and Death).
Свои эксперименты с образами из разных фильмов проводят Жан-Люк Годар и Питер Гринуэй. Гай Мэддин «скрещивает» немое кино про вампиров с «миром» балета. Квентин Тарантино заигрывает с японским кинематографом либо сам в «Убить Билла» (Kill Bill), либо в дружественном проекте другого постмодерниста Такаши Миике «Сукияки вестерн Джанго» (Sukiyaki Western Django). На этом он не останавливается, в «Бесславных ублюдках» (Inglourious Basterds) режиссёр помещает в мир Второй мировой войны банду кровожадных мерзавцев (образ, характерный для второсортных боевиков или комиксов), которые, между прочим, убивают Гитлера ещё в 1944 году.
Трейлер фильма "Сукияки Вестерн Джанго" Такаси Миике с участием Квентина Тарантино
Галерея главных кумиров подростков 80-х годов - фильм Сильвестра Сталлоне «Неудержимые»
Первая декада нового тысячелетия принесла новый взлёт интереса к кинематографическим коктейлям. Фестивальное кино считает ниже своего достоинства умещать жанровое определение менее, чем в пять слов. Коммерческое кино ищет такие столкновения «вселенных», которые бы в итоге дали как можно более масштабный «бум-бдыщ-тададам» на экране.
Возникают самые странные сочетания. Чужой сражается с Хищником ("Чужой против Хищника", AVP: Alien vs. Predator), Фредди Крюгер пытается воспользоваться фобиями убийцы Джейсона ("Фредди против Джейсона", Freddy vs. Jason), а вампиры ни с того, ни с сего стали выяснять отношения с оборотнями ("Другой мир", Underworld). Легко заметить, что всё это - герои фильмов 80-х.
Дополним перечень названий ещё «Неудержимыми» (The Expendables) Сильвестра Сталлоне, где собрались выдающиеся герои старых боевиков: в привычных образах перед нами сам Сталлоне, Дольф Лундгрен, Эрик Робертс, Джет Ли, Микки Рурк и многие другие. Даже Шварценеггер в эпизоде появится. Потрясающая солянка, в которой не хватает только Ван Дамма, - в это время, видимо, он озвучивал мастера боевых искусств в «Кунг-фу Панде 2».
Трейлер фильма "Ковбои против пришельцев"
Время пришло. Мир готов к смертельной битве ковбоев и пришельцев. В многолетнем чемпионате за популярность они победили всех своих противников в других фильмах, и теперь встретятся в финальном матче за титул самых крутых парней в кинематографе. Мы болеем за ковбоев, потому что с ними Харрисон Форд, а он никогда не проигрывает. И ещё потому, что шляпы и шерифские звёзды все-таки ближе, чем запредельные космические дали и всякие там лазеры-бластеры.