Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

6 скрытых трендов «Оскара-2024»

Пробуем понять, куда движется мир и Американская киноакадемия

«Оскар» по итогам 2023 года показал обилие оригинальных и авторских фильмов, не столько развлекающих зрителя, сколько заставляющих его задуматься. О чём ещё может сказать список победителей и номинантов?..

6 скрытых трендов «Оскара-2024»

6 скрытых трендов «Оскара-2024»

© Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Трансляцию в прямом эфире посмотрело 19,5 млн зрителей, что больше, чем в последние годы. Конечно, тут сказались самые разные факторы (например, в этот раз мероприятие решено было начать пораньше), но нельзя отрицать и следующего: Киноакадемия всегда отличалась известным бунтарством, многие всемирно известные звёзды использовали сцену как трибуну для острых высказываний – и в год выборов в Америке, вновь раздирающих страну напополам, вполне можно было ожидать от вечера чего-то столь яркого, что это имело смысл пережить вместе со всеми одномоментно.

Однако, главный магнит, притянувший аудиторию к экранам, всё-таки не нуждается в расшифровке: давненько уже на главную награду не претендовали настоящие суперхиты. 2023 год останется в истории кино годом Барбигеймера, и если «Барби», хоть и ставшая главным кассовым хитом года, в академических раскладах оказалась на второстепенных позициях, то «Оппенгеймер» изначально и до самого конца был безусловным фаворитом. Для серьёзной авторской картины, заработавшей в мировом прокате без малого миллиард, это лишнее подтверждение далеко не всегда и не всеми понимаемой истины: совсем не обязательно быть «непонятным художником», чтобы говорить о по-настоящему важном.

Режиссёр Кристофер Нолан в этом отношении действительно своего рода гений, сумевший (не единственный, но один из немногих) наладить мосты между большим творческим высказыванием и широкими зрительскими ожиданиями. Многие наверняка согласятся с тем, что в идеальном мире это был бы его не первый, а по меньшей мере четвёртый или даже пятый «Оскар» – например, после «Тёмного рыцаря», «Начала», «Интерстеллара» и «Дюнкерка». То, что награда столько лет обходила мастера стороной, было настолько вопиюще, что насладиться долгожданным торжеством справедливости оказалось мало с чем сравнимым удовольствием.

Все победители «Оскара»

Трейлер фильма «Оппенгеймер»:

Упомянутая «Барби» не рассчитывала на главные призы, но вполне имела шансы побороться за второстепенные, а кроме того, как явление не столько искусства, сколько поп-культуры была обильно вписана в сюжет оскаровской церемонии. Это тоже наверняка добавило просмотров, одновременно напомнив и о другой важной теме, которая объединяла некоторую часть конкурсных картин: роль женщины в современном мире (современность не обязательно должна была присутствовать непосредственно в кадре, но мы помним, что хороший даже исторический фильм всегда первым делом говорит именно что с современниками). Об этом также – «Бедные-несчастные», «Анатомия падения», «Дайана Найэд», «Цвет лиловый», «Май декабрь», «Дочери Ольфы», отчасти – «Прошлые жизни», «Маэстро», «Учительская», «Убийцы цветочной луны» и даже (а почему нет?) «Миссия невыполнима: Смертельная расплата». Однако зачастую этом «женский сюжет» оказывался если не размыт, то в какой-то мере сокрыт под другими слоями, и потому он не прозвучал на сей раз столь же громко, как и военный.

Но эксперты уже давно подсчитывают не только присутствие женщин непосредственно в кадре, а также и их закадровое участие. В десятке лучших фильмов года – три поставлены женщинами; Жюстин Трие получила номинацию за режиссуру и «Оскар» за оригинальный сценарий. Год назад – было хуже: в десятку попала только лента «Говорят женщины», создательница которой, Сара Полли, получила награду, будучи единственной женщиной среди всех номинированных сценаристов. По итогам 2021-го в десятке было две таких картины, причём «CODA: Ребёнок глухих родителей» удостоилась главного приза, её автор Шан Хейдер получила ещё и сценарный приз, тогда как её главная конкурентка Джейн Кэмпион – «Оскар» за лучшую режиссуру («Власть пса»). В своём исследовании прошлого остановимся на Хлое Чжао, забравшей призы и за режиссёрскую работу, и за фильм («Земля кочевников»), и на Эмеральд Феннел, также присутствовавшей в этих категориях, но получившей только приз за сценарий («Девушка, подающая надежды»). Вердикт: один год не похож на другой, но как минимум количественно присутствие женщин в главных номинациях определённо увеличилось.

Трейлер фильма «Анатомия падения»:

Как водится, важна для Академии национальная и расовая репрезентация. Прекрасно выучив уроки общественных манифестаций под лозунгом «Оскар слишком белый», Киноакадемия существенно расширила свой состав, что в результате сказалось и на номинациях. Темнокожее население планеты в этот раз в той или иной степени представляли фильмы «Американское чтиво», «Растин», «Цвет лиловый», «Я – капитан», «Создатель», не центральную, но важную роль они играли в «Оставленных» и «Бедных-несчастных». Азиаты – главные герои таких картин, как «Прошлые жизни», «Идеальные дни», «Мальчик и птица», латиноамериканцы – «Общество снега», «Граф», «Вечная память». Впервые в одной из ключевых номинаций – за главную женскую роль – оказалась родившаяся в США представительница коренного населения Лили Глэдстоун, сыгравшая в «Убийцах цветочной луны», которые посвящены истреблению индейцев, продолжавшемуся, оказывается, даже в XX веке (уточним, что Ялица Апарисио, номинированная пятью годами за «Рому», родилась и живёт в Мексике). Но лишь номинацией дело и ограничилось.

Тут важно отметить, что тема репрезентации чаще всего уходит из большого кино на стриминги – в сериалы («Йеллоустоун» и пр.). Однако, стриминги уже не первый раз пытаются «сыграть» на этой теме в надежде получить серьезные кинонаграды: бюджет на тех же «Убийц…» Мартин Скорсезе получил не у киностудии, а у Apple. Но стратегия дать большой бюджет на подобные темы пока не особенно работает: не без ехидства было встречено поражение масштабных стриминговых проектов (за которыми ещё недавно видели будущее) в пользу «традиционных» картин для большого экрана (или даже очень большого: со сцены нахваливали IMAX). Но если Скорсезе в очередной раз просто не повезло (объективная конкуренция!), то «Наполеон» – пусть и по-своему симпатичная, но далеко не самая выдающаяся работа Ридли Скотта (как и не попавший в прицел академиков финчеровский «Убийца», про которого тоже сейчас вспоминают), а «Маэстро» – уж больно слащавая и претенциозная попытка Брэдли Купера выдать себя за настоящего режиссёра. Так что в этом отношении уж точно не стоит говорить о каком-либо наметившемся тренде – особенно после недавних побед уже упомянутых «Ромы» или «CODA». Если тут что и есть, то это не сильно связано именно с «Оскаром»: стриминги и без того постепенно понимают, что мало дать художнику огромный бюджет и полную творческую свободу, – нужно внимательнее относиться и к тому материалу, который они, эти художники, предлагают.

Трейлер фильма «Убийцы цветочной луны»:

Это, впрочем, относится решительно ко всему кинематографу. Одной из очевидных тенденций последнего года является фатальное снижение популярности приключенческих лент, особенно кинокомиксов. Понятно, что развлекательный жанр и «Оскар» – понятия плохо сопоставимые и пересекающиеся чаще всего разве что в технических номинациях: за лучший звук или лучшие спецэффекты. Отдельным пунктом идёт, разумеется, анимация – и в этот раз многие ставили на победу супергеройского мультфильма «Человек-паук: Паутина вселенных». И даже его проигрыш был засчитан как очередное свидетельство «усталости» публики от жанра как такового. Но вряд ли это на самом деле так: проблема реально существует и всеми в индустрии обсуждается, но всё-таки ещё год назад на «Оскаре» вполне уверенно присутствовал сиквел «Чёрной пантеры», а фильм-победитель – «Всё везде и сразу» – совершенно очевидным образом вдохновлялся как структурой, так и самим духом комикса. Так что дело не столько в конкретном жанре, сколько в его наполнении. И как раз успех Барбигеймера наглядно свидетельствует о том, что зритель в кой-то веки соскучился по оригинальным сюжетам, лишь базирующимся на неких общеузнаваемых фундаментах (коими в данных случаях являются кукла №1 и всеобщий страх перед атомной бомбой).

Что за фильмы вместе с «Барби» и «Оппенгеймером» номинированы на «Оскар»?

Трейлер фильма «Барби»:

Одним из неожиданных статистических фактов прошедшего «Оскара» стало отсутствие во всех четырёх актёрских категориях артистов младше 30 лет. Говорят, подобное произошло впервые за долгие-долгие годы (мы проверили списки XXI века и согласимся) – как правило, хоть кто-нибудь из молодых хотя бы в номинацию да пробирался. Чаще всего это были талантливые и красивые девушки, которые всегда нравятся мужчинам в возрасте, преимущественно наполнявшим Киноакадемию в былые годы. Сейчас, повторим, ситуация меняется: не только национального, но и возрастного разнообразия среди академиков стало гораздо больше. Значит ли это, что молодым вдруг перекрыли дорогу?! Вовсе нет.

Скорее всего, правильным ответом тут будет «просто так получилось» – бывает. Или именно в этом году всем давно наработавшим на «Оскар» решили сделать подарок: из актёров – Мёрфи и Дауни-младшему, из режиссёров – Нолану и Уэсу Андерсону… Но если всё же попробовать сделать из этого откровения какой-нибудь вывод… А что, если Академия стала «старше» не в «плохом», а в «хорошем» смысле – то есть обращает теперь внимание не столько на смазливое личико, сколько на собственно актёрскую игру?.. И среди претендентов на почётное звание номинанта объективно выбрала тех, кто и правда показал в фильмах 2023 года действительно выдающиеся результаты, не взирая на иные, пускай порой и приятные обстоятельства?.. Можно ли такое предположить? Вполне.

Как можно со всей определённостью сказать и то, что «Оскар» как будто бы стал чуточку умнее: давно уже в номинациях, причём самых главных, не было такого изобилия и разнообразия вдумчивых авторских фильмов, сложных, не старающихся угодить массовому вкусу. Таковыми были, конечно, не все избранные картины года, но их всё-таки было заметно больше, чем бывает обычно; среди них – победители и участники Каннского, Венецианского, Берлинского фестивалей, «Сандэнса» и Торонто. В их числе, как уже было сказано, и главный триумфатор сезона – «Оппенгеймер», не идущий на компромиссы, но всё равно привлекающий и публику, и профессионалов.

Станет ли это уроком на будущее?.. Кто знает.
Барби, Оппенгеймер , Убийцы цветочной луны, Бедные-несчастные
Кристофер Нолан, Мартин Скорсезе, Жюстин Трие

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100