Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Евгений Миронов: «Ленин – очень мощный психолог, моментально вскрывал самое главное в своём оппоненте».

Ведущий программы «Индустрия кино» пообщался с исполнителем одной из главных ролей в сериале «Демон революции»

Пятого ноября, к столетию Октябрьской революции на телеканале «Россия», — премьера. Евгений Миронов, Фёдор Бондарчук в фильме Владимира Хотиненко «Демон революции». События, о которых молчали сто лет, и их главные герои, какими мы их совсем не знаем — «Индустрия кино» обсудила с исполнителем роли Ленина.

Евгений Миронов: «Ленин – очень мощный психолог, моментально вскрывал самое главное в своём оппоненте».

Евгений Миронов: «Ленин – очень мощный психолог, моментально вскрывал самое главное в своём оппоненте».

Иван Кудрявцев
В год столетия революции на телеканале «Россия» — премьера. Фильм Владимира Хотиненко с Евгением Мироновым и Фёдором Бондарчуком в главных ролях под названием «Демон революции». Исполнитель роли Ленина в этом фильме — Евгений Миронов — гость «Индустрии кино». Евгений Витальевич, здравствуйте. Для нас большая радость видеть вас в эфире в такой необычной роли. Ваш Ленин поразительный оказывает эффект на зрителя. Невероятного магнетизма образ, который прицепляется к тебе надолго! Вы как добились этого? Это какая-то магия, какое-то волшебство, озарение. Или это хоть как-то поддаётся анализу?
Евгений Миронов
Это, наверное, его главное качество — магнетизм. Все — и враги, и друзья — говорили, что он обладает этим качеством. Плеханов, предположим, говорил и вызывал огромнейшее уважение, Мартов — восхищение, а Ленин действовал так, что все становились его рабами в этот момент. Вот этого качества не знаю, возможно ли было добиться, но если удалось, как вы говорите, — значит, часть работы получилась.

Сюжет программы «Индустрия кино»

Иван Кудрявцев
В городском театре Берна в одной из сцен он слушает Вагнера. И в первые мгновения, когда мы видим его в ложе с Надеждой Константиновной, такое ощущение, что он не слушает Вагнера. Для него это просто время, которое есть на то, чтобы подумать. Но в следующем моменте мы видим слезу у него на глазах. Насколько этот человек, как вы могли его изучить, был способен на проявление простых человеческих эмоций? Или всё, может быть, было им подчинено?
Евгений Миронов
Горький рассказывал о том, что во время «Аппассионаты» возникли почти слёзы, очень нервные ощущения, после чего он сказал, что это нечеловеческая музыка. Мы перенесли эти замечания в эпизод, когда он слушает Вагнера, его любимого композитора. Поскольку этот человек подчинил жизнь свою и окружающих только одной цели, в том числе, бытовую жизнь, для него не существовало какого-то другого времени. Для него был важен, в данном случае, Вагнер, как разгадка некой тайны, масштаба, которая бы потом пригодилась в его работе. Он всегда должен быть противником, должен оппонировать чему-то, в том числе, великому Вагнеру. Он не поддавался, как мне кажется, до последнего, но потом погрузился в эту музыку и сделал вывод. Как он там говорил по тексту Горького… «Слушая эту музыку, хочется гладить по головкам людей, но сейчас гладить нельзя, надо их бить и бить безжалостно». Он это знание приплюсовал себе в опыт и понял, как ему действовать дальше.

Трейлер сериала «Демон революции»

Иван Кудрявцев
Как вы изучали эту личность, готовясь к роли? И что стало ключом к нахождению его повадок, его образа?
Евгений Миронов
Здесь много факторов. Есть документальные съёмки, запись голоса. Его мои предшественники, великие артисты, каждый из которых со своей точки зрения подходил к образу. Сейчас очень много литературы. Воспоминания людей, которые были с ним долгое время, или, наоборот, однажды увидели его, но какая-то черта Ленина осталась у них в памяти. Я помню воспоминания о цвете глаз Ленина. Они были тёмно-карие. Но многие просто забыли, в чьей-то памяти они голубые, например. Куприн, встречавшийся с Лениным, писал, что никак не может описать цвет его глаз. Такого цвета просто нет в природе! Только в зоопарке в Берлине спустя некоторое время он увидел такие глаза у лемура. Эти воспоминания вытачивали не то что признаки внешние, а внутренние: почему у него такие глаза, почему он так смотрит или почему он так ходит? Например, когда я сутулился, мой помощник Леонид Тимцуник, который всегда стоял за камерой, ко мне подходил и говорил: «Невозможно сутулиться, нельзя!» Ленин не мог сутулиться не потому, что был такой гордый, а потому, что у него болела спина. И этот его знаменитый жест, рука за спиной, оказывается, чисто физиологическая потребность. Но это важно!

Трейлер сериала «Демон революции»

Иван Кудрявцев
Владимир Иванович Хотиненко, его стиль, почерк, то, как он работает, насколько мощно бросали вам как актёру вызов? Такие замечательные партнёры, как Исакова, Екамасова, Бондарчук, наверняка вдохновляли вас.
Евгений Миронов
Самый главный вызов, который мне бросил Владимир Иванович Хотиненко, один из моих любимых режиссёров, — приглашение на эту роль. В «Достоевском», мне казалось, мы изучили друг друга полностью, но нет. Эта тема, герой, не до конца изученный, — это вызов. Мы с ним так друг другу доверяем, как будто мы семья. Что-то я приношу, что-то он предлагает — мы очень хорошо друг друга понимаем. Что касается партнёров… Понимаете, Ленин не может ни с кем партнёрствовать. По большому счёту, даже разговаривая со своим оппонентом, он думал уже о чём-то другом, потому что знал, что тот разобьёт его в пух и прах. Очень немногие вызывали у него азарт, как в шахматах. Он очень мощный психолог и моментально вскрывал самое главное в своём оппоненте. И в этом смысле мне очень импонировало, что на площадке — такие серьёзные, талантливые партнёры, которых нужно победить и привлечь на свою сторону, скорее всего. Вот это Ленину удалось в историческом контексте, а уж как мне удалось — не знаю, пусть скажет зритель.

Трейлер сериала «Демон революции»

Иван Кудрявцев
Исследуя эту историческую личность, какой вы для себя сделали вывод? Что же, на ваш взгляд, им двигало: желание что-то изменить к лучшему, какая-то жажда мести, любовь или ненависть? Что?
Евгений Миронов
Я не разгадал до конца эту загадку, хотя пытался. Смерть любимого брата на него подействовала, но не до такой степени, чтобы перевернуть мир. У нас есть это в фильме: как Ленин размышляет на эту тему. Он такой человек. Ему нужно было сделать не просто всё по-другому, а так, как он считает нужным. Несмотря на жертвы, которые должны были пасть на пути к достижению этой цели. Знаете, для меня самое главное — то, что благодаря этому юбилею, столетию революции, вернувшись к этой теме, нет никакого задания. Например, Ленин должен быть такой-то в эти годы, такой Ленин нужен. У нас не было такой задачи, слава Богу. Мы были свободны в это смысле. Это очень маленький период, о котором мы рассказываем. 16-17 годы, Ленин в эмиграции. Это малоизвестный период. Но мы были свободны для того, чтобы понять, как это могло случиться, что не первая партия, не первый, честно говоря, лидер в то время, смог воспользоваться ситуацией и совершить эксперимент, который до сих пор даёт серьёзные отголоски. Мы ещё не оценили до конца последствия того, что произошло. Каким это было знаком — для меня «минус», безусловно, но для кого-то «плюс». Оценить это надо, необходимо. Наш фильм — это попытка оценки фактов, которые могут в этом помочь.

Трейлер сериала «Демон революции»

Иван Кудрявцев
У меня последний вопрос. Сегодня сериальное искусство похищает зрителя у большого, кинозального кино. Зрителя Евгения Миронова похитили сегодня сериалы? Или вы находите время, чтобы купить билет и пойти в кино?
Евгений Миронов
Благодаря форме сериала я могу реализоваться. Неслучайно, очень многие артисты на Западе, в том числе, в Голливуде, ушли в эту сериальную форму. Там невероятный подъём, вы сами об этом знаете, именно художественный. Что касается блокбастеров, я их изредка смотрю. Чтобы, так сказать, восхититься технологиями. Но эти технологии так быстро развиваются, что буквально недавно я восхищался, а сейчас думаю: а дальше? Это быстро очень «съедается», и дальше нужно опять удивлять. А удивлять ради удивления мне просто скучно, не очень интересно как артисту. Хотя я участвую в таких фильмах. Последняя моя картина — «Вратарь Галактики» Джаника Файзиева. Там я впервые, по большому счёту, всю картину играю без партнёров… Вернее, там есть замечательные партнёры, но многие из них нарисованы, я их не вижу. Этот способ, конечно, интересный, но я с удовольствием к той форме, в которой мне комфортно как артисту.

Трейлер сериала «Демон революции»

Иван Кудрявцев
Ждём вас на экране, на большом и малом. Спасибо вам большое. Евгений Миронов — исполнитель роли Ленина в новом фильме Владимира Хотиненко «Демон революции», который выходит на канале «Россия» в год столетия революции.
Владимир Хотиненко, Евгений Миронов

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100