Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Фильм Про» - Хрестоматия. Знаковые фильмы 1995 года

«История игрушек», «Андеграунд», «Мертвец» и другие фильмы, без которых история кино была бы иной

Год запомнился большим количеством ярких коммерческих картин: «Храброе сердце», «Хакеры», «Умереть за», «Отчаянный», «Джонни Мнемоник», «Семь», «Покидая Лас-Вегас». Каждая из них по-своему интересна, и если она не попала в нашу «Хрестоматию», то лишь потому, что фильмов много, и отбор очень строгий. Но главным кинособытием 95 года стал, конечно, манифест Ларса фон Триера «Догма 95», который всего через год-два изменит весь мировой кинематограф.

«Фильм Про» - Хрестоматия. Знаковые фильмы 1995 года

«Фильм Про» - Хрестоматия. Знаковые фильмы 1995 года

История игрушек


Первый полнометражный мультфильм, целиком сделанный с помощью компьютерной анимации. Сами по себе приключения ковбоя Вуди, космонавта Базза и других игрушек находились вполне в русле традиционной западной коммерческой анимации, но компьютерная графика сделала их приключения настолько реалистичными, что сюжет заиграл новыми красками. Это стало поводом для того, чтобы номинировать, впервые в истории, анимационную картину на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Кроме того, у картины ещё были номинации за лучшую песню и лучший саундтрек. С этой картины, полнометражного дебюта студии «Пиксар», началось победное шествие картин под этим брендом по планете. Фильм «История игрушек» собрал в мировом прокате более 360 млн долларов, став самой кассовой анимационной лентой года.

Трейлер фильма «История игрушек»

Призрак в доспехах


Анимационная экранизация популярной манги для всего западного мира стала подлинным откровением. Начиная с этого момента, аниме – это не удел маргиналов, интересующихся японской поп-культурой, а массовое увлечение многих миллионов зрителей. Для подавляющего их большинства анимация теперь чётко делится на две традиции, одну из которых можно условно назвать «диснеевской», а другая связана с аниме. Фанаты аниме в ожесточённых спорах доказывали превосходство массовой японской анимации над массовой западной, говоря о миллионах цветов и оттенков, используемых при создании мультфильмов, более сложных сюжетах, способных увлекать взрослую и думающую аудиторию, и принадлежности лучших образцов аниме к высокому искусству. «Призрак в доспехах» стал не столько хитом, сколько символом торжества японской анимации. Его продолжение легко органично вошло в конкурс Канн, а цитаты из этого фильма находят в «Матрице» и других популярных фантастических боевиках.

Трейлер фильма «Призрак в доспехах»

Детки


Скандальный режиссёрский дебют Ларри Кларка, циничный и лиричный в одно и то же время, описывает жизнь нью-йоркских подростков почти в документальном стиле. Почти все роли исполнены обычными ребятами с улицы, ряд сцен – результат импровизации. Персонажей фильма интересуют только секс, лёгкие наркотики и вечеринки, а у главного героя главное занятие в жизни – дефлорация несовершеннолетних девственниц, которых он, судя по всему, коллекционирует. В какой-то степени это пародия на «Ромео и Джульетту» (Ромео ведь тоже был очень увлекающимся юношей), но никаких враждующих семейств тут нет. Просто кто-то подхватит СПИД и перезаражает им ребят. Всё буднично и страшно, как это всегда и бывает. А фильмы о подростках после «Деток» уже никогда не вернут себе невинность, как и герои этой картины.

Трейлер фильма «Детки»

Андеграунд


Последний радикальный фильм Эмира Кустурицы мгновенно получил мировое признание, начавшееся с «Золотой пальмовой ветви» в Каннах и здравствующее до сих пор. Усталость зрителя от политических и военных катаклизмов сыграла в этом не последнюю роль: герои фильма предпочли спрятаться от войны под землёй, чтобы остаться свободными людьми и просто людьми. Но спрятаться не получилось, и война даже через много лет настигла обитателей землянки. Можно считать Кустурицу анархистом или гуманистом, суть от этого не меняется. Бешеная популярность его картин в 90-е свидетельствует лишь о том, что он оказался рупором миллионов, к тому же, безумно талантливым.

Трейлер фильма «Андеграунд»

Мертвец


Самый известный фильм Джима Джармуша уступил главный приз Каннского МКФ Кустурице, в том числе, потому, что Джармуш не публицист, а эстет. Его «Мертвец» - удивительный образец постмодернистского вестерна, доказывающий, что самый массовый и коммерческий жанр окончательно эволюционировал в самый философский и метафизический. О «Мертвеце» написано очень много, тем более что интеллектуал Джармуш заложил в фильм огромное количество намёков и аллюзий, сделал повествование многослойным и при этом афористичным. Никто не считал, насколько после выхода этого фильма выросли продажи поэзии Уильяма Блэйка, но поклонников у его стихов точно прибавилось.

Кадр из фильма «Мертвец»


Особенности национальной охоты
90-е годы не сильно баловали россиян фильмами, которые можно было бы назвать «народными», да таких и вообще всегда мало. Но комедия «Особенности национальной охоты» стала не просто национальным хитом – она буквально разошлась на цитаты, мгновенно превратилась в фильм, который невозможно не посмотреть и который обязательно нужно пересматривать, потому что все это делают и все о нём вспоминают. Ничего особенного в фильме не происходит: несколько мужиков поехали охотится, но вместо этого пьянствуют, болтают и постоянно попадают в нелепые ситуации. Абсурдистский юмор как нельзя лучше передавал состояние массового сознания середины 90-х, а фразу «жить захочешь – ещё не так раскорячишься» вполне мог повторить о себе любой зритель этого фильма.

Кадр из фильма «Особенности национальной охоты»


Духовные голоса
Одно из самых мощных произведения Александра Сокурова – его документальное полотно «Духовные голоса». Фильм, с формальной точки зрения, это дневник режиссёра, оказавшегося в «горячей точке» на таджико-афганской границе, длится пять с половиной часов, из которых первые полчаса сняты одним кадром на сверхобщем плане. Унылый, безрадостный пейзаж, который, тем не менее, меняется чуть ли не каждую секунду за счёт странных оптических эффектов. За кадром – голос Сокурова, размышляющего о музыке Моцарта и Мессиана и переводящего этой прелюдией бытовую историю о портянках и жаре в разряд высокого искусства о духе, душе и теле. В России этот фильм ни разу не издавался и почти не показывался, за рубежом это одна из самых известных и обсуждаемых работ Сокурова. И вполне заслуженно.

Кадр из фильма «Духовные голоса»

История игрушек, Мертвец, Особенности национальной охоты, Призрак в доспехах (дубликат), Детки, Духовные голоса, Андерграунд
Александр Сокуров, Эмир Кустурица, Джим Джармуш, Ларри Кларк

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100