Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Андрей Плахов провёл мастер-класс в Плёсе

Кинокритик и киновед встретился со зрителями в рамках кинофестиваля «Зеркало»

В своём мастер-классе, который прошёл в «Левитан-холле» в центре города Плёс Ивановской области, программный директор кинофестиваля «Зеркало» рассказал о критериях отбора фильмов конкурсной программы киносмотра, а также о принципах работы современных кинофорумов.

Андрей Плахов провёл мастер-класс в Плёсе

Андрей Плахов провёл мастер-класс в Плёсе

Свою беседу с гостями и участниками «Зеркала» Андрей Плахов начал с обсуждения изменений, которые претерпевают сегодня мировые и локальные кинофестивали. Андрей Степанович подчеркнул, что интернет и новые технологии влияют не только на нашу повседневную жизнь, но и на организацию киносмотров.

Я недавно был на фестивале в Турине. И меня очень удивило то, что на нём совершенно отказались от каталога. Все фильмы и программу кинофорума можно увидеть только в интернете. А ведь раньше у каждого фильма были даже буклеты, которые, кстати, были настоящими произведениями искусства. Сейчас они и вовсе исчезли».

Известный кинокритик представил, как могут в дальнейшем развиваться фестивали кино, и предположил, что всё действительно может перенестись во всемирную паутину.

На печать и пересылку копии фильма тратятся огромные деньги. То же касается и авиабилетов, и размещения в отелях членов жюри и гостей фестиваля. Сегодня можно организовать всё так, чтобы жюри смотрело фильмы дома на компьютере, а обсуждения происходили по скайпу. Будут ли именно так выглядеть фестивали будущего?»

Сам Андрей Плахов настроен оптимистически, ведь человеческое общение, по его мнению, не смогут заменить даже самые современные технологии. А что уже говорить о таинстве кинопоказа. Ведь дома невозможно почувствовать дыхание зала. Плахов признался, что даже он не может быть полностью независим от того, что происходит вокруг во время просмотра.

Я помню пресс-показ картины Алексея Германа-старшего «Хрусталёв, машину!» в Каннах в 1998 году. С первых минут даже у меня было ощущение, что это провал. Но на самом деле у фильма просто не получилось настроить контакт с залом. Это негативное настроение передалось и мне. Я вышел с чувством неудовлетворённости. Однако через полгода фильм вышел во французский прокат и те же журналисты, которые его ругали, назвали Германа новым Босхом и северным Феллини и даже извинились за негативные рецензии. Думаю, что в Каннах тогда сказался стресс и усталость от самого киносмотра, поэтому и рецензии вышли плохие».

Кинокритик поднял также такую проблему, как «кинематограф невидимка». Это фильмы, на которые выделяются средства, тратятся силы и энергия их авторов, но в силу разных обстоятельств, они так никогда и не попадают в прокат. И речь здесь идёт не о их плохом качестве, а о специфике российского рынка, который выталкивает всё неформатное.

У нас нет системы альтернативного проката, хоть мы и приближаемся к Европе по числу кинотеатров. Однако в них показывается в основном «поп-корновое» кино для молодёжи. А фестивальные или авторские фильмы загнаны в такое своеобразное гетто. Именно поэтому число фестивалей увеличивается, просто чтобы была возможность показать эти фильмы. Другого способа увидеть их нет».

Что касается тенденций развития современного авторского кино, то Андрей Плахов назвал так называемую «новую волну» молодых режиссёров из Румынии, Австрии, Таиланда и Южной Кореи. Среди российских молодых кинематографистов, к новому течению Плахов отнёс Николая Хомерики, Борис Хлебников и Иван Вырыпаев.

А в заключении известный кинокритик признался:

Мне абсолютно не стыдно признаться, что я не понял какой-то фильм. Другое дело, что специфика моей профессии заключается в том, что мне нужно уже назавтра сдать на него рецензию. А чтобы понять фильмы того же Германа, их нужно посмотреть не один раз. Я даже фильм «Зеркало» понял не сразу, я его с первого взгляда полюбил, но его смысл открылся гораздо позже».

Справка:Андрей Плахов родился в 1950 году в Староконстантинове Хмельницкой области УССР. В 1972 году окончил киноведческий факультет ВГИКа. Работал в отделе культура газеты «Правда». Сейчас - постоянный кинообозреватель газеты «Коммерсантъ». Автор книг о советском и современном мировом кинематографе. С 2005 по 2010 год был президентом Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). С 2012 года - программный директор МКФ Зеркало, автор и организатор фестивалей «Эйфория».

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100