Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Апокалипсис в Венеции

В программе кинофестиваля - фильмы о последних днях человечества

Венецианские картины становятся всё мрачнее и острее. Сразу два фильма-апокалипсиса за один день: «Деревушка» Эрманно Ольми с Рутгером Хауэром и «Последний день на Земле» Абеля Феррары с Уиллемом Дефо - очень разные картины, говорящие, по сути, об одном и том же. Суеверный человек испугался бы такого количества кинематографических пророчеств. Но мы понимаем, что всё это понарошку, и наслаждаемся фильмами.

Апокалипсис в Венеции

Апокалипсис в Венеции

Создатели фильма "Деревушка" на премьере фильма в Венеции

После встречи с Рутгером Хауэром нам, конечно, захотелось посмотреть «Деревушку», в которой он сыграл одну из главных ролей. Это фильм если и не о конце света, то о последних временах. Фильм начинается с того, что итальянский храм, в который перестали ходить люди, закрывается навсегда. Из него выносят утварь, опечатывают дверь. Престарелому священнику-настоятелю остаётся только наблюдать за осквернением святыни, которой он посвятил свою жизнь.

Кое в чём мы Запад обогнали. Разорение храма у Ольми почти буквально повторяет кадры из фильмов Вертова и Эйзенштейна, где так же довольные люди вытаскивают иконы и снимают кресты.


Кадр из фильма «Деревушка»

Теперь, почти через столетие, и Запад пришёл к тому же порогу, а в России тем временем начался религиозный ренессанс. Конечно, в Италии всё цивилизованнее, но суть остаётся прежней. Режиссёр Ольми рассказывает притчу о локальном конце света.

После разграбления святого места туда должны прийти варвары. Они и являются в виде африканских беженцев. Им нужен приют на одну ночь, и они переделывают храм в свою деревушку. А потом уходят, и храм окончательно пустеет. Священник должен умереть. Дальше – пустота. Ольми добивается ощущения светопреставления ещё и тем, что всё действие фильма происходит в помещении собора и примыкающем к нему домике настоятеля. Это и есть весь мир, из которого ушла благодать, а потом и жизнь.

В одной из главных ролей снова любимец Феррары - Уиллем Дефо

Абель Феррара, как ни странно, снял в чём-то похожий на Деревушку" фильм о конце света. И не случайно он "привёз его именно в Венецию. Феррара уже принимал участие в Канне и Берлине, но ни разу там ничего не получил. Зато в Венеции он уже четвёртый раз, и все предыдущие разы он завоёвывал - пусть не главные, но всё же заметные - призы за фильмы «Похороны», «Отель Новая Роза» и «Мария». Так что и в этот раз он приехал сюда с надеждой быть замеченным. Тем более, что в «Отеле Новая Роза» главную роль играл всё тот же Уиллем Дефо, как и в нынешней фестивальной картине «Последний день на Земле».

Не заметить Феррару трудно. Как только стало известно, что он ступил на берег Венеции, мы приготовились ждать сюрпризов. И они случились. Показ фильма был назначен в особом зале в особо позднее время. Но перед самым сеансом стало известно, что отказало оборудование, и придётся перенести фильм в другой зал на ещё более позднее время. Более того, в другом зале оборудование тоже немедленно отказало, и показ сильно задержали, потому что откладывать его совсем было бы уже неприлично.

Феррара преподнёс зрителям новый сюрприз

В результате, кино запустили уже к полуночи, когда разгорячённая толпа была готова брать зал фестивального дворца штурмом. Между прочим, уже утром следующего дня стало известно, что повторы фильма тоже не состоятся в назначенное время, а будут перенесены.

Никто и не ждал, что «Последний день на Земле» от мистика и параноика Феррары можно будет просто так взять и посмотреть. Особенно если там играет Уиллем Дефо. О том, что фильм о конце света, можно и вовсе не говорить, потому что у Феррары вся фильмография - один сплошной Апокалипсис.

В этот раз человечество должно погибнуть от полного истощения озонового слоя. Ясно, откуда Феррара взял эту идею. Несколько лет назад записанная на камеру лекция Альберта Гора о глобальном потеплении получила «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Благодаря награде фильм обошёл весь мир. Его посмотрел Феррара и подумал: «Почему бы нет?»

Для актрисы Наташи Лионни роль в «Последнем дне на Земле» может стать хорошим карьерным трамплином, до этого она играла лишь второстепенных персонажей в средних комедиях и мелодрамах.


Кадр из фильма «Последний день на Земле»

Действие фильма начинается за день до того утра, когда озонового слоя не станет и жизнь на планете исчезнет. В квартире сидит пара. Герой Уиллема Дефо и героиня Наташи Лионни. Эта пара ждёт конца света. Чем можно заняться в последний день жизни на Земле? Сексом, например. Существенную часть фильма герои этим и занимаются. Здесь много откровенных сцен.

Ещё можно позвонить по Скайпу родным. Навестить пару знакомых. Потанцевать, порисовать, поссориться, помириться. Послушать несколько буддийских лекций о том, что всё призрачно, и помедитировать. Подняться на крышу и полюбоваться на зеленоватое небо. Делать больше нечего. По телеку показывают массовые беспорядки, общие молитвы, бодрящихся телеведущих.

Феррара снял фильм-катастрофу в не вполне привычном для этого жанра камерном стиле. Здесь нет героя, который спасёт мир.


В фильме есть два живых человека, которые знают, что завтра умрут. Они впадают в различные эмоциональные состояния, пытаются прожить оставшийся день предельно полно. Но ощущение конца света нарастает, а реакция на подобные вещи в фильмах Феррары одна - тотальный и бесповоротный блюз. За этот странноватый, жёсткий, экзистенциалистский почерк мы и любим режиссёра. И надеемся, что с фильмами о конце света на 68 Венецианском кинофестивале больше не столкнёмся.
4:44. Последний день на Земле
Уиллем Дефо, Наташа Лионни, Абель Феррара

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100