Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Виталий Манский: «Даже маленькому фестивалю лучше равняться на Каннский»

Интервью на фестивале «Артдокфест»

«Артдокфест» этого года сосредоточил в своей программе целый ряд громких российских премьер. В вестибюле фестивального центра, кинотеатра «Художественный», постоянно слышна иностранная речь. Залы на конкурсных сеансах наполнены почти полностью. Главные российские документалисты лично представляют свои картины. Среди фестивальной сутолоки Сергей Сычёв поговорил с Виталием Манским, президентом «Артдокфеста».

Виталий Манский: «Даже маленькому фестивалю лучше равняться на Каннский»

Виталий Манский: «Даже маленькому фестивалю лучше равняться на Каннский»

Сергей Сычёв
Вам во время этого «Артдокфеста» исполнилось 50 лет, и, кажется, фестиваль вы считаете подарком самому себе. В чём же заключается этот подарок.


Виталий Манский
Документальное кино в этом году мне подарило очень сильный конкурс. Мои друзья и даже незнакомые люди интересуются: «А вот из этих 150 фильмов на что вы, в первую очередь, рекомендуете обратить внимание?». Я абсолютно искренне говорю: «На конкурсную программу!». За все годы «Артдокфеста» это самый сильный конкурс. Может быть, раньше отдельные фильмы и были очень сильными, но так, чтобы целым потоком пришло много мощных картин – это впервые. Мне даже жаль членов жюри, потому что я не знаю, как бы я решил эту головоломку, будь я на их месте. Обычно я каждый год приблизительно представляю, какая картина должна получить Гран-при, но в этом году – нет. Лично у меня фаворитов не менее пяти.

Трейлер фильма Виталия Манского «Труба»

Сергей Сычёв
Сегодня очень много фестивалей документального кино. В чём конкурентное преимущество «Артдокфеста» перед ними?

Даже если режиссёр не смог приехать на показ своего фильма, это не значит, что с ним нельзя пообщаться


Виталий Манский
Прежде всего, это фестиваль российских премьер. Мы за этим следим настолько строго, что едва не изъяли из конкурса одну картину, потому что у неё был показ в Петербурге. Потом, правда, уточнили, что показ был закрытый, для отборщиков. Всё равно, мы сделали авторам предупреждение. Только премьеры. Дальше, к нам попадают фильмы, снятые по всему миру на русском языке. Мы даём представление о России - в широком прочтении этого слова. Потому что те русские, которые живут в Израиле, - тоже часть России, по крайней мере, ментально и даже сакрально. Мы даём представление об этом «мире» с двух сторон. На «Артдокфесте» две стороны, иногда противоположные, смыкаются, и создаётся важное, объёмное представление о сегодняшнем дне. Вообще, задача документального кино – создавать представления о мире. Мне кажется, нашему фестивалю это удаётся лучше, чем многим другим форумам. Это не вопрос цензуры, смелости, подачи – это вопрос правильного, концептуального программирования. Мы работаем с Викторией Белопольской, которая, на мой взгляд, один из лучших программеров в России. Не случайно она уже много лет является российским отборщиком главного в мире фестиваля документального кино IDFA в Амстердаме. Вот вам залог успеха. К этому можно приплюсовать мой фестивальный опыт. Я со своими картинами регулярно посещаю все основные фестивали мира. Это помогает, потому что есть, на что равняться. Многие фестивали слишком погружены в какие-то внутренние проблемы. А фестиваль должен быть более смелым, ярким, креативным, парадоксальным. Даже маленькому фестивалю лучше равняться на Каннский. А маленькие фестивали почему-то предпочитают равняться друг на друга. Этим они сами себя топят. Фестиваль – это платформа для рождения фильма, нового киноязыка, новых кинонаправлений.



Сергей Сычёв
Приблизительно понятно, что дают фильму участие и победа в Каннах. А что ему дают участие и победа в «Артдокфесте»?


Виталий Манский
Если бы ничего не давало, не было бы такого жёсткого отбора и такого предложения, которые есть сейчас. Прежде всего, здесь, на «Артдокфесте», сейчас работают основные отборщики многих мировых фестивалей. Пресса. Активное внимание заинтересованной аудитории. Здесь рождается «сарафан», очень важный для этих фильмов. В игровом кино «сарафан» важен для бокс-оффиса. В документальном кино он нужен для обретения автором и фильмом статуса, который позволит продолжать его профессиональную деятельность. Кроме того, это уже сложившийся факт: победителям «Артдокфеста» даётся «зелёный свет» в продвижении по всему фестивальному миру. В отсутствие цивилизованного проката и телевизионного показа документального кино в России наши возможности несколько ограничены. Но, в конце концов, подогревая интерес аудитории, мы подстёгиваем и бизнес обратить внимание на документальное кино. Люди-то приходят на наши показы только по билетам. Если люди приходят и платят деньги за то, чтобы посмотреть документальное кино во время фестиваля, если они наполняют большие залы, как в «Художественном», то хороший прокатчик или менеджер тем более сможет наполнить залы поменьше в межфестивальное время. Чтобы прокат зарождался в виде клубного, чтобы картины имели более длинную судьбу в прокате. Такое кино, как вы сами можете убедиться, очень важно смотреть на большом экране.

Трейлер фильма Марины Разбежкиной «Оптическая ось», одного из главных хитов VII «Артдокфеста»

Сергей Сычёв
Если «Артдокфест» - это устремление в будущее, то почему так важно заканчивать его возвращением в прошлое, вручением премии «Лавр»?


Виталий Манский
Премия «Лавр» - это профессиональный конкурс, и оценивают картины исключительно представители индустрии документального кино. 50 ведущих документалистов. Оценивают не только авторские работы, но и форматное телевизионное кино, сериалы, просветительские фильмы, дебюты. Индустрию нельзя лишать профессиональной оценки. Другое дело, что если раньше «Артдокфест» находился как бы под сенью премии «Лавр», то теперь премия «Лавр» - это своеобразное приложение к «Артдокфесту». Это нормальный процесс. Что-то молодое и энергичное рождается, занимает главные позиции, что-то отходит на второй план. Являясь, по сути, лидерами и не имея сильной конкуренции со стороны, мы устраиваем конкуренцию внутри себя. Нам интересно: сейчас «Лавр» отходит на второй план, но потом он может подняться, если появится мощное телевизионное документальное кино. Сейчас мы вне зоны конкуренции, потому что то, что мы показываем, больше нельзя посмотреть нигде.

Фото Александры Ивановой
Труба
Виталий Манский

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100