Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Путеводитель по спецэффектам: Как создавались персонажи фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»

Разбор запоминающихся сцен с персонажами фильма Питера Джексона

Фэнтезийный фильм «Хоббит: Нежданное путешествие», пожалуй, самый долгожданный проект прошлого года. Питер Джексон вернулся к истории Средиземья - сказочного мира, который полюбили сотни миллионов людей благодаря трилогии «Властелин колец». Новая картина в плане зрелищности получилась столь же высокого качества, как и легендарная трилогия. Наибольшее же внимание зрителей, скорее всего, привлекли сказочные персонажи, о создании которых мы и расскажем в этой статье.

Путеводитель по спецэффектам: Как создавались персонажи фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»

Путеводитель по спецэффектам: Как создавались персонажи фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»

Проект Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие» способен поразить размахом даже искушённого Майклом Бэем и Кристофером Ноланом зрителя. Новозеландский «бородач», как его любят называть в среде любителей кино, решил не размениваться на пустяки и снял столько киноматериала, что руководство студии Warner Brothers согласилось сделать не два фильма по мотивам произведения Толкиена, как изначально планировалось, а три. При этом дополнительные съёмки для третьей части пройдут в этом году. В съёмках трилогии, длившихся 266 дней, приняли участие около тысячи специалистов из разных департаментов.

На конструкцию, декорирование, а затем на разбор декораций кинематографисты потратили 8900 часов. Разные группы художников работали над этим 24 часа в сутки семь дней в неделю.


Накладки и пластины для орков создавали из силикона. Фотография взята с сайта fxguide
Одними из главных действующих лиц картины «Хоббит: Нежданное путешествие» являются гномы, которых сыграли тринадцать актёров без учёта дублёров. Эти сказочные персонажи, наряду с орками, стали немногочисленными героями, созданными средствами пластического грима, а не с помощью компьютерной графики. Гримёры изготовили пять комплектов париков, лицевых и нательных накладок для каждого из тринадцати гномов. В общей сложности на грим всех героев ушло четыре тонны силикона.

Декорации и грим в картине Питера Джексона - потрясающие, поэтому неудивительно, что Американская киноакадемия отметила работу художника-постановщика и гримёров номинацией на премию «Оскар». Спецэффекты также не остались без внимания академиков и профессионалов Сообщества визуальных эффектов, поскольку компьютерная графика и анимация в картине мирового уровня.

Видеоблог Питера Джексона, в котором режиссёр знакомит нас со всеми основными этапами постпродакшна фильма «Хоббит: Нежданное путешествие». Видео взято с Youtube, канал ArtspireMe.




Основной студией по созданию компьютерной графики и анимации в «Хоббите» стала Weta Digital, сотрудники которой заняли восемь зданий в ходе работы над видеорядом картины. Все головокружительные сцены действия с графикой предварительно превизуализировались на компьютере. Специалисты, создававшие трёхмерные аниматики, опирались на сотни эскизов, нарисованных художниками-иллюстраторами. В первом фильме запланированной трилогии - разнообразная сказочная живность. Наиболее сложные вымышленные существа анимировались с использованием данных об актёрской игре, полученных благодаря технологии захвата движения. Об этих сказочных героях мы расскажем подробней.

Тролли


Процесс работы над сценой с троллями. Исходники фотографий взяты с сайта fxguide
Бильбо Бэггинс в компании гномов сталкивается в лесу с недовольными троллями, с которыми у них завязывается драка с благополучным исходом для наших героев. Работа над эпизодом началась с создания трёхмерного аниматика, который помог определиться режиссёру с углами съёмки, движением камеры и таймингом. Затем настал черёд актёров, изображавших троллей, подарить свои эмоции и движения сказочным существам в ходе сессии по захвату игры (performance capture - прим. авт.).

После этого свои роли на площадке в декорациях отыграли исполнители ролей гномов и хоббита. Чтобы актёры смотрели в нужном направлении и на необходимой высоте (троллей ведь добавили в кадры значительно позже), кинематографисты попросили актёров смотреть на удочку с шариком на конце. Следующим этапом стала разработка
компьютерной модели тролля, которая настраивалась под анимацию и оживлялась с учётом данных, полученных во время захвата движений. При этом информация корректировалась и дорабатывалась, поскольку топология и размеры человека и тролля сильно разнятся. На завершающей стадии все элементы сцены - актёры, тролли, цифровой огонь - собирались специалистами по композитингу в единую композицию.

Поскольку фильм снимался с частотой 48 кадров в секунду, от аниматоров требовалось уделить особое внимание артикуляции и морганию глаз персонажей - наиболее трудоёмким для анимации участкам лица.


Ролик о создании троллей для фильма «Хоббит: Нежданное путешествие». Исходники для видео взяты с youtube, канал ArtspireMe.


Голлум


Голлум был анимирован при помощи техники захвата актёрской игры. Фотография взята с сайта fxguide


Голлум, наряду с хоббитом Фродо и волшебником Гэндальфом, является одним из наиболее культовых персонажей серии «Властелин колец». Голлум для фильмов Джексона о Средиземье столь же важен, как магистр Йода для вселенной «Звёздных войн» Джорджа Лукаса. В своё время этот анимированный герой стал настоящим прорывом в области компьютерной графики и захвата движений. Более того, поклонники картины всерьёз начали говорить о том, что Энди Сёркис, подаривший игру и движения Голлуму, заслуживает номинации на премию «Оскар». И хотя Голлум играет не столь большую роль в «Хоббите», как во «Властелине колец», к его воплощению следовало подойти с особой тщательностью, с учётом исторической значимости персонажа и важности эпизода, в котором он был заигран. В итоге моделлеры и аниматоры создали внешне знакомого нам Голлума, но полностью перестроили его модель. Так как фильм снимали с частотой 48 кадров в секунду и в стереоформате, требования к уровню детализации так же возросли.

Обновлённый Голлум насчитывает в десять раз больше полигонов и обладает втрое большим числом выражений.


Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие» с завершённой трёхмерной моделью Голлума. Фотография взята с сайта vfxworld


Съёмка с частотой 48 кадров в секунду придала персонажу большую подвижность и поспособствовала лучшему раскрытию персонажа через передачу нюансов актёрской игры Энди Серкиса. Отметим ещё один момент. В трилогии «Властелин колец» переход от Голлума к личности Смеагорла происходил через сокращение зрачка. В новом фильме аниматоры заставили сказочное существо переживать физический спазм при смене персонажей. Наконец, сцена в пещере, где хоббит отгадывает загадки Голлума, снималась на площадке с декорациями, а не в специальном павильоне для захвата движений. Специалисты Weta Digital использовали систему захвата актёрской игры, опробованную ими на проекте «Восстание планеты обезьян». Они отказались от оптической системы с пассивными маркерами-датчиками в пользу технологии с активными маркерами на основе светодиодов, мерцание которых было синхронизировано с затворами камер.

Демонстрационный ролик студии Weta Digital, который знакомит с процессом создания Голлума. Исходник ролика взят с youtube, канал HennethAnnunRu.


Король гоблинов


Работа над образом короля гоблинов. Исходники фотографий взяты с сайта fxguide
Самые зрелищные сцены действия происходят в подземном городе, где отважная группа путешественников сражается с гоблинами и встречается с их королём. Верховный правитель - жирное существо под три метра ростом с уродливым зобом и массой фурункулов и бородавок по всему телу. Этот гротескный персонаж был полностью смоделирован в графике, как и многочисленная армия мелких гоблинов. Но если его приспешников зачастую создавали в программе для имитации толпы Massive, то короля анимировали путём захвата движений двух актёров - Барри Хамфриса и Терри Нотари. Комедиант Хамфрис подарил верховному гоблину свою мимику, а Нотари - движения. Анимация по ключевым кадрам также применялась в большом объёме, потому что художники стремились передать нюансы игры Хамфриса и сделать персонаж по-настоящему забавным. Глаза короля генерировались с использованием системы освещения, опробованной во время работы над блокбастером «Восстание планеты обезьян».

Большой вклад в создание отталкивающего, но в то же время привлекательного в некотором смысле персонажа, внесли художники по текстурам. Специалисты изучили массу снимков из медицинского справочника по разным заболеваниям, чтобы корректно отобразить все уродливые аспекты его тела.

Художники заострили внимание на фурункулах, опухолях, гангрене, герпесе и других визуально «аппетитных» болезнях.


Пригодилась также библиотека изображений ожогов, порезов и синяков, собранная для других проектов. Текстуры наносились слоями. Зоб контролировался с помощью особых инструментов, добавленных в систему управления лицевой анимацией.

Демонстрационный ролик студии Weta Digital, который знакомит с процессом создания короля гоблинов и его армии. Обратите внимание на виртуальные панорамы и пролёты камеры. Эта сцена была премирована Сообществом профессионалов визуальных эффектов. Исходное видео взято с сайта fxguide и youtube, канал HennethAnnunRu.

24 февраля станет известно, удостоится ли «Хоббит: Нежданное путешествие» премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, грим и работу художника-постановщика или уступит одному из конкурентов. Зрительское признание лента Питера Джексона уже получила: мировые кассовые сборы картины составляют более $950 млн.
Властелин колец: Братство кольца, Хоббит: Нежданное путешествие, Восстание планеты обезьян
Энди Серкис, Питер Джексон

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100