Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Хоббит: Нежданное путешествие»: разбор визуальных эффектов и формата 48 fps

Стереоформат и частота съёмки 48 кадров в секунду потребовали внести ряд изменений в спецэффекты

«Хоббит: Нежданное путешествие» успешно стартовал в мировом прокате ($222,9 млн за уикенд), установив рекорд по премьерным сборам в декабре за океаном. После выхода фильма вокруг проекта развернулись жаркие дискуссии, предметом которых стал не сюжет, а новый формат съёмки и показа. Мы расскажем об изменениях, которые были внесены в процесс работы над изображением, и приведём наиболее интересные аргументы «за» и «против» ускоренной проекции.

«Хоббит: Нежданное путешествие»: разбор визуальных эффектов и формата 48 fps

«Хоббит: Нежданное путешествие»: разбор визуальных эффектов и формата 48 fps

Режиссёр Питер Джексон и руководство студии Warner Brothers приняли решение снимать и показывать фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» с ускоренной частотой 48 кадров в секунду, а не привычной - 24 кадра, которая является стандартом в киноиндустрии на протяжении последних 80 лет. До Питера Джексона кинематографисты снимали с повышенной частотой, но лишь для создания эффекта замедленного движения, потому что проекция всегда осуществлялась с привычной скоростью смены кадров.

Переход на новые "рельсы" в плане скорости съёмки означал возрастание в несколько раз объёмов получаемой информации. Фильм снимался на стерео-установку компании 3ality, построенную на базе камер Red Epic, которые фиксируют изображение с разрешением 5,120x2,700 пикселей. За счёт стереоформата объём киноинформации в среднем удваивался, в сравнении с обычными фильмами и увеличивался в четыре раза из-за повышенной частоты съёмки.

Такие фильмы, как «Аватар», занимают около одного петабайта дискового пространства. «Хоббит: Нежданное путешествие» весил в пять или шесть раз больше.


Фильм снимали с разрешением 4 или 5K, но компьютерную графику создавали в привычном 2K, принимая во внимание стереоформат и частоту проекции 48 кадров в секунду. Но дополнительная информация способствовала более детализированной прорисовке и качественному ротоскопингу (покадровая работа с отснятым материалом - прим. авт.) Также из-за повышенной частоты съёмки изображения получались с эффектом размытия, вдвое меньшим (motion blur - прим. авт.), который приходится всегда учитывать при доработке кадров средствами компьютерной графики.

Трейлер фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»

Переход на повышенную частоту съёмки и проекции положительным образом сказался на качестве трёхмерной анимации. 48 кадров предоставляют широкие возможности для придания гоблинам, троллям и прочим сказочным персонажам более плавных движений. Стереоформат постановки также заставил кинематографистов отказаться от съёмки миниатюр, которые были важной статьёй расходов во время производства трилогии «Властелин колец». На смену миниатюре пришли исключительно полноразмерные декорации и компьютерные модели.

Классический метод создания эффектов посредством усиленной перспективы также был "выброшен" на технологическую свалку. В этот раз, например, разница в росте между гномами и седовласым волшебником, создавалась за счёт съёмки актёров на технологически продвинутые системы управления движением (motion control - прим. авт.). При этом исполнителей ролей снимали одновременно, а не по отдельности на зелёном хромакейном фоне, как это было принято в прошлом. Две запрограммированные и синхронизированные камеры снимали одновременно в двух декорациях, только одна фиксировала объекты в полном масштабе, а другая - реквизит размером 1:4 от оригинала. На площадке с полноразмерной бутафорией резвились гномы и хоббиты, на другой - Гэндальф. На этапе композитинга раздельные изображения совмещались в единой композиции.

В фильме несколько запоминающихся сцен с троллями. Один из таких эпизодов происходит в лесу. Давайте разберём этапы его создания. Их всего пять:

1. Любой эпизод с компьютерной графикой всегда превизуализируется, то есть создаётся его трёхмерный аниматик. Превиз помогает определиться с углами съёмки, выработать движение камеры, тайминг и т.д.

Кадр с площадки фильма «Хоббит: Нежданное путешествие». Захват актёрской игры


2. На втором этапе осуществляется захват актёрской игры при помощи технологии performance capture.

3. Далее свои роли на площадке в декорациях отыгрывают исполнители ролей хоббитов. Чтобы актёры смотрели в нужном направлении и на необходимой высоте (троллей ведь добавят в кадры значительно позже), кинематографисты просят лицедеев смотреть на удочку с шариком на конце.

4. Создаётся модель тролля, которая настраивается под анимацию и оживляется с учётом данных, полученных во время захвата движений. При этом информация корректируется и дорабатывается, поскольку топология и размеры человека и тролля сильно разнятся.

5. Специалисты по композитингу совмещают в единое изображение все элементы сцены и наводят финальный лоск.

Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»


Чтобы оценить фильм таким, каким его задумал Питер Джексон, следует смотреть картину в стереоформате с частотой 48 кадров в секунду. В мире ограниченное число таких залов. Например, в США их не больше пятисот. Вопрос с переоборудованием активно лоббируется производителями проекторов и маститым Джеймсом Кэмероном, помимо Питера Джексона. Знаменитые режиссёры считают, что повышенная частота вкупе со стерео 3D обеспечит полное погружение зрителя в пространство фильма. Так ли это на самом деле - вопрос дискуссионный. Мнение научного сотрудника студии Rhythm&Hues Евгения Вендровского:

Я пропустил презентацию, которая проходила в студии "XX век Фокс", в рамках которой показывали один и тот же фрагмент демонстрационного фильма с разной частотой проекции. Тем не менее, общее мнение собравшихся было таким, что Кэмерон - прав. Изображение действительно получается очень высокого качества. При 48 кадрах в секунду нет той мутноватости и зернистости, присущей при съёмке и показе с частотой 24 кадра в секунду. Мне даже сказали, что кинематографистов будут просить добавлять шум и зернистость, чтобы киноматериал выглядел более привычно».

Материал выглядит настолько иначе, что некоторые зрители после демонстрации фрагмента фильма на фестивале Комик-Кон и сейчас, после выхода ленты на экраны, говорят об утрате иллюзии, которой фильм является по своей природе. Известный журналист Энтони Брезникан сравнил посещение Средиземья с визитом на съёмочную площадку и выразил обоснованное сомнение на счёт единодушного принятия нового формата. Дело в том, что формат съёмки 48 кадров в секунду не только делает изображение ярче и плавнее, что является несомненным плюсом для стереопроектов, но и обеспечивает лучшую детализацию, и тут мы имеем дело с обратной стороной медали. В таких фильмах, как «Хоббит: Нежданное путешествие», создаётся вымышленный мир, и не секрет, что кинематографисты при строительстве тех же декораций зачастую используют облегченные материалы, которые при выгодном ракурсе, правильном освещении и, конечно же, ненавязчивом размытии и мелкой зернистости, будут неотличимы от тех, за которые их пытаются выдать. Так вот, при 48 кадрах в секунду фанера, грим и вся искусственность создаваемого мира более заметны, и с этим следует считаться.

Проект «Начинка», в котором разобрана часть спецэффектов фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»

Не следует забывать о психологическом эффекте, известном под названием «зловещая долина». Суть этого феномена заключается в том, что когда искусственно созданный объект или образ приближается к реальности, у человека может возникать внутренний психологический дискомфорт и неприязнь. Согласно исследованиям доктора нейробиологии Стюарта Хамероффа, человеческое сознание усваивает порядка 40 кадров в секунду, поскольку частота гамма-волн головного мозга - 40 Гц. Таким образом, зритель, скорее всего, начнёт воспринимать происходящее на экране при проекции 48 кадров в секунду как реальность, вот только это совсем не означает, что она перестанет быть искусственной. По мнению психологов, то, что устраивало при проекции 24 кадра в секунду и воспринималось, как некая кинематографическая условность, перестаёт удовлетворять при удвоенной частоте, поскольку картинка стремится убедить в своей реальности. Вымышленным существам, которых генерируют на компьютере, убедить зрителя в своей условной правдоподобности проще, поскольку они - нереальны, это набор полигонов и текстур, а вот живым актёрам в гриме куда сложнее. Так что, обязательно будут зрители, которые так и не смогут отделаться от ощущения, что перед ними не сказочный герой, а мужчина средних лет в парике и с накладным носом.

Эффект «зловещая долина» возникает далеко не у всех зрителей, как и головокружение при просмотре фильма в стереоформате. Реакция зависит от индивидуальных особенностей организма. Зрителей, которым в целом пришлась по душе картина с ускоренной частотой показа, ничуть не меньше, чем тех, кого эксперимент разочаровал. Им понравилась детализация, насыщенность цветами, многие также отмечают плавность движений как персонажей, так и камеры. Кроме того 48 кадров в секунду являются панацеей от мерцающего эффекта, который порой возникает в стереофильмах в сценах с панорамированием. Впечатление от просмотра Ивана Кудрявцева:

В первые минуты фильма, если вам посчастливится посмотреть «Хоббита» в 48 fps, вы будете воспринимать экранное действо несколько странно: слишком точны детали, вплоть до малейших, слишком живые герои, словно смотришь не на экран, а в окно. Но не пройдёт и трети фильма, как вы спохватитесь, что уже забыли о странностях картинки и что по-другому кино смотреть уже не способны, как будто так всегда и было. Возможны (этого никогда нельзя исключать) и «побочные эффекты»: кто знает, как отреагирует организм на столь непривычное видео? Проще говоря, если вы совсем «не дружите» с 3D, то от просмотра «Хоббита» в новейшем формате лучше воздержаться».

Очевидно, что технология ускоренной съёмки и показа продолжит развиваться. Но останется ли она экспериментом, как в случае с «Хоббитом: Нежданное путешествие», или же станет частью мэйнстрима в определенных жанрах, например, в анимационных фильмах или фантастических картинах с преобладанием нереальных героев - покажет время и кассовые сборы.
Джеймс Кэмерон, Питер Джексон

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100