После полутора десятка разных во всех отношениях фильмов Карен Шахназаров снял первую в своей жизни картину о Великой отечественной войне. Несмотря на то, что в фильме есть танковые бои, сожжённые деревни и обгоревшие трупы, «Белый тигр» включает в себя все черты фирменного стиля Шахназарова, он загадочен и парадоксален. Сергей Сычёв беседует с режиссёром сразу после показа картины.
Карен Шахназаров: «Хочется делать кино с размахом»
Сергей Сычёв
В фильме «Белый тигр» куда меньше иронии, чем в большинстве ваших картин. Тем не менее, она присутствует, и особенно в сценах танковых дуэлей, которые решены, как в вестернах. Почему вы решили так неожиданно использовать законы вестерна?
Слева направо: Владимир Ильин (у него маленькая, но яркая роль в фильме), Алексей Вертков, Виктор Кищенко, Карен Шахназаров
Карен Шахназаров
Когда снимаешь кино, ты не все решения принимаешь осознанно. Специально я не сидел и не планировал это. Можно сказать, что здесь есть что-то от вестерна, но здесь такие элементы уместны. Если они здесь есть, конечно… Дуэли бывают не только в вестернах. В любом случае, я при съёмках полагаюсь больше на свою интуицию, чем на штампы из старых фильмов. Прикидываю, как получится интереснее, и делаю.
Сергей Сычёв
Фильм всё время показывает то, что происходит с несколькими советскими солдатами, и вдруг вы вставляете сцену с монологом Гитлера, которая полностью разворачивает действие. Почему она была для вас важна?
Карен Шахназаров
Потому что важно было вывести разговор на другой уровень. Мне показалось, что такое решение будет органичным. Оно покажет, что создан не просто ещё один приключенческий фильм, а именно поставлен вопрос о природе войны вообще. Поставить такой вопрос без присутствия противоположной стороны невозможно. К тому же, и эта сцена, и сцена с фельдмаршалом Кейтелем – обе не придуманные. Последняя взята из его мемуаров, которые он написал за несколько месяцев до повешения в Нюрнберге. Монолог Гитлера скомпилирован из его высказываний в разных источниках. Это квинтэссенция его кредо, суровая мысль, вопрос, который мучает и меня: что такое война? Противоестественное ли это состояние или проклятие, присущее человеческой природе? Война никогда не заканчивается, она идёт постоянно всё то время, что существует человечество. Художники, писатели, режиссёры проклинают её, а она продолжается. Возможно ли для человека однажды прекратить войну навсегда? Я ответа не знаю.
Реальный фельдмаршал Вильгельм Кейтель подписывает договор о капитуляции Германии. Шахназаров более подробно показывает известную по хронике сцену, усиливая психологический аспект
Сергей Сычёв
Кроме того, вы вводите сцену подписания пакта о капитуляции Германии Кейтелем. Сцена эта хорошо известна по хронике, Райзман вставил её в фильм «Берлин», снабдив комментарием о спеси, которой Кейтель не теряет даже в момент поражения его страны. Зачем вы её разыграли заново? Не сделано ли это для нового поколения, которое не видело хроники?
Карен Шахназаров
Этим художественным образом подводится итог нашей войны. Причём, надо сказать, в полном объёме этой сцены нигде нет, включая фильм Райзмана. Было снято очень много материала разными людьми, но это всё куда-то делось, и найти его не удалось. В хронике осталась только десятая часть того, что там происходило. Мы эту сцену восстанавливали по оставшимся свидетельствам тех, кто там присутствовал, - прежде всего, Константина Симонова. Как большой писатель, он наиболее эмоционально и точно зафиксировал все детали той встречи. У него подробно выписан характер Кейтеля, очень интересный, со своими нюансами. Так что, сцена вполне документальна.
Сергей Сычёв
В фильме вы как будто намеренно уходите от тех заманчивых возможностей для зрелищности, которые предоставляет сюжет. Например, за кадром остаются война в Европе и взятие Берлина, нет масштабных танковых боёв с участием сотни танков. Это ведь намеренный аскетизм?
Карен Шахназаров
Мне не кажется, что в фильме мало зрелищных сцен. Там много боёв и военных сцен. Зачем нам компьютеры, когда мы и так показываем танковую атаку с настоящими машинами? Сто танков нам не нужно. Да их никто и не делает обычно. Где вы видели сто танков на экране?
«Освобождение» Юрия Озерова считается образцом масштабного кино о войне
Сергей Сычёв
В «Освобождении».
Карен Шахназаров
Ну, вот только в «Освобождении». И то там ста танков не было, хотя и казалось, что их очень много. В Голливуде такого тоже никогда не делали. Танковые атаки снимать с таким количеством нельзя, потому что сто танков – это общий план, на котором не танки, а коробочки, так что, это не имеет смысла. У нас и без Берлина с Парижем событийная часть достаточно богатая. И так много войны – не менее 30 минут, что для картины почти избыток.
Сергей Сычёв
К финалу вы собираете целый букет загадок, которые для зрителя остаются не разрешёнными.
Карен Шахназаров
Должна быть мистика, отсюда и загадки. Без них фильм существовал бы в другом жанре: это был бы детектив какой-то. В сущности, загадок даже больше, чем кажется, ведь герой тоже как бы исчезает, растворяется, становится фантомом. Так было заложено драматургией.
Мы поспорили с Шахнахзаровым, что эта сцена из «Курьера» запомнится несмотря на то, что фильм был совсем не масштабный. Шахназаров считает, что через пять лет её никто не вспомнит. Договорились проверить через десять лет
Сергей Сычёв
У вас в этом году юбилей, 60 лет. Что думаете снимать теперь?
Карен Шахназаров
Пока никаких определённых планов у меня нет. Не нащупал пока того, что хочу снимать. Думаю, что следующий фильм будет точно не о войне. Хотя никто не знает, загадывать нельзя.
Сергей Сычёв
Но вы хотите делать масштабное кино или локальное?
Карен Шахназаров
Картины такого масштаба, как «Белый тигр», даются тяжело. Другое дело, что опыт подсказывает: в истории-то остаётся, как правило, масштабное кино. То, где есть зрелище. Оно надолго цепляет. В определённом возрасте уже хочется делать такое кино, тем более, когда ты понимаешь, что умеешь это делать, и возможности есть. Хочется делать кино с размахом. Оно требует физических сил, а что с ними будет, никто не знает. Не факт, что они и сейчас есть. Строго говоря, сейчас мне не очень хочется делать камерное кино. Всё-таки, это достаточно просто и уже не так интересно. Хотя вот я сейчас об этом говорю, а наметится какая-то интересная история, станет мне вдруг интересно, и я уже не буду думать и обосновывать, просто начну снимать. В нашей профессии можно только на интуицию полагаться.