Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Алексей Учитель: «Какая разница, сколько стоит фильм?»

Режиссёр рассказал «Фильм Про» о своих новых проектах

Из режиссёра авторского кино Алексей Учитель за несколько лет превратился в создателя крупнобюджетных проектов, президента фестиваля «Послание к человеку», педагога ВГИКа и продюсера дебютных фильмов. «Фильм Про» побеседовал с Учителем о его планах на будущее, масштаб которых не может не поражать. Создать итальянскую «Прогулку», снять боевик про ОМОН и параллельно спродюсировать несколько молодых проектов. О трудностях и надеждах режиссёра читайте в нашем эксклюзивном интервью.

Алексей Учитель: «Какая разница, сколько стоит фильм?»

Алексей Учитель: «Какая разница, сколько стоит фильм?»

Сергей Сычёв
Вы сейчас запускаете свой новый режиссёрский проект «Восьмёрка». Что это будет за фильм?

Алексей Учитель
Проект возник из общения и дружбы с писателем Захаром Прилепиным. Мы с ним давно пытались создать основу для фильма и договорились, чтобы он давал мне читать свои новые работы до их публикации. Я прочёл «Восьмёрку» и сам не понял, почему этот сюжет так меня заинтересовал.

Рассказ о четырёх ребятах из ОМОНа. Казалось бы, что тут такого? Но история поразительно правдива. Захар ведь сам работал в ОМОНе. Персонажи удивительно живые. И само произведение, несмотря на весь драматизм повествования, оставляет светлое впечатление, чего давно не было. Я вижу этот фильм как анти-«Бригаду», он будет похож на «Трёх мушкетёров».

Алексей Учитель открывает фестиваль «Послание к человеку» в 2011 году


Сергей Сычёв
Значит, это не камерная история вроде «Пленного»?

Алексей Учитель
Нет. Хотя, конечно, это и не «Край», сюжет более локальный. Но в фильме будет много персонажей, есть и любовная история, и бандиты, и драки. Много соблазнительных атрибутов. Но они не помешают фильму быть глубоким. А в сценарии, который сейчас пишет Александр Миндадзе, ещё добавится глубины и драматизма.

Это новогодняя история, происходящая в последние дни 1999 года, а финал ленты происходит 1 января 2000 года. Это символично: всё происшедшее останется в прошлом веке.

Сергей Сычёв
Странно, что Миндадзе создаёт сценарий на основе чужого романа. Это обработка? Или он добавляет туда что-то своё, характерное для его почерка?

Алексей Учитель
Не знаю. К счастью или к сожалению, но он в сценарий очень много своего добавил. Там уже и Прилепин теряется. Шучу, конечно. Но думаю, что это сочетание даст какой-то третий результат, который будет очень хорош для будущего фильма.

Сергей Сычёв
Значит, сейчас фильм на стадии доработки сценария?

Алексей Учитель
Сценарий дописывается, но мы уже ведём актёрский поиск. Причём, в основном, среди новых лиц, хотя главный герой, скорее всего, будет исполнен довольно известным актёром, которого пока не буду называть. Но он тоже очень молодой. В январе собираемся начать снимать.

Сергей Сычёв
Есть ли какие-то предварительные данные по бюджету?

Алексей Учитель
Какая разница, сколько будет стоить фильм? Я понимаю, почему это всех так волнует. Ни мало, ни много будет стоить. Это среднебюджетный фильм, который будет сниматься на 99,9 % в Петербурге. По сюжету это будет просто некий промышленный город.

Мы с художником выбирали натуру. Были на Кировском заводе: начали объезжать территорию, и я был потрясён её масштабами. Это настоящий город – с улицами, с памятниками Ленину, Кирову. Но это город, которого нигде в России не существует. Отличное место для съёмок.

Сергей Сычёв
В Италии планируют снимать ремейк вашего фильма «Прогулка». Что это за проект?

Алексей Учитель
Это проект, уже оформленный в договорные обязательства во время Венецианского кинофестиваля. Мы подписали контракт с самой большой в стране студией «Чинечитта». В основе фильма будет та же формула - безостановочная полуторачасовая прогулка троих героев по городу. Гулять они будут по Генуе. Планируется, что в фильме примут участие русские актриса, оператор и, возможно, композитор.

Сергей Сычёв
А сценарист?

Алексей Учитель
Итальянский. Всё-таки это итальянский город, и надо знать его особенности.

Сергей Сычёв
Какая роль в этом проекте отведена вам?

Алексей Учитель
В создании фильма как со-продюсер участвует студия «Рок». Я бы, конечно, хотел, чтобы фильм был, если не похож, то хотя бы по основным направлениям, по духу соответствовал оригинальному.

Сергей Сычёв
В вашем фильме дух во многом был создан актёрами театра Фоменко, так что надо бы их в Италию отправить, хотя бы в эпизоды.

Алексей Учитель
В Италии есть свои замечательные актёры. Важно, чтобы они были естественными. Поэтому мне и хотелось бы участвовать в проекте художественным наблюдателем. Посмотрим, кого они нам предложат.

Сергей Сычёв
Я слышал, что есть планы снять что-то подобное и в других странах.

Алексей Учитель
У нас с автором сценария Дуней Смирновой изначально был безумный план - снять десять «Прогулок» в разных городах мира. Кстати, в одном из предполагаемых финалов нашего фильма героиня оказывалась в Риме, так что Италия возникла не просто так. Есть предложения из Ирландии и из США, прогулка по Нью-Йорку. Пока это в стадии переговоров, но я был бы очень рад.

Создать документальную картину о Петре Фоменко - давняя мечта Алексея Учителя


Сергей Сычёв
Вы уже не раз говорили, что хотите снять документальный фильм о Петре Фоменко. Что вам мешает сделать это?

Алексей Учитель
Мешает моя занятость. Но это даже не главное. Пётр Наумович очень не просто соглашается на съёмки. С ним можно сколько угодно общаться в частном порядке, но как только речь заходит о его «кухне», он мне говорит следующее: «Если ты, даже без камеры, придёшь на репетицию в мой театр, то все актёры вместо того, чтобы нормально репетировать, будут мучиться вопросом, возьмёшь ты их к себе сниматься или нет». А ему надо, чтобы они были полностью свободны от таких мыслей. Мне же очень важно снимать его во время репетиций.

Сергей Сычёв
Может, вам просто пообещать роли всем его актёрам, чтобы они больше не волновались?

Алексей Учитель
Да, но тогда они потребуют конкретизировать, а это не так просто. Всё равно, я очень надеюсь однажды снять фильм и о Фоменко, и о Валерии Гергиеве. Правда, большую документальную картину о Мариинском театре сейчас будет снимать молодой режиссёр Анна Матисон. Она известна не только как режиссёр документального кино, но и своей игровой работой «Сатисфакция». Для нас с Мариинским театром это совместная продюсерская работа. Посмотрим, что из этого выйдет.

Сергей Сычёв
Какие ещё продюсерские проекты у вас в запуске?

Алексей Учитель
У нас в планах ещё две картины. Одну, с рабочим названием «Ссылка», мы собираемся снимать по сценарию Александра Рогожкина. Если всё сложится, то Рогожкин будет и режиссёром. Другая работа - это дебют, о котором я пока не стану говорить, потому что идёт очень серьёзная работа со сценарием.

Сергей Сычёв
Что уже есть из запущенных проектов?

Алексей Учитель
Ничего. Мы готовим три игровых и два документальных проекта.

Сергей Сычёв
Плюс фестиваль «Послание к человеку», плюс мастерская, которую вы ведёте во ВГИКе…

Алексей Учитель
В которой 24 студента должны к январю снять 24 десятиминутных фильма.

Сергей Сычёв
Не страшно, что не справитесь?

Алексей Учитель
Справиться-то я справлюсь. Вопрос в том, чтобы везде было достойное качество. Мои силы не беспредельны.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100