Китайский рынок: темпы развития киноиндустрии
СЕО компании Bona Film г-н Донг Ю
Интерес мейджоров к рынку Китая можно понять: эта территория выйдет на второе место в мире после США по кинотеатральным сборам в этом году, а по количеству экранов уже давно там находится. Развитие территории идёт впечатляющими темпами: количество экранов в стране за последние пять лет практически утроилось и сейчас превышает 9,200 экранов. Кинотеатральные сборы не отстают: в 2011 году они достигли суммы в $2,0 млрд. (средний рост за пять лет составил около 30% в год), а уже в этом году бокс-офис, скорее всего, «перевалит» через отметку в $2,5 млрд. Для сравнения: в 2011 году в США – около $10,0 млрд. на 39,500 экранах, Япония – около $2,3 млрд. на 3,400 экранах, Франция - около $2,0 млрд. на 5,500 экранах, Великобритания - около $1,7 млрд. на 3,700 экранах. Россия тоже приближается к европейским лидерам - около $1,2 млрд. на 2,700 экранах. Кроме того, следует помнить, что посещение кинотеатров доступно, в основном, жителям городов, а уровень урбанизации Китая сейчас растет очень быстро. По прогнозам СЕО компании Bona Film г-на Донга Ю, которые он озвучил в интервью западным профильным изданиям:
Согласно сборам последних фильмов этих франшиз: Человека-Паука в Китае любят больше Бэтмена
На данный момент Китай (в том числе и по политическим соображениям) старался и всё ещё старается защитить свой рынок от засилия западного контента: для этого были введены квоты на количество иностранных фильмов, попадающих в широкий прокат (было 20, а в этом году квоту увеличили до 34). Кроме того, компания China Film Group – государственный регулятор кинотеатрального рынка, выбирая даты старта для фильмов прошедших в квоту, иногда старается столкнуть некоторые западные блокбастеры на одной дате. Так было с «Новым Человеком-пауком» и продолжением «Тёмного рыцаря», так чуть не случилось с «Хоббитом» и новым «Бондом». Однако, несмотря на защиту и неплохой уровень интереса к локальному кинопроизводству, новым китайским зрителям (как и во всём мире) всё равно интереснее смотреть западные блокбастеры: сборы небольшого количества студийных тентполов собирают в год около 60% всех кассовых сборов страны.
Заинтересованность Голливуда к Китаю проявляется самыми разными способами
Интерес к Китаю голливудских студий-мейджоров можно понять, даже просто посмотрев на темпы роста индустрии. Поэтому, как только началась либерализация рынка развлечений КНР, большинство студий сразу начали организовывать альянсы с местными корпорациями в надежде на получение дополнительных привилегий в прокате и продаже своего продукта на территории страны. Речь идёт о разных способах сотрудничества: от совместного производства до формирования совместных предприятий. Тут можно вспомнить и попытки независимых производственных компаний попасть на рынок Китая, и недавние новости о партнёрстве мейджоров с местными компаниями (партнёрство Bona и Fox, основание Oriental DreamWorks и многое другое) и просто привлечение местных компаний к финансированию съёмок фильмов на территории КНГ и Гонконга, с целью получить доступ на прокатный рынок страны (как, например, фильм «Петля времени», созданный, в том числе, китайской DMG – компания с офисом в Пекине и штатом в 900 человек, и получивший доступ к китайскому прокату без статуса ко-продукции).
Трейлер фильма «Петля времени»
О статусе ко-продукции стоит сказать отдельно, так как он не только даёт право проката фильма на территории Китая на условиях проката местного продукта (это означает большую, чем у иностранного фильма, долю продюсера), но он также и не учитывается в квотах, что даёт студии возможность попытаться «пристроить» в китайский прокат ещё какой-нибудь свой блокбастер.
Китай заинтересован в продаже своих фильмов и накоплении международного опыта
Китайская сторона также старается не отставать. Это касается не только экспансии крупнейших местных игроков на Запад: например, покупка китайской компанией Wanda Group американской кинотеатральной сети AMC, но и приглашение крупных западных звёзд для съёмок в китайских фильмах в надежде на то, что их имена смогут помочь хорошо прокатать фильм и на родине, и в других странах. Однако, недавняя подобная попытка (Кристиан Бейл снимался в китайском блокбастере «Цветы войны» добилась успеха только на рынке Поднебесной, собрав в прокате КНР около $97 млн.; в США фильм собрал всего $0,3 млн.
Трейлер фильма «Цветы войны»
Однако, одна частичная неудача не останавливает китайских производителей от подобных опытов: сейчас в стадии производства находится ещё одна картина Back to 1942 c Эдрианом Броуди и Тимом Роббинсом в главных ролях. Бюджет ленты оценивается в $35 млн.
А для ещё большего подогрева интереса западных компаний к рынкам Китая и Гонг-Конга, страны активно участвуют в международных кинофорумах и кинорынках. Например, на AFM 2012 страна была представлена 13 закупщиками и помимо этого устроила специальный день Гонг-Конга, на котором представила всем западным кинокомпаниям возможности территории для совместного производства. Однако китайская сторона не согласна с американскими студиями в их трактовке ко-продукции и сейчас очень придирчиво рассматривает каждый проект, который хочет получить этот статус. На данный момент в 2012 году всего шесть фильмов получили этот статус, а в 2013 году речь пока идёт о 13 фильмах, причём «Железный Человек 3», широко заявленный Walt Disney Studios как ко-продукция, похоже, таковой не будет, а студия сейчас срочно пытается организовать для проекта схему финансирования, подобную «Петле времени». Как сказал топ-менеджер одной из студий:
Церемония открытия дня Гонг-Конга на форуме AFM 2012
Помимо всего вышесказанного, есть ещё один интересный тренд: продажа старых успешных китайских фильмов в восстановленном качестве. Так, например, компания Media Asia продала ТВ-права на «Близнецы-драконы» во Францию, Турцию и Россию, а Star Alliance (Гонг-Конг) на AFM 2012 продавала каталог из 20 старых фильмов, прошедших процедуру ремастеринга, и 50 фильмов, получивших HD-качество.
Кроме того, интерес западных байеров вызвали такие новые фильмы, как Guillotines, Blind detective, Switch, Bluffing и многие другие.
Голливуд и Китай: партнёрство, но не любой ценой
Китайские регулирующие органы недовольны тем, что голливудские мейджоры пытаются считать ко-продукцией с Китаем всё, где есть пара китайских актёров и несколько местных локаций. Конечно, Китай видит плюсы совместного производства: очевидно, что Голливуд принесёт с собой опыт и технологии, которые позволят китайской киноиндустрии развиваться, что должно, в итоге, сказаться на международном успехе китайских фильмов. Однако этих плюсов недостаточно для получения статуса - в КНР хотят видеть настоящую ко-продукцию: китайская сторона должна иметь влияние на креативную часть фильма, начиная со сценария, а сам сценарий должен содержать в себе истории, связанные с культурным наследием страны. Только такие фильмы будут получать статус и связанные с ним права и привилегии.
Голливудская сторона, конечно же, заинтересована в том, чтобы как можно большее количество американских студийных фильмов попадали в Китайский прокат, поэтому, в ближайшее время зрители всего мира могут увидеть американские блокбастеры с частично китайскими историями.
Основные результаты
Голливуд надеется, что Си Цзиньпинь продолжит либерализовывать китайскую индустрию развлечений
Если о рассвете проката китайского кино на международном рынке говорить ещё рано (китайская сторона считает, что основная проблема кроется в неправильном маркетинге), то с прокатом западного кино, допущенного к прокату, в Китае проблем особых нет. Однако, у резкого развития прокатной индустрии Китая есть ещё и обратная сторона: видя великолепные результаты проката, западные компании-производители соответствующим образом корректируют ценообразование на права. Сейчас права на дистрибуцию фильма в Китае уже в среднем стоят $1-3 млн. за фильм. А в отдельных случаях - это уже суммы, близкие к 10 и больше миллионам долларов. Говорят, что студия Lionsgate просила на AFM 2012 около $8 млн. за права прокатывать в Китае свой новый фильм Transcendence, а студия Nu Image (после успеха «Неудержимых 2», собравших в прокате Китая около $53 млн.) предлагала права на третью часть уже за $15 млн. (для сравнения некоторые цены на право проката на территории России и СНГ. Причём большинство продавцов уже не хотят указывать в контрактах на продажу специальные условия о попадании фильма в квоты на прокат. Но это не проблема, а, скорее, нормальные рыночные отношения, которые будут выравниваться с ростом открытости китайского рынка. В США руководство станы не изменилось – Барак Обама остался на своём посту, поэтому ждать каких-то изменений со стороны Америки или Голливуда в отношении Китая не следует, а Китай недавно увеличил квоты как для иностранных инвесторов в целом, так и на количество иностранных фильмов в прокате, показав тем самым, что готов, хоть и не быстро, идти навстречу мейджорам. Эксперты полагают, что с приходом Си Цзиньпиня к власти, ситуация должна ещё больше либерализироваться.