7.1
Один из самых недооцененных фильмов Дага Лаймона, автора «Идентификация Борна» и «Мистер и миссис Смит». При внушительном бюджете фильм заработал сравнительно небольшую сумму в мировом прокате $370 млн., но был высоко оценен критиками и приобрел кучу фанатов. Сюжет его основан на известном ранобэ в жанре «боевая фантастика» под провокационным названием «Всё, что тебе нужно — это убивать».
Раса инопланетян захватывает Землю. Грядет последний бой, где по нелепой случайности оказывается парень, едва умеющий держать оружие – Уильям Кейдж, его играет Том Круз. В первые же пять секунд, он умирает, и…начинает сначала. В фильме есть еще один герой – Рита Вратаски, Цельнометаллическая стерва, в исполнении Эмили Блант. Вместе они образуют мощный боевой дуэт, который на фоне разлетающегося на куски мира, выглядит особенно интригующим. И, кажется, справедливость восторжествует: Даг Лайман готовит продолжение «Грань будущего 2», который, возможно, превзойдет предыдущий. Хотя это будет и нелегко.
7.3
В оригинальной японской аниме-версии автогонщика звали Го Мифунэ, а не Спиди Рейсер, а сам суперпопулярный аниме-сериал назывался «Mahha GoGoGo». В США этот мультфильм Тацуо Есиды показывали в 60-х годах, а в России с восторгом смотрели в 90-е. А вот фильм «Спиди Гонщик» при всей его стремительности, эксцентричности и бережному отношению к первоисточнику, в фильме даже звучала оригинальная песня из культового сериала, стал проходным в карьере Вачовски.
Если подумать, сюжет этой манги конца 80-х, перекованной в цельный фильм в середине 90-х, довольно комичен. Каждый раз, убивая свою жертву, наемный убийца одного из кланов якудзы заливается горькими слезами. Правда, вскоре выяснятся, что слезы эти вовсе не крокодильи, а вполне человеческие – парень не выбирал свою судьбу, убивать по заказу его заставила мафия.
Crying Freeman или «Плачущий убийца» получился, в целом, неплохим фильмом, и даже удостоился пары-тройки лестных отзывов в солидных американских журналах. Но все же мало что выделяет его из бесконечной череды криминальных боевиков тех лет.
7.7
«Тихоокеанский рубеж» не является прямым ремейком какой-то определенной манги или аниме, хотя многие ассоциируют его сюжет с культовым «Евангелионом». Правда состоит в том, что фильм Гильермо дель Торо буквально пропитан японской комиксовой культурой. Во-первых, он создан в жанре «меха», то есть речь в нем идет об управляемых людьми боевых роботах. Во-вторых, придуманы эти роботы для сражения с некими «кайдзю», японское слово, означающее «странный зверь», попросту «монстр». И в третьих, Гильермо дель Торо никогда не скрывал, что он большой поклонник «токусацу» - японский киножанр, что-то вроде фантастического фильма со спецэффектами и про супергероев. Примерно так можно охарактеризовать и «Тихоокеанский рубеж».
6.7
Манга «Олдбой» издавалась в Японии в конце 90-х. Это была вариация на тему «Графа Монте-Кристо»: главного героя зачем-то бросали в тюрьму, а через десять лет одиночного заключения зачем-то выпускали на свободу. Кто и за что посадил его, герою предстояло выяснить, а затем начиналась сладкая месть. Экранизация манги корейским режиссёром Пак Чан-вуком занимала центральное место в его трилогии о мести. Фильм имел оглушительный успех, в Каннах президент жюри Квентин Тарантино вслух провозгласил его лучшим фильмом конкурса, в итоге, «Олдбою» достался Гран-при и – культовый статус во всём мире. Спустя десять лет Спайк Ли снял ремейк этой картины, но даже участие звёзд во главе с Сэмюэлем Джексоном не спасло фильм от провала. Вернее – от мгновенного и абсолютного забвения, в отличие от картины Пак Чан-вука.
7.1
История Мотоко Кусанаги из Девятого отдела, которая борется с кибертерроризмом, началась с манги. Буквально через шесть лет, в 1995 году культовая манга обзавелась своим полнометражным аниме-фильмом. Это было революционное аниме с блестящей графикой и саундтреком, специально для него написанным японским композитором Кэндзи Каваи. Оно произвело впечатление на Вачовски: прием замедленного действия, примененный в аниме, режиссеры активно использовали в своем знаковом фильме «Матрица».
В Голливудской экранизации «Призрака в доспехах» главную героиню сыграла Скарлетт Йоханссон, но даже это не спасло фильм от негативных отзывов зрителей и критиков. Что делать, японское аниме очень капризный материал, и работа с ним требует высокого мастерства.
8.0
С этой манги, а затем черно-белого аниме-сериала великого мангаки Осамы Тэдзуки, началась история аниме. В Японии мультфильм назывался «Могучий Атом», а его герой, робот Атом, был чем-то средним между Пиноккио и Суперменом. И вот в 2009 легендарный Атом получил свой собственный полнометражный мультфильм, однако, успеха в прокате он не добился.
Задолго до мультфильма студия Sony Pictures Entertainment планировала сделать игровой блокбастер об «Астробое» и даже успела приобрести права на производство такого кино у Tezuka Productions, но прошло уже почти 20 лет, а фильм так и не появился. Экранизация манги или аниме – это всегда большой риск, не каждая студия готова на него идти. Гораздо выгоднее включать в голливудские фильмы аниме-образы, например, в Дэйвиде из «Искусственного разума» Спилберга угадывается все тот же Астробой.
Фанатам мультфильма «Истинная грусть» - первоклассного анимационного триллера, сразу ясно, что Даррен Аронофски вдохновлялся им при создании картин «Черный лебедь» и «Реквием по мечте». Аниме рассказывает о поп-диве Мимарин Кириго, решившей стать актрисой. Реальность в этом фильме пропускается через игольное ушко воспаленного сознания главной героини, страдающей раздвоением личности и галлюцинациями. Жизнь Мимарин дает трещину и в какой-то момент она понимает, что уже больше ничего в ней не контролирует. Примерно то же самое происходит и с героинями двух главных фильмов Аронофски. Кроме того, знаменитая и шокирующая сцена в ванной из «Реквиема по мечте» покадрово повторяет сцену из «Истинной грусти».
Огромная история, включающая в себя 12-томную мангу, множество полнометражных фильмов и 37-серийный аниме-сериал. Другими словами, «Тетрадь смерти» - самая популярная японская франшиза начала XXI века. Мультфильм о загадочной тетради смерти, куда достаточно написать имя обидчика, и он тотчас умрет, хорошо знают в России. В 2007 году сериал транслировался на нашем ТВ, а манга на русском начала издаваться в начале 2009. Пересадка этой экзотической манги на американскую почву, которую затеяла компания Netflix, прошла неудачно. Возможно, потому что в США продюсеры стремятся адаптировать чисто японские сюжеты под американскую действительность. Магнетическая атмосфера, присущая японскому аниме, рассеивается, остается лишь голая фабула и пустой набор образов. Кто знает, если бы «Тетрадь смерти» не претерпела бы изменений и вышла бы на голливудских мощностях с японскими актерами (об экранизации аниме с японскими актерами мечтают фанаты по всему миру) и в первоначальном виде, все сложилось бы иначе.
8.0
Эта медиа-франшиза и ее развитие – яркий пример американо-японского сотрудничества. Так, в 70-е годы в Японии выпускались игрушки марки «Микромен». Со временем они дополнились мангой, а к концу 90-х - собственным аниме-сериалом. Американский супергигант Hasbro купил права на продажу этих и похожих игрушек под брендом «Трансформеры», под которым они и прославились на весь мир. Попутно Hasbro усиливал бренд комиксами, видеоиграми и мультсериалами, в 80-е вышло несколько сезонов, снятых совместно с японцами. Японцы же запустили собственные аниме-сериалы про трансформеров, не менее яркие и интересные. Так что киносерия «Трансформеры» наследует в равной степени японской и американской поп-культуре, и какой здесь больше уже сложно сказать.
Иногда компьютерные игры появляются раньше аниме или манги, иногда они становятся лучше остальных и тогда по ним сразу снимают полнометражные фильмы. Со знаменитой японской серией игр Street Fighter произошла как раз такая история. В 1994 году на свет родился файтинг-боевик «Уличный боец» с Жан-Клод Ван Даммом, в основу которого легла игра Street Fighter II. Фильм собрал свою кассу, но критики, опять же были недовольны. Другой фильм «Стритфайтер» уже 2009 года касался линии одной из героинь игры - прекрасной Чун-Ли, но прошел незамеченным.
7.2
«Обитель зла»/Biohazard – это, пожалуй, самый успешный пример за всю историю экранизаций компьютерных игр, не только японских. Здесь уже японские аниматоры, вдохновленные крупным успехом игровых серий «Обители зла» Пола У.С. Андерсона, стали создавать CG-версии (трехмерные компьютерные фильмы) по мотивам зомби-вселенной «Обители». Последний из них вышел в прошлом году, «Обитель зла: Вендетта» сделан в лучших традициях оригинала, по всем канонам игры, разработанной в Японии в недрах компании Capcom.
Заметная история в мире манги, она еще называется «Кулак Большой Медведицы» или «Кулак Полярной звезды». Многотомная манга и аниме-сериал о Кенсиро, наследнике древнего боевого смертельного искусства Хокуто Синкэн, который расчищает себе путь в постапокалиптическом мире. Полнометражный фильм о фантастическом герое, полный увлекательных боев, выходил в США и Японии на видео в середине 90-х.
Вот уже десять лет в Голливуде обкатывают идею переснять в игровой форме ключевую японскую манга-аниме «Акира». Для многих людей по всему миру любовь к аниме началась именно с этого произведения японской аниме-культуры. Вначале «Акирой» вроде бы интересовался Кристофер Нолан, год назад шла речь о том, что за адаптацию возьмется Тайки Вайтити, который блестяще справился с блокбастером «Тор: Рагнарёк». Но, как видно, дальше прожектов дело так и не пошло. Но не стоит отчаиваться. Возможно, вскоре мы сможем оценить историю двух друзей-байкеров, один из которых против своей воли стал жертвой масштабного паранормального эксперимента, на большом экране.
Все дело в том, что японская культура активно включает в себя все мировые тенденции, философские течения и идеи, чтобы потом удивить мир какой-нибудь крышесносной мангой или аниме. Такой, что ее сразу хочется экранизировать, особенно Голливуду.