Профи выбрали великие сценарии XXI века, на примере которых можно чему-нибудь научиться
«Тёмный рыцарь», «Паразиты», «Социальная сеть», а также работы Олега Негина и Андрея Звягинцева
Автор образовательного телеграм-канала «Самоучитель сценариста» Денис Данилов провёл среди своих коллег, внимательно изучающих и анализирующих сценарное дело, опрос, призванный выявить 100 великих сценариев XXI века.
Профи выбрали великие сценарии XXI века, на примере которых можно чему-нибудь научиться
В опросе приняли участие авторы девяти телеграм-каналов, посвящённых непосредственно сценарному делу. Круг опрошенных не очень велик, но важен здесь именно профессиональный уровень респондентов и образовательный характер их работы, их общая нацеленность на повышение качества отечественной кинодраматургии.
Совокупно участники опроса назвали 75 сценариев (только фильмы, сериалы не учитывались) – то есть разброс очень широкий, единого мнения или даже критерия, что именно считать лучшим, тут нет (как нет и разделения на оригинальные сценарии и адаптации). Тем интереснее выделить те десять произведений, что набрали несколько голосов.
«Лабиринт Фавна»: Трагедия одиночества и хрупкости жизни сквозь призму сказочного приключения. Дель Торо кропотливо выстроил принцип драматургического триединства, сохранив равновесие между жуткой былью и страшной небылью.
Юлия Идлис
автор телеграм-канала «Осенило – написал»
«Социальная сеть»: Обратите внимание на знаменитую открывающую сцену, которая представляет собой 9-страничный диалог двух героев за столом в баре.
Трейлер фильма «Социальная сеть»:
Your browser doesnt support HTML5 video.
Отдельно имеет смысл подсчитать и сценаристов, чьи имена повторяются раз от раза. Здесь тоже безусловно лидерство – у Кристофера Нолана: эксперты выделили шесть его работ. Четыре сценария Нолан написал в одиночестве («Начало», «Дюнкерк», «Довод», «Оппенгеймер», последний – сценарная адаптация книги), два – в соавторстве с братом, Джонатаном Ноланом («Престиж» и «Тёмный рыцарь», оба – адаптации уже существующих произведений).
Юлия Идлис
«Дюнкерк»: Один из первых экспериментов Нолана-сценариста с нелинейным повествованием: три сюжета наложены друг на друга как концентрические круги.
«Человек, который изменил всё»: Возможно, лучший фильм про спорт с очень большим количеством тонких деталей из мира спортивной индустрии. Было бы плохо написано, смотреть это было бы невозможно.
«Елена»: Любой сценарий этого творческого тандема можно разбирать построчно, чтобы оценить визуально-лексическую точность текста. Я выбрала «Елену», потому что люблю этот фильм, – и ещё потому, что этот сценарий получил приз на фестивале Sundance ещё до съёмок.
Денис Данилов
«Изгнание»: Поэтичная драма, у которой можно поучиться, как сделать действующими лицами натуру и интерьеры.
«Одержимость»: Возможно, самый мотивирующий и вдохновляющий фильм с очень противоречивым протагонистом/антагонистом.
Дважды встречаются и имена Пон Джун-хо («Воспоминания об убийстве», «Паразиты»), Пита Доктера («ВАЛЛ·И», «Головоломка») и Скотта Фрэнка («Логан», «Особое мнение») – все они работали в соавторстве с коллегами.
Денис Данилов
«Воспоминания об убийстве»: Лучший когда-либо написанный трукрайм, с ловкостью «Паразитов» жонглирующий жанрами, с величайшей сценой саспенса в истории.
Влад Копысов
«Особое мнение»: Идеальный ворлдбилдинг и многосоставной сценарий, в котором каждый маленький кирпичик между собой связан.
Трейлер фильма «Особое мнение»:
Your browser doesnt support HTML5 video.
Приведём ещё несколько примечательных комментариев, обосновывающих тот или иной выбор (к сожалению, не все из участников опроса сопроводили свои списки подобными дополнениями).
Юлия Идлис
«Не угаснет надежда» (2013, Джеффри Чандор): Сценарий полнометражного экшн-триллера занимает всего 32 страницы, потому что практически не содержит диалогов.
Александр Белов
«Маленькие женщины» (2019, Грета Гервиг): Идеальная литературная адаптация с несколькими шикарными сценарными решениями, одно из которых я подрезал в третий сезон «МДЖ».
Денис Данилов
«История о супружестве» (2019, Ноа Баумбак): Блестящий во всём, но в особенности в представлении героев сценарий, построенный на бытовых узнаваемых деталях, задающих персонажам уникальность.
«Гладиатор» (2000, Джон Логан, Уильям Николсон, Дэвид Францони): Тот самый жанровый представитель, написанный как по учебнику, где каждая фраза или сцена работает на зрителя. «Гладиатор» идеально подходит для разбора в киношколах или на занятиях, чтобы узнать, что такое структура сценария, побуждающее происшествие, мидпойнт или кульминация. А также понять, что даже такую банальную тему как «Великими не рождаются, а становятся» можно раскрыть в монументальное полотно.
Участница опроса Юлия Идлис (в её фильмографии – «Фарца», «Бег», «Переговорщик») так определила свой выбор: «Мне не очень нравится слово "великий" (применительно к сценариям и вообще), так что моя десятка – скорее, про сценарии, на примере которых можно чему-нибудь научиться». Золотые слова – на которых и следует поставить точку.
Но всё-таки добавим, что на канале «Самоучитель сценариста» можно найти все необходимые ссылки, позволяющие при желании ознакомиться едва ли не с каждым представленным в списках сценарием.