Приз за лучший дебют в Каннах – вы знали, что у Ридли Скотта есть такой фильм? А между тем там играет один из главных киногангстеров в истории Харви Кейтель, а сама картина сделана под впечатлением от монументальной работы Кубрика «Барри Линдон»: многие кадры как будто продолжают фильм прославленного мастера. Для молодого режиссёра сравнение с Кубриком очень лестно, и стоит отметить, что стилистически фильм почти безупречен. Да и исторически, как говорят специалисты, очень точен, по крайней мере, в том, что касается костюмов наполеоновской эпохи.
А сразу после «Дуэлянтов» был «Чужой», и из молодого каннского призёра Ридли Скотт мгновенно превратился в одного из самых известных авторов на планете, создателя культового произведения и реформатора жанра ужасов. Правда, ради справедливости стоит уточнить, что и у «Чужого» был серьёзный источник вдохновения. Имеется в виду проект Алехандро Ходоровского «Дюна», где обильно использовались эскизы Ганса Гигера: некоторые из них были почти без изменений перенесены не только в «Чужого», но «дожили» даже до «Прометея», потому что Ходоровскому так и не удалось найти финансирование для своего мегалофильма. Скотт с Гигером разработали стиль фильма ужасов, сделали картины тёмной и медленной – и в «чужих» влюбился весь мир.
Суперзвезда Харрисон Форд из фильмов Лукаса и Спилберга оказался в более утончённой и интеллектуальной фантазии Филипа Дика как нельзя кстати, тем более что Скотт опять оказался внимательным зрителем и талантливым стилизатором – но и всё же новатором, потому что при всём влиянии «Звёздных войн» на этот фильм всё же это киберпанк и неонуар, что диктует свои правила игры. Кроме того, Скотт стал всё больше уделять внимание философскому наполнению фильма, так что когда «Бегущий» вышел в прокат, он с треском провалился. Правда, потом, уже в перемонтированном виде и с другим финалом стал обязательным для просмотра хитов во всём мире.
После целого ряда спорных картин Ридли Скотт выпустил фильм, который сразу вернул его в ряд главных американских режиссёров. Поскольку в кино вернулась мода на истории о весёлых преступных парочках, обладающий тонким чутьём Скотт сразу решил высказаться на эту тему, но несколько её трансформировал, к чему все давно привыкли. Его герои – не парень с девушкой, а две молодых женщины, которых всё достало и которые прокладывают себе кровавый путь в Мексику, в то время как о них кричат все национальные СМИ. Необычный сюжет, звёздный ансамбль и безупречный стиль фильма обеспечили ему 6 номинаций на «Оскар», включая режиссуру, - и статуэтку за лучший сценарий в итоге.
После выхода этого фильма о Ридли Скотте стали ехидно говорить, что ему следует и дальше продолжать разыгрывать феминистскую карту. «Чужой», «Тельма и Луиза», теперь вот ещё «Солдат Джейн», фильм, ради которого Деми Мур побрилась налысо и выступила в совсем не эротичном образе, - казалось, для полноценного успеха Скотту было просто необходимо, чтобы протагонистом была сильная женщина. Критики, впрочем, воротили от фильма нос, что не помешало ему заработать в мировом прокате 100 млн долларов: для жёсткой феминистской драмы это очень хороший результат.
Но всем шутникам пришлось замолчать, когда Скотт выпустил «Гладиатора». 12 номинаций на «Оскар», из которых 5 вылились в статуэтки, включая приз за лучший фильм. Ридли Скотт фактически реинкарнировал пеплум, хотя, как кажется, не сделал ничего принципиально нового. Просто он сделал некогда великий жанр более динамичным и жестоким и добавил туда достаточно компьютерной графики, чтобы на экране древность выглядела более эффектной. Публика была в восторге, фильм заработал полмиллиарда долларов в прокате, а Рассел Кроу на многие годы стал звездой №1, и со Скоттом они сделали ещё целый ряд ярких фильмов.
Съёмки продолжения нашумевшего триллера «Молчание ягнят» были овеяны скандальной славой – вроде требований Джоди Фостер, которая якобы запросила огромный гонорар. В итоге, впрочем, никто не пожалел, актёры в фильме как на подбор, а выбор Ридли Скотта для производства сиквела более чем оправдан. Хотя он никогда не снимал продолжения не только своих, но и чужих фильмов, и даже «Чужих» фильмов, доверив это другим авторам, всё же Скотт всегда занимался тем, что вливал новое вино в старые мехи. С его лёгкой руки история Ганнибала Лектера превратилась в успешную франшизу, хотя по качеству с «Ганнибалом» ни один из последующих фильмов серии не сравнился.
Военный фильм к началу XXI века переживал ренессанс, и Ридли Скотт никак не мог пройти мимо этого жанра. Впрочем, высокий бюджет не позволил фильму окупиться в прокате, так что хотя у фильма и есть два «технических» «Оскара», а Скотт и оператор фильма Славомир Идзяк получили номинации, можно говорить об относительном неуспехе картины. Что не мешает отметить её визуальную выразительность и прилежность Скотта, который опять внимательно изучил опыт своих предшественников и методично применил его на практике.
Люди в доспехах продолжали (и продолжают) привлекать Ридли Скотта, для которого антураж всегда имел огромное значение. В этом смысле не так принципиально, скафандры это из «Чужого» или кольчуги из «Царства небесного». Просто это интереснее, чем пиджаки и брюки. Попросту это более красиво, элегантно, изящно, с этим можно больше экспериментировать и создавать красивые кадры, из которых, между прочим, и обязано состоять кино вообще. «Царству небесному» прочили успех «Гладиатора» - этого добиться не удалось, фильм в прокате сработал слабовато. Но его посмотрели и запомнили, а это тоже важно.
Хорошим решением было вернуться к сотрудничеству с Расселом Кроу, пусть и сперва не в блокбастере, от которых и режиссёр, и актёр немного подустали, а в гораздо более скромной, но остроумной истории, над которой Ридли Скотт работал довольно долго. Скромный бюджет, скромные сборы в кино – но на видео фильм оказался популярен и уже там превратился в хит, который пересматривают и сегодня. Хороший фильм.
Криминальный триллер с Кроу и актуальными актёрами Вашингтоном и Эджиофором продемонстрировал, что Скотт, от фильмов которого, включая знаменитый «Гладиатор», стало попахивать нафталином, по-прежнему ищет пути к современному зрителю и работает над динамикой и стилем. Гангстерский фильм, который был уничтожен иронией Тарантино и Коэнов, у Скотта, казалось, ожил и заново потребовал отнестись к нему серьёзно. Публика опять поверила в условности, которые ещё вчера казались смешными и устаревшими, и фильм стал международным хитом.
Раз уж бондовская тема была реинкарнирована в боевиках «Миссия: невыполнима» и серии о Джейсоне Борне, Скотт обязан был попробовать себя и в этом направлении. Леонардо ДиКаприо и Рассел Кроу – сочетание взрывное, и в фильме есть масса ярких сцен, но Скотту не удалось «переманить» широкого зрителя. Фильм показал очень скромные сборы, сегодня его смотрят только фанаты Скотта, которых, впрочем, на свете вполне достаточно, чтобы картина не забылась.
Опять Рассел Кроу, опять многомиллионный бюджет – и снова люди в доспехах, холодное оружие, умопомрачительные натурные съёмки, суперзвёзды в каждом кадре. «Робин Гуд», хотя он и провалился в прокате, всё же был показан очень широко во всём мире и не включить его сюда было бы неправильно. Хотя Кевина Костнера Кроу не переиграл, это стоит признать и принять.
Ни один другой фильм Ридли Скотта не делил аудиторию так резко. Конечно, Скотт не мог пропустить взлёт популярности научной фантастики в форме фантастического боевика и вернулся к начатой им же серии о «чужих» с неожиданной стороны. Зрители волновались, Скотт обманывал всех, говоря, что это не приквел «Чужого», хотя гигеровские образы в трейлере свидетельствовали о связи между фильмами. В итоге кто-то очень сильно разочаровался, и Скотта опять уличали во вторичности, а кто-то объявил «Прометей» новым словом в жанре, доказывая, что философская глубина и визуальное совершенство фильма позволяют считать его одним из важнейших событий в массовом кинематографе.
Как будто устав от постоянных упрёков и решив доказать, что можно действовать более самостоятельно и оригинально, чем всегда, Скотт решил сделать необычную картину. О человеке, впутавшемся в сложную и опасную криминальную игру. При этом рассказана история так, как обычно криминальные триллеры не рассказываются: здесь намеренно оставлены лакуны, не раскрыты важные персонажи, смазан финал. Всё для правдоподобия и создания саспенса. В итоге часть критики вознесла фильм до небес, а часть попросту проигнорировала, отметив, что фильм получился неудачным. И это тот случай, когда история никогда никого не рассудит.
Снова научная фантастика, но более классическая и совсем не боевик. Удивительно мирный и жизнелюбивый фильм от Ридли Скотта с блестящим Мэттом Дэймоном в главной роли. Робинзон Крузо на Марсе сажает картошку – вот основной образ этой картины. И картошка растёт, и Марс кажется уже совсем покорённым, и уже вот-вот на горизонте должен появиться какой-нибудь Пятница (к счастью, не появляется). Фильм понравился практически всем, а Скотт уже готовил новое «инопланетное» кино, но уже совсем с другой интонацией.
Для всех фанатов франшизы о «чужих» (особенно первого фильма, который снял Скотт) и для всех, кто после финала «Прометея» с нетерпением ждал продолжения истории. То есть для почти всех кинозрителей мира. Скотт создал, конечно, конформистское кино, где объединил оба упомянутых произведения и прямо намекнул на продолжения, над которыми сам же и работает. Этот фильм ничем не удивляет, потому что он – как фундамент, на основе которого Скотт планирует дальше развивать сагу о «чужих». Без риска, без эксперимента, фундамент должен просто быть. И он получился не таким уж плохим. По крайней мере, он опять красив и претендует на философскую глубину. Осталось дождаться следующих серий.