Кто такой «левиафан»?
История интерпретации образа
Однажды автор этой статьи и Андрей Звягинцев тихо сидели в кафе и говорили о кино. Неожиданно девушка из-за соседнего столика подсела к нам и спросила: «Что за фильм вы обсуждаете? Очень интересно». - «Левиафан». - «Как-как? - смутилась девушка. - Давайте я запишу, а то не запомню». И записала. Это значит, что некоторому количеству россиян слово «левиафан» неизвестно. Поэтому мы подготовили материал, в котором устраняем эту лакуну в общественном разуме.
Кто такой «левиафан»?
Впоследствии левиафан упоминается в Библии ещё три раза:
Изображался левиафан, как правило, в виде крокодила, дракона или змея. Следы этого мифологического образа находят в мифологии египтян, вавилонян, угаритов.
В XVII веке английский философ Томас Гоббс издал сочинение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Левиафаном Гоббс называет могущественное государство, которое забирает у населения часть прав, а взамен обеспечивает им относительные безопасность и благополучие. Государство у Гоббса - «механическое чудовище», формирующее представления о добре и зле. Наилучшей формой правления Гоббс считал абсолютную монархию.
Образ левиафана оказался востребован в ХХ веке, так как нерелигиозное массовое сознание позволило играть с религиозными символами, сообщая им самостоятельное значение. Слово «Лефиафан» (с инфернальными коннотациями) часто можно встретить в беллетристике, научной фантастике, фэнтези, компьютерных играх. Чаще всего теперь левиафана представляют китом - вслед за Генри Мелвиллом, у которого в «Моби Дике» отчётливо проводятся параллели между китом-убийцей и библейским чудовищем. У него же в начале романа приведён обширный список мест в разных литературных источниках, где так или иначе говорится о левиафане как о ките. В России известен роман Бориса Акунина «Левиафан», чудовище Левиафан появляется у Ника Перумова и в популярных книгах о волшебнице Тане Гроттер. В кинематографе, не считая картины Андрея Звягинцева, было ещё два «Левиафана». Один – второсортный триллер 1989 года, где подводные шахтёры один за другим мутируют под воздействием вируса с советского корабля «Левиафан». Второй – недавний документальный шедевр «Левиафан», снятый на стыке с видеоартом. В течение всего фильма камера снимает рыболовный траулер, и постепенно корабль превращается для зрителя в царство странных механизмов и металлических конструкций, которые находятся в постоянном движении без всякого смысла, а рыбаки – лишь рабы этого чудища, затерявшегося среди морских волн.
Трейлер фильма «Левиафан» (реж. Люсьен Кастен-Тэйлор, Вирина Паравел)
Your browser doesnt support HTML5 video.
Очевидно, что после выхода картины Звягинцева интерес к образу левиафана в культуре будет расти, и из эзотерического ветхозаветного существа он превратится в нечто понятное и родное. Например, в доброго змея-горыныча, героя мультсериала и картинку на детских футболках. Да и слово простое в произношении, не Кетцалькоатль и не Уицилопочтли. Пока же для всей России это фильм, претендующий на «Оскар» и вызвавший лавину обсуждения в прессе и интернете.
Трейлер фильма «Левиафан» ( реж. Андрей Звягинцев)
Your browser doesnt support HTML5 video.