Михалков, Шахназаров, Бондарчук - о российском военном кино
Как мэтры российской режиссуры видят события Великой Отечественной войны
Золотой фонд картин о Великой Отечественной войне пополняли и режиссёры-фронтовики, и те, кто шёл вслед за ними. Именно дети войны сняли «Иваново детство» и «Проверку на дорогах», «Иди и смотри» и «Восхождение», «Молох» и «Кукушку». Однако и сегодня, в XXI веке, лучшие российские постановщики вновь и вновь возвращаются в военное время.
Михалков, Шахназаров, Бондарчук - о российском военном кино
Если быть точным, действие фильма «Край» Алексея Учителя происходит уже после войны. В августе 1945 года главный герой, Игнат, возвращается в свой посёлок. Он одержим мыслью найти и починить немецкий паровоз, который надёжно спрятан ещё с довоенных времён где-то в лесу. Война не кончена с подписанием мирного договора. Игнат, как символ русского народа, пытается обуздать немецкую мощь, которая, в свою очередь, стала трагедией для самой Германии.
Трейлер фильма «Край»
Your browser doesnt support HTML5 video.
В «Утомлённых солнцем 2» Никиты Михалкова множество человеческих историй переплетутся вместе, и всё здесь будет связано, потому что один народ воевал против Гитлера, а каждый герой фильма — его часть. Пусть даже время заслонило подлинные события, и отдельные эпизоды ленты более походят на окопные байки, но за сказовой формой прячется содержание, которое, быть может, и нельзя высказать прямо. По словам Михалкова, его фильм был неправильно интерпретирован многими критиками:
Трейлер фильма «Утомлённые солнцем 2: Предстояние»
Герой фильма «Поп» режиссёра Владимира Хотиненко — сельский священник. Он оказывается одним из миссионеров так называемой «Псковской православной миссии». Немцы открывают её на оккупированной территории, чтобы повысить лояльность местного населения к Рейху. Батюшка пытается служить Богу, не служа при этом врагу, оставаясь чужаком в глазах многих людей по обе стороны фронта. Режиссёр описал нам историю:
Трейлер фильма «Поп»
Обожжённый, чудом выживший танкист охотится за легендарным «Тигром» — секретной немецкой военной машиной, которую невозможно подбить в бою. Танк настолько секретный, что командование советских войск даже не уверено, что он вообще существует. И постепенно военная операция перерастает в мистическое странствие среди крови и смерти, в котором найти цель может быть ещё опаснее, чем упустить её. Об этом фильм Карена Шахназарова «Белый тигр». Шахназаров осознаёт, что восприятие войны со сменой поколений не может не изменяться:
Трейлер фильма «Белый тигр»
Кинопрочтение романа «Жизнь и судьба», фильм «Сталинград» Фёдора Бондарчука взял только одну сюжетную линию книги. Ничего удивительного: роман Гроссмана слишком масштабен, чтобы экранизировать его полностью. С другой стороны, масштабной может быть постановка и по фрагменту. Несколько бойцов ведут оборону из полуразрушенного дома, напротив — немецкая часть, которой этот дом преградил движение. Декорация — знаковые места сталинградских сражений. Вокруг бушует война, однако локальные страсти, кипящие в здании, не менее важны для режиссёра, чем ход переломного сражения Великой Отечественной. Интересно, что Бондарчук родился как раз 9 мая, что, по его словам, отразилось на его мировосприятии:
Особенности спецэффектов, декораций и грима в фильме «Сталинград». «Индустрия кино» от 11.10.13
Your browser doesnt support HTML5 video.
Легко заметить, что объединяет все эти фильмы. Главное в них — не сама война. Частные истории, несколько отдельно взятых человеческих жизней волнуют авторов. В пожарище схватки с фашизмом были брошены миллионы, а значит, сюжетов о Великой Отечественной хватит на многие поколения кинематографистов, чтобы мы, зрители, смогли ещё глубже понять те годы, когда время и пространство в нашей стране сгустились до немыслимой плотности. И искать своё отражение в каждой из надломленных судеб.