Ты решаешь, что смотреть

Сериалы / Подборки сериалов

12 российских сериалов, определивших развитие индустрии

Рассказываем о том, как создавалось производство сериалов в России в течение 30 лет

Отечественные сериалы сегодня – это качественные, интересные проекты на любой вкус и в таких количествах, что сложно даже определиться с просмотром. Как индустрия пришла к такому расцвету, рассказываем на примере 12 ключевых шоу.

12 российских сериалов, определивших развитие индустрии

12 российских сериалов, определивших развитие индустрии

Петербургские тайны (сериал) Петербургские тайны

1994 / Драма, Исторический фильм / Россия

В избранное

1992 год, отечественное кинопроизводство исчезает как класс, кинотеатры закрываются, по телевизору дорогим россиянам, находящимся в крайне сложной жизненной ситуации, показывают «Богатые тоже плачут», снятый аж в 1979-м, и «Санта-Барбару» из 1984-го. В этих удивительных условиях патриарх российского телевидения Леонид Пчёлкин решает, что зрителям в стране нужен отечественный телепродукт — качественный, хорошо сыгранный и базирующийся на собственных культурных традициях. Так появляются на свет «Петербургские тайны» — экранизация романа Всеволода Крестовского, который пользовался большой популярностью в середине XIX века, а потом был наглухо забыт.

Над сценарием работал Анатолий Гребнев, автор легендарного «Июльского дождя» Хуциева, и основатели будущего Театра DOC Михаил Угаров и Елена Гремина. Снимался весь цвет советского кино: Наталья Гундарева, Лидия Федосеева-Шукшина, Владимир Стеклов, Елена Яковлева, Николай Караченцов, Игорь Ясулович, Ирина Розанова. Появился в крупной роли на телеэкране Сергей Чонишвили. Драматично пустил себе пулю в голову юный поручик, которого сыграл никому тогда не известный Сергей Безруков. Все работали за гроши, техника дышала на ладан, реквизит и костюмы брали напрокат, Петербург из экономии снимали в Москве, сценарий приходилось постоянно дописывать на ходу. Съёмочная группа в 1993 году на сутки запертой в Останкино и лежала на полу под пулями во время штурма телебашни. В довершение праздника руководство немногочисленных тогда телеканалов решило, что зрители это смотреть не будут: готовый материал некоторое время пылился на полке.

Когда «Петербургские тайны» пустили всё-таки в эфир, оказалось, что прав был Леонид Пчёлкин: российским зрителям нужна была своя собственная сказка, в антураже родных осин, а не пальм Калифорнии или Сан-Паулу. В 1997 году сериал получил новорожденную «Тэфи» как лучший телевизионный игровой фильм. Благодаря ему появились «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро» — два очень успешных костюмных телепроекта 90-х, которые сделали звездами Александра Домогарова и Алексея Горбунова, а позже — «Бедная Настя». Именно после «Петербургских тайн» стало понятно, что сериалы на отечественном материале имеют будущее.

Улицы разбитых фонарей. Менты (сериал, 15 сезонов) Улицы разбитых фонарей

1997 / Детектив / Россия

В избранное

Родоначальник сериалов «про ментов» снимался по рассказам бывшего милиционера Андрея Пименова, который впоследствии взял себе писательский псевдоним Кивинов. Собственно, в этом и есть секрет популярности «Улиц» — в байках Пименова его коллеги были живыми людьми, обычными мужиками с чёрным чувством юмора и тяжёлой работой. Такими милиционеров ещё никто не показывал. И в книгах, и в кино существовал либо советский типаж праведного «дяди Стёпы», либо пост-перестроечного «оборотня в погонах». Александр Рогожкин, снявший уже к тому времени свой хит «Особенности национальной охоты», оценил оригинальность подхода и загорелся идеей экранизации.

Снимать сериал начали в 1995 году на деньги Владимира Гусинского, владельца НТВ, где, в противовес ОРТ и РТР, выходили только американские сериалы типа «Детектива Нэша Бриджеса», «Крутого Уокера» и «Скорой помощи». Брать «Улицы разбитых фонарей» в эфир Гусинский не собирался, поэтому после съёмок готовый продукт должно было выкупить РТР. Снимали на Ленфильме, который к тому моменту превратился в развалину, и в Кировском РУВД, где работал Пименов. Актёры по признанию Александра Половцева (Соловец), не понимали половины слов в своих репликах — поэтому постоянно консультировались со своими прототипами. Экономили на всём, и как это часто бывает, в результате приходили к интересным решениям. Например, бандиты ездили на жёлтом «Фольксваген Жук» и с трубкой от стационарного телефона не потому, что создатели сериала решили иронизировать над братками — а потому что ни на нормальную иномарку, ни на мобильный не было денег.

После года съёмок сериал не попал на РТР — у канала не было денег, он был должен приличную сумму за озвучку «Санта-Барбары». Гусинский обменял этот долг на 8 серий «Улиц» и в январе 1998 года пустил их на своём новом канале ТНТ, который позиционировался тогда как канал премьер. Цифры просмотров оказались отличными, особенно с учётом того, что у ТНТ не было вечернего эфира. Летом того же года права на показ сериала получил ОРТ. Так началось победное шествие «Улиц» по телеканалам.

Успех «Улиц разбитых фонарей» привёл к созданию «Нового русского сериала» — первой в стране студии, которая занималась съёмками сериалов. Благодаря ей появились впоследствии «Агент национальной безопасности» и самый долгоиграющий российский процедурал «Тайны следствия». Спустя два года после выхода «Улиц» ОРТ запустила собственный проект по сценариям того же Андрея Кивинова «Убойная сила» — так Россия узнала о молодом питерском актере Константине Хабенском. Наконец, «Улицы» стали началом феномена «НТВ-шные сериалы про ментов», который со временем превратился в мем. С другой стороны, трансформировавшись к середине 10-х, жанр дал нам, например, «Зверобоя», мрачного «Мажора» со всеми его продолжениями и «Полицейского с Рублёвки» — того же «Мажора», но превратившегося из триллера в комедию.

Бандитский Петербург: Барон (мини-сериал)

2000 / Драма, Криминал / Россия

В избранное

Идея снимать сериал про российских бандитов намного старше, чем идея сериала про милицию — еще в 1993 году режиссёр Владимир Огородников приходил к петербургскому журналисту Андрею Константинову с просьбой о сценарии. Тогда денег не нашлось, но спустя пять лет другой режиссёр, Владимир Бортко, предложил Константинову ту же работу. В 2000 году на НТВ начался показ «Бандитского Петербурга», который до сих пор стоит особняком в ряду криминальных российских сериалов.
История его съёмок — это история постоянной экономии. Деньги дал российский банкир, большой поклонник романов Константинова, и было их для кинопроизводства катастрофически мало. Поэтому кастинг проводили очень тщательно, выбирая актёров с опытом и чутьём, а снимали вместо киноплёнки на видео сразу целыми сценами, чтобы не тратиться на резку и монтаж. Александр Домогаров, прославившийся в роли графа де Бюсси в «Графине де Монсоро», сыграл главную роль в первом сезоне. Дмитрия Певцова зрители знали и до роли Чёрного адвоката, но именно она принесла ему невиданную популярность. То же самое можно сказать о Кирилле Серебрякове. Но даже им не снилась слава, которую получил Игорь Корнелюк: вероятно, и спустя сто лет в аналогах караоке-баров России будут петь про город, которого нет.

Самое же главное — сериал, во всяком случае его первые сезоны, впервые в истории российского телевидения дал голос героям-преступникам, вызвал к ним симпатию и сочувствие. Это произошло помимо воли Константинова, который в своих романах совершенно очевидно не на стороне бандитов. Стараясь сделать героев более сложными, и актёры, и режиссёр так постарались, что главы преступного мира стали восприниматься совсем не как чудовища — и, по признанию Льва Борисова (Антибиотик) благодарили за это. А вот выдержка из недавней лекции писателя Антона Секисова: «Мне кажется, Антибиотик не злодей, а просто мудрый человек. Антибиотик адекватно оценивает реальность, которая вокруг него. Он понимает правила игры. Это такой персонаж вестерна, пессимист, который не верит в людей и государство. Мир полон соблазнов, все стремятся тебя погубить, и он противопоставляет этому холодный расчёт и профессионализм. У него есть такой мотив — нужно хорошо выполнять свою работу».

Граница. Таёжный роман (сериал) Граница. Таёжный роман

2000 / Драма / Россия

В избранное

Короткие сериалы в СССР были всегда. Большинство из них представляло собой экранизацию разной степени вольности и продолжительности («Семнадцать мгновений весны», «Вечный зов», «Цыган», «Место встречи изменить нельзя»), но были и сериалы по оригинальным сюжетам. В основном они были посвящены профессиональной деятельности силовых структур («Рождённая революцией», «Государственная граница», «Следствие ведут знатоки»). В общем, после 1991 года многосерийный телефильм оказался самым привычным форматом и для российского зрителя, и для разрушенной индустрии. Тем не менее, таких сериалов почти не было из-за засилья импорта, и только после успеха «Улиц разбитых фонарей» Александр Митта смог снять «Граница. Таёжный роман» — первый короткий хит нулевых.

К тому моменту Митта уже много лет преподавал в Германии, поскольку работы в родной стране для него не было. Сюжет «Границы» он придумал ещё в 1997 году, а в 1998 году сценарий показали Константину Эрнсту, который как раз стал руководителем ОРТ. Несмотря на разразившийся экономический кризис, денег на производство Митте дали. Дальневосточную часть сыграл военный городок в Калужской области, тайгу — окрестные леса, в которые пришлось завозить зверей, птиц и даже болото. Для этого выкопали яму экскаватором, забросали ее мхом и подселили туда сотню лягушек, купленных на местном птичьем рынке. После трёх суток утомительных съёмок Алексей Гуськов чуть не захлебнулся там, но его спасли операторы. Митта, помимо сценария, написал ещё и слова к песне «Ты неси меня, река», которая впоследствии стала народным хитом — как и сам сериал.

Выход «Границы» на ОРТ полностью перевернул обыденное представление зрителей о том, что отечественное кино больше не существует. Митта доказал, что оно не только не умерло, но и до сих пор может улучшать криминогенную обстановку на улицах, как это было во времена «Цыгана» и «Место встречи изменить нельзя». Он снял живой пример того, что между хорошим кино и сериалом нет никакой разницы, если есть деньги, мастерство и желание рассказать хорошую историю. Успех «Границы» открыл дорогу для знаменитых проектов нулевых — «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко, «Детей Арбата» Андрея Эшпая, «Ликвидации» Сергея Урсуляка и близкого ей по тематике «Апостола», скандального «Штрафбата», культовой «Бригады». И он же стал первым примером того, как на одном проекте можно заработать два раза: из сериала сделали полнометражку. В прокат она не выходила и распространялась только для домашнего просмотра — но задала главную моду и порочную практику нулевых: фильмы превращались в сериалы, едва выйдя из проката. А потом колесо повернулось ещё раз, и Александр Цекало с успехом выпустил в кинотеатрах сериал «Гоголь» до того, как он попал на телевидение.

Бригада (сериал)

2002

В избранное

Гангстерское кино в СССР до Перестройки распространялось только подпольным путём. Лишь в 1989 году в прокат выходит «Однажды в Америке», где все роли озвучивал один Олег Борисов. «Крёстного отца» в Москве на широком экране впервые показали в 1991 году, и ради этого события посол США в России Роберт Штраусс отложил все дела, чтобы прибыть на презентацию. В том же 1991 году вся страна оказалась внутри гангстерского кинофильма — кто-то стал главным героем, кто-то статистом, а кто-то жертвой. Первым этот опыт осмыслил Алексей Балабанов в своём «Брате»: сегодня ты просто парень, который любит русский рок, завтра берёшь заказы на убийства. Вторым — Владимир Бортко: прокурор и солдат Афгана, дружившие с детства, заканчивают жизнь преступниками. Все это подготовило успех «Бригады» — первого сериала о «пацанах, которые хотели подняться», и вот на этой истории никто не экономил.

Одна серия в «Бригаде» обходилась в $250 тысяч — чудовищные по тем временам деньги. Режиссёру Алексею Сидорову, в отличие от Пчёлкина и Рогожкина, не приходилось экономить на натуре, декорациях, технике или гонорарах актёрам. Во время съёмок действительно взорвали «Мерседес» и «Линкольн» — правда, последний вместо того, чтобы упасть в воду, остался стоять на мосту, и сцену пришлось переснимать уже со старым «Москвичом», на который привесили уцелевшие и покрашенные части «Линкольна». Зато о безопасности никто не заботился — и Владимир Вдовиченков чуть не застрелил оператора, башенный кран рухнул прямо на то место, где пять минут назад стояли продавцы сувениров, а актёры во время зимних съёмок грели руки у выхлопной трубы автобуса. К тому же в сцене драки между Мухой и Белым Сергей Апрельский и Сергей Безруков дрались по-настоящему и вышли из этой сцены ровно в том состоянии, какое показано в сериале. Никакого пластического грима, распухшие синие лица собственность актёров.

В сентябре 2002 года сериал вышел на телеканале «Россия» и моментально стал культурным и даже социальным феноменом. Создатели объясняли, что хотели осмыслить эпоху 90-х — но такого количества детей, которые мечтали бы стать бандитами, не было как раз с 1991 года. Взрослые же видели в парнях, которые с первого класса вместе, обычных людей, своих знакомых и одноклассников. Крепкая дружба героев, их верность друг другу затмили в глазах зрителей и злодеяния, и расплату за них. По сути, «Бригада» предлагала измотанному, раздробленному обществу новых мушкетёров, у которых девизом было «Не мы такие — жизнь такая», и это оказалось востребовано.

На волне успеха сериала появились другие проекты, раскручивающие тему преступной жизни с точки зрения её прямых участников — от «Бумера» до «Зоны». Их было столько, что рефлексия о 90-х намертво спаялась с темой криминала и считалась «отработанной» до начала 2019 года. Тогда вышел «Мир! Дружба! Жвачка», в котором время осмысливается с точки зрения не только бандитов, но и людей других занятий, которые в то время жили.

Бедная Настя

2003 / Драма, Мелодрама / Россия

В избранное

Мыльные оперы в России очень долго были исключительно импортными. Первым таким сериалом стала «Рабыня Изаура» — кстати, довольно короткая для жанра, затем появились «Богатые тоже плачут» и «Санта-Барбара», классические образцы жанра. До начала 2000-х отечественная теленовелла на телеэкране отсутствовала как класс, и в этой пустоте одиноко высились упомянутые выше «Петербургские тайны». В 2002 году происходит историческое событие: только что созданная компания «Амедиа» заключает договор с Sony Pictures на производство совместного контента. Первым их проектом становится костюмная мыльная опера «Бедная Настя» в 127 сериях.

Для российского производства это был уникальный опыт. В стране тогда не было своих кадров, которые могли бы писать эпизоды к «мылу». Поэтому сюжет и разработка эпизодов были делом Лизы Сейдман, диалоги — наших сценаристов. Их переводили на английский, присылали Сейдман, она вносила правки, все переводили обратно — и только после этого текст попадал к режиссёру. Серию снимали одновременно с тем, как предыдущая снятая выходила в эфир. С актёрами быстро разбирали сцены, давали время выучить реплики — и они входили в декорации, построенные на Мосфильме. В штат ввели специального режиссёра, поскольку даже наши звёзды, которых в «Бедной Насте» было немало, плохо понимали специфику работы в «мыле». Монтаж происходил прямо во время съёмки на три камеры — это была новейшая цифровая техника, так что операторам пришлось учиться с ней работать. В общем, это были темпы и методы, которых отечественное телевидение никогда не знало. И кузница кадров.

«Бедная Настя» стала не только первой и очень успешной российской теленовеллой, но и первым продуктом на экспорт. Ее купили 25 стран, наибольший успех историю любви незаконнорожденной сироты и молодого барона ждал в Греции, Восточной Европе и Китае. Уже в 2005 году на СТС выходят ещё две долгоиграющих мелодрамы — «Адъютанты любви» и «Не родись красивой». Сценарий для первой писала Елена Гремина («Петербургские тайны»»), вторая была ремейком колумбийского шоу «Я — Бэтти, дурнушка» и насчитывала уже 200 серий. Успех этого сериала был огромным — 7 миллионов человек в день.

Отечественные мыльные оперы начали уводить зрителей у бразильских сериалов, которые транслировались на других каналах, поэтому там начали запускать собственные проекты. Почти мгновенно производство «мыла» встало на поток: на всех каналах появилось огромное количество почти неотличимых друг от друга сериалов с ужасными диалогами, в которых по 40 минут ничего не происходило. Самым известным из них была «Кармелита» на РТР, которая шла целых пять лет: был момент, когда этот сериал смотрела половина телезрителей страны. Рекордсменом по продолжительности стало «Обручальное кольцо» на Первом из 809 серий.

Моя прекрасная няня (сериал) Моя прекрасная няня

2004 / Комедия / Россия

Смотреть трейлер

В избранное

Зарубежные ситкомы с закадровым смехом на российском экране появились в начале 90-х. Сперва над ними издевались, потом привыкли. Особой любовью пользовались «Элен и ребята», «Альф» и, конечно, «Друзья». Первым отечественным продуктом в новом формате стало «Кафе Клубничка», которую показывали на РТР, — 164 серии о семействе Кошкиных, владеющих милейшим кафе. Однако, несмотря на звёздный состав, его теперь мало кто помнит. Зритель нулевых открыл для себя российские ситкомы, когда на СТС вышла «Моя прекрасная няня».

Руководству канала было очевидно, что людям очень нужны телевизионные комедии, но делать их в России пока никто не умеет. Поэтому благодаря недавно созданной компании «Амедиа» были куплены права на официальный ремейк американского сериала «Няня», что означало работу под руководством опытной команды консультантов. Изменили часть персонажей с учётом отечественных реалий, подобрали актёрский состав и команду из 20 человек, которая писала сценарии для каждой серии — плотность шуток в ситкоме должна быть не меньше одной в минуту, и это точно не работа для одного человека. А главное — изучили законы жанра. Например, отрицательных персонажей хотели написать более сложными, но консультирующая команда сказала, что делать этого нельзя, потому что зритель ситкома не должен думать, любить ему героев или ненавидеть. Он должен смеяться.

Выйдя на экраны в сентябре 2004 года, «Моя прекрасная няня» показала отличные результаты: рейтинг — 5,3%, доля — 15%. В какое бы эфирное время канал ни поставил сериал о жизни блистательной няни и многодетного музыкального продюсера, зрительский интерес не снижался. Никогда ещё российский ситком не получал такой популярности. Поэтому, напав на золотую жилу, СТС стал активно её разрабатывать — приобретать права на ремейки успешных сериалов и адаптировать их на отечественной почве («Счастливы вместе», «Воронины»). А в 2007 году на канале появились «Папины дочки» — невероятно популярное шоу, полностью придуманное и написанное в России.

В числе его создателей был Вячеслав Дусмухамметов. Через год он в качестве продюсера выпускает на ТНТ «Универ», который получает впоследствии три сиквела. Затем появляются «Интерны», ситком, построенный по новым правилам: без закадрового смеха, с более реалистичными декорациями — который продержался в эфире 14 сезонов. 2010-й — год «Реальных пацанов», ныне признанных культурным достоянием Пермского края. В 2014 году на ТНТ появляется «Физрук», перезапустивший кинокарьеру Дмитрия Нагиева — пилот посмотрел каждый третий житель страны. И всё это — «дети» «Моей прекрасной няни».

Кадетство

2006 / Комедия, Драма, Приключения / Россия

В избранное

Технически первым российским сериалом о жизни школьников были «Простые истины» — 350 серий о жизни учеников 11Б обычной московской школы показывали на РТР пять лет, начиная с 1999 года. Это был довольно качественный по тем временам проект (особенно первый сезон), в котором, в частности, снялись совсем молодые тогда Александр Ильин и Татьяна Арнтгольц. Он же долгое время был и единственным: российское телевидение, как и кинематограф, практически ничего не предлагало для подростков и юношества. Потом появилось «Кадетство» в относительно новом тогда жанре драмеди.

Сериал придумал Вячеслав Муругов, продюсер очень популярного сериала «Солдаты» о буднях воинской части на РЕН-ТВ. Выпускник Калининского суворовского училища, он решил рассказывать о том, что хорошо знал — о взрослении в условиях закрытого военного учреждения. В этом училище и снимали — с участием реальных суворовцев и преподавателей, и на время съёмок было запрещено шуметь и отдавать команды в полный голос. Из-за особенностей площадки работали не посерийно, а по сценам: вот 10 серий, в которых надо снять плац, и плац свободен — значит, из 10 серий выбираются все сцены на плацу и потом монтируются. В день должно было получаться не меньше, чем 15 минут готового материала, поэтому для скорости использовали площадки-трансформеры, то есть схожие по типу назначения пространства, которые можно было перестроить, пока снимается эпизод в соседнем помещении. А писали сериал сценаристы из Беларуси, которые работали над «Солдатами», в том числе известные когда-то игроки в КВН.

Когда «Кадетство» вышло на экраны, выяснилось, что молодым зрителям уже очень давно нужен был такой проект: доля сериала составляла почти 22% на протяжение всего показа. На этой волне были сняты еще два сезона, потом продолжение «Кремлёвские курсанты», образовалось фан-сообщество, начали выходить книги. Между тем Муругов присмотрелся к участницам малоизвестной тогда группы «Ранетки», песни которых вошли в «Кадетство», и решил, что раз есть сериал для мальчиков, то нужен и для девочек. В 2008 году на СТС вышла история о десятиклассницах, которые собирают музыкальную группу, сочиняют песни, влюбляются, учатся, выступают на концертах, решают проблемы с родителями и сверстниками.

Поразительно, но даже при успехе «Кадетства» и «Ранеток» количество сериалов для молодёжи и подростков на ТВ в последующие 10 лет можно пересчитать по пальцам. Это «Закрытая школа», в которой зритель впервые увидел Павла Прилучного, «Молодёжка» о юношеской хоккейной команде, «Красные браслеты» Натальи Мещаниновой о жизни детей в больнице и вызвавшая бурные споры в обществе «Школа» Валерии Гай Германики. Только с развитием стриминговых платформ возросло и количество, и качество таких проектов: первым же эксклюзивным проектом more.tv в 2020 году стали «Трудные подростки».

Метод (сериал: 2 сезона) Метод

2015 / Драма, Криминал, Триллер / Россия

Смотреть трейлер

В избранное

К середине десятых российское ТВ явно нуждалось в чём-то новом, поскольку утонуло в мыле, однотипных ментовско-бандитских разборках и закадровом смехе. Продюсеры пытались трансформировать старые рецепты: меньше условности в ситкомах, больше лоска в криминальных драмах, шире круг тем и исторических событий, о которых можно снимать. Не всё работало — например, фантастический триллер «Обратная сторона Луны» на Первом в свой второй год проиграл 16-му сезону «Тайн следствия» на РТР. Тем не менее, с 2012 по 2015 год выходят мрачнейший «Мажор» — история обычного человека, стоящего ровно на середине между миром криминала и полиции, «Оттепель» и «Фарца» об СССР в 60-е, драмеди «Кухня», снятая на уровне и с бюджетом хорошего кино. Но шоковый и весьма освежающий эффект на всех производит триллер «Метод».

Основатель компании Sreda Александр Цекало очень хотел снять сериал на уровне HBO. Он понимал, что российское сериальное производство по миллиону понятных причин развивается не так быстро, как американское — и одной из этих причин была консервативность и телеканалов, и зрителей. Там уже были «Игра престолов», «Настоящий детектив» и «Подпольная история». Здесь всё ещё боялись настоящей крови, если речь не шла об очередном сериале на военные темы. В 2012 году Цекало во время встречи со сценаристом Дмитрием Ивановым попросил у него такой сценарий, который никто не берёт.

Иванов принёс ему две первых серии триллера о безумном следователе, который ловит маньяков (позже сценарий дорабатывал Олег Маловичко). Первый канал рискнул и одобрил идею — зато режиссёра пришлось искать долго, потому что никто не соглашался снимать настолько странную историю. Тогда Цекало пришёл к Юрию Быкову, который после «Майора» стал почти культовой фигурой и любил социальные темы, а основной идеей сериала, при всей его кровавости, была простая мысль, выраженная в эпиграфе к одному из эпизодов: «Ни один ребёнок ещё не умер от объятий матери». «Метод» должен был стать жестокой, мрачной, безжалостной — но историей о любви и её трагической нехватке, которая порождает чудовищ.

В эфир сериал начал выходить в октябре 2015 года практически по ночам: всё-таки глаза Яна Цапника, выколотые карандашом, как и вереница жертв маньяков, представляла собой шок-контент для телевизионной аудитории. «Метод» быстро стал одним из самых известных и обсуждаемых сериалов не только сезона, но и, пожалуй, последних пяти лет. Оказалось, что российские сериалы могут быть и «северной готикой», и «скандинавской хтонью», что они могут развлекать зрителя, повышая в нём уровень адреналина и ужаса, а не хорошего настроения.

В 2016 году «Метод» получил три премии «Тэфи». В 2017-м Sreda продала его Netflix вместе с «Мажором» и «Фарцой». Это был первый случай, когда зарубежная онлайн-платформа купила российские сериалы. «Первый» после успеха столь нетипичного для российского ТВ проекта показал в эфире эротический триллер «Саранча», суровую «Sпарту» о реальных преступлениях в виртуальном пространстве, «Триггер». А параллельное развитие онлайн-платформ и популярность тру-крайма привела к тому, что «Метод» оказался флагманом перемен в жанре криминального кино: ему наследовали «Научи меня жить», «Чикатило», «Коса», «Хрустальный», «Мёрзлая земля», «Самка Богомола», «Идентификация», «Фишер».

Звоните ДиКаприо! (сериал)

2017 / Комедия, Драма / Россия

Смотреть трейлер

В избранное

Первые стриминговые платформы в России были онлайн-кинотеатрами. Ни старейшая ИВИ, основанная в 2010 году, ни «Амедиатека» не производили собственного контента — они его только транслировали, одновременно борясь с пиратами. Их нишей было цифровое телевидение — без рекламы, с хорошим качеством картинки и дубляжа. Но вскоре амбиции в этом бизнесе выросли — как и уровень отечественного сериального производства. За 30 лет в стране появились люди, умеющие делать хорошие шоу любого формата и жанра. Однако возможности их были сильно придавлены, и теперь уже не отсутствием денег или техники. Проблема была в ограниченности тем, которые в России можно было поднимать на телевидении, как, впрочем, и на широком экране. Этих тем, как и спроса на них, накопилось на три жизни. Закономерным шагом было не только открывать стриминговые платформы, которые к 2018 году вырастают, как грибы после дождя, но и производить собственные сериалы для них, чтобы привлечь пользователей. Первым успевает «ТНТ-Premier», выпуская комедийный «Домашний арест» — и «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова.

До выхода сериала было известно, что одна из его основных тем — жизнь людей с ВИЧ, что уже само по себе было довольно смелым шагом. Главную роль должен был исполнить Александр Петров, намертво застрявший в амплуа полицейского с Рублёвки, — это тоже подогревало интерес. К тому же Крыжовников был известен абсурдными и гротескными комедиями, и мало кто ждал от него полноценной драмы. Однако «Звоните Ди Каприо!» оказался именно драмой о взаимоотношениях людей, переломанных в семнадцати разных местах и потому почти не способных к любви. Это тяжелое зрелище было приправлено очень злой сатирой о состоянии кинопроизводства и общества, где все друг другу серые волки. В общем, смотреть новый сериал, полный почти ветхозаветного ужаса, было мучительно.

Тем не менее, его смотрели и бурно обсуждали и зрители, и кинокритики. Шум не улегся даже к концу года, когда на ТВ-3 вышла совершенно нетипичная для канала «Обычная женщина от Хлебникова и Мещаниновой. Этот Breaking Bad по-русски предъявил зрителю необычайно сильную героиню средних лет, которая умудряется одновременно управлять законным и преступным бизнесом, будучи при этом ещё образцовой женой и матерью. Знаковый для переломного в индустрии 2018 года сериал получил немало наград, однако событием и лучшим сериалом года все равно стал «Звоните ДиКаприо!», который современным и понятным киноязыком говорил со зрителями об актуальных и болезненных вещах.

Второй сезон «Обычной женщины» выходил уже на стриминге Premier. START снял для своей платформы «Лучше, чем люди», который был куплен Netflix, и откровенных «Содержанок». Впервые прошёл фестиваль сериалов «Пилот», знаменуя новую ступень развития индустрии. Всем стало ясно, что сериалы на стримингах — это даже не будущее, а настоящее, и производство собственного контента жизненно необходимо любой платформе. При этом уровень свободы и самостоятельности на любой из площадок гораздо выше, чем на федеральных каналах — а значит, и снимать можно было практически как угодно и о чём угодно.

В результате появились лучшие сериалы нового времени, в числе которых остросатирический «Последний министр» Романа Волобуева, «Нулевой пациент» о том, что невежество и страх так же опасны, как ВИЧ, «Мир! Дружба! Жвачка!» о подростках в эпоху 90-х, насквозь региональные и правдивые «Чики», фантастическая во всех отношениях «Кибердеревня», «Контейнер» о суррогатном материнстве, «Плейлист Волонтёра» и, конечно, абсолютный хит 2023 года «Слово пацана». Снятый всё тем же Крыжовниковым, он вызвал невероятный скандал: сравнивая его с «Бригадой», зрители и чиновники обвиняли создателей в романтизации бандитизма. Между тем «Слово пацана» тотально отличалось от хита 2002 года отсутствием нормальных человеческих отношений: иерархия выше дружбы, понятия выше любви. Никакой романтики — только суровая правда жизни и свинцовые 90-е, которые ещё предстоит пережить героям.

Эпидемия (сериал) Эпидемия

2018 / Драма, Фэнтези, Триллер / Россия

Смотреть трейлер

В избранное

До «Игры престолов» никто не представлял, что для ТВ можно снимать масштабные битвы, как в кино. До «Эпидемии» сложно было себе представить полноценный приключенческий постапокалипсис в российском сериале. Однако свобода в выборе тем на стримингах и их борьба за зрителя изменила всё, а сама «Эпидемия» оказалась во многом пророческой. Правда, это не совсем заслуга сценаристов — сериал снят по роману Яны Вагнер «Вонгозеро», который был написан в 2011 году. В те времена, в канун якобы предсказанного индейцами майя конца света, тема новых болезней, уничтожающих человечество, была очень популярной. Но в разработке сериала писательница уже не участвовала, а сценаристы сделали «Эпидемию» гораздо более масштабной, жёсткой и напряжённой, чем книга.

Снимали в Москве, Подмосковье и Архангельской области, которая изображала Карелию. Из-за сильных морозов и экстремальной работы выходила из строя техника — пришлось, например, менять машины, которые не выдержали бездорожья. Жителям посёлка Маложма, где проходила большая часть действия, «Эпидемия» доставила много неприятностей: сперва из-за съёмок прорвало водопровод, потом актёры, как положено было по сценарию, разожгли костёр на единственном мосту, который связывал людей с цивилизацией. Пришлось экстренно чинить. А съёмки на острове Кий пришлись на середину весны, когда лёд уже основательно подтаял, и съёмочная группа добиралась туда пешком с огромным риском для жизни.

Все мучения оказались оправданы хорошими рейтингами, небывалым для российского сериала успехом на платформе Netflix и похвалой самого Стивена Кинга. Потом грянула пандемия и прочие исторические события, и оказалось, что очень многие сцены из сериала чуть не дословно повторяют реальность. Второй сезон начали снимать в 2020 году, и к тому времени история смертельных приключений в дикой природе уже не была уникальна. Появилась «Игра на выживание», где герои, снимавшиеся в реалити-шоу, спасаются в тайге уже не от болезни, а от бандитов. Сейчас у этого успешного сериала уже два сезона, и снимается третий. Третий сезон должен быть и у вышедшей в том же 2020-м «Территории», где Глеб Калюжный блуждает в пермских лесах, сопротивляясь коми-пермяцким демонам. В общем, «Эпидемия» создала новый для России жанр выживальческого триллера, который либо исчерпает себя, либо со временем мутирует во что-то изобретательное.

Вампиры средней полосы (сериал) Вампиры средней полосы

2021 / Россия

Смотреть трейлер

В избранное

Российские сериалы редко использовали в своих сюжетах мистику и фольклор полноценно. Они были максимум флёром, чтобы нагнать жути на зрителя — но все и всегда в конечном итоге объяснялось реальными причинами, как в «Перевале Дятлова». Исключением был «Гоголь», который относился скорее к жанру сказки, и «Лапси», предвестник «Эпидемии» и «Территории» одновременно. Городское фентези со всеми его атрибутами в виде вампиров, оборотней и прочих фольклорных персонажей докатилось до России очень поздно — даже позже, чем в полнометражное кино наконец-то вернулись сказки. «Последний богатырь» вышел на экраны в 2016 году, но только в 2018-м на первый Фестиваль сериалов в Иваново привозят «Вампиров средней полосы» от Start.

Пилот довольно сильно отличался от итогового сериала, но произвёл неизгладимое впечатление оригинальностью идеи: вампиры живут среди обычных людей в Смоленске. Никакого гламура, просто обычная семья, где все ходят по утрам на работу, злятся друг на друга, изменяют, ворчат, обсуждают слухи и возмущаются отсутствию воды. Таких родных кровососов в отечественном кино ещё никто не видел, и проект стал одним из самых ожидаемых. И не зря, как оказалось: готовый сериал в 2021 году оказался не только хорошим приключенческим детективом и семейным драмеди, но и метафорой многих вещей, о которых уже тогда лучше было говорить с осторожностью.

Чуть раньше, в начале 2021 года, вышли «Топи», один из первых собственных сериалов «Кинопоиска»: здесь жуткая деревня в глуши становится символом всей страны за МКАДом. Тогда же появилась «Карамора» — смесь городского фэнтези и альтернативной истории, где вампиры были уже не так безобидны и в своей кровожадности противопоставлялись революционерам, а потом и сливались с ними. Экранизация романа Алексея Иванова «Пищеблок», изрядно размыв первоначальный посыл книги, всё-таки вытащила на экран историю о кровопийцах, которым для своей вечной жизни нужны чужие. «Разрешите обратиться» буквально деконструирует выражение «оборотень в погонах», представляя зрителю супергероя-оборотня из полиции, который правда очень хочет бороться со злом. И даже в байопике «Король и Шут» реализуется тема сказочного мифа, где всё как хочется, а не как в реальности. Скрещивая между собой жанры, используя сказочные образы как символ, российские сериалы могут дать зрителю не только больше развлечения, но и смысла.
Граница. Таёжный роман (сериал), Бригада (сериал), Улицы разбитых фонарей. Менты (сериал, 15 сезонов), Бандитский Петербург: Барон (мини-сериал), Кадетство, Метод (сериал: 2 сезона), Звоните ДиКаприо! (сериал), Моя прекрасная няня (сериал), Петербургские тайны (сериал), Эпидемия (сериал), Эпидемия. Вонгозеро, Вампиры средней полосы (сериал), Бедная Настя

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100