Недавно Педро Паскаль слегка ошарашил коллег и зрителей своей системой запоминания роли, которая больше похожа на занятия криптографией. Действительно ли было чему удивляться и как учат роли другие известные актеры — рассказываем в нашей статье.
Что рассказал Педро ПаскальО том, как
Паскаль запоминает роль, он рассказал во время онлайн-конференции номинантов премии SAG Awards за лучшую мужскую роль в драматическом сериале. Он, Киран Калкин, Билли Крудап и Мэттью Макфэйден обсуждали случаи на съемках, когда им случалось забыть роль. Тогда-то Паскаль и показал коллегам свою табличку с буквами и рассказал о способе, который он называет «психофизическим».
Суть в том, чтобы в столбик записать первые буквы каждого слова своей реплики. Выглядит жутковато — и, по признанию актера, действительно очень утомляет. «Это даже не художественный подход, это просто технический прием, который мне пришлось освоить из-за ужасного опыта», — сказал Паскаль коллегам и пожаловался, что память у него никуда. А начальные буквы не дают репликам вылетать из головы начисто, как это уже не раз бывало.
Педро Паскаль объясняет свой метод запоминания роли:Действительно ли метод Паскаля уникаленНа самом деле нет. Этому способу запоминания учат, например, в Нью-Йоркской киноакадемии. Прием называется мнемоническим, вот его суть: «Попробуйте записать первую букву каждого слова в реплике в столбик. Например, если вам надо сказать «Увидимся позже», то вы напишете:
У
П
Эти три буквы запомнить легче, чем конкретную реплику, и, скорее всего, они помогут вызвать слова в памяти». Кстати, педагоги советуют актерам фиксировать в столбике и знаки препинания, это помогает более эффективно запоминать текст.
В числе актеров, которые пользовались мнемоническим методом —
Роб Лоу и
Роберт Дауни-младший. Отвечая однажды на вопрос интервьюера о том, как он запоминает реплики, Роберт ответил: «Если мне нужно было запомнить тысячу слов, я просто запоминал первую букву каждого, записывал на листке и выучивал». Правда, во время съемок во втором «
Шерлоке» Дауни перестал стараться и полностью положился на импровизацию, потому что сценарий постоянно переписывали и не было никакого смысла его учить.
Как запоминают роли другие известные актерыСэмюэл Л. Джексон никогда не произносит реплики вслух до репетиции перед камерой. Он трижды про себя читает текст своей сцены — и этого ему достаточно. Во время репетиции, произнося слова в первый раз, он одновременно запоминает, как при этом стоит, как двигается, с кем находится и что должен испытывать его персонаж. По словам актера, такой подход делает все проще некуда.
Киллиан Мерфи потряс зрителей «Оппенгеймера» не только своей игрой, но и тем, что умудрился в одной из сцен прочесть лекцию по физике на голландском. Ни слова из этого он не понимал и использовал для запоминания только слуховую память. У него была запись с подлинной лекцией Оппенгеймера. Мерфи замедлил ее и за три месяца постоянных прослушиваний выучил речь целиком.
Трейлер фильма «Оппенгеймер»:Джим Парсонс, снимаясь в «Теории большого взрыва», оказался в сходной ситуации. Ему надо было запоминать реплики, в которых часть слов он не понимал вообще. Поэтому актер писал для себя карточки: на одной стороне реплика персонажа, с которым он ведет диалог, на второй его собственная. А дальше он часами ходил и повторял, повторял, повторял, чтобы фразу запомнил не только мозг, но и мышцы рта: «Мне действительно было это нужно, потому что, если б я пытался подобрать слово, правильное никогда бы не пришло мне в голову».
Терри Крюс, который был игроком в американский футбол до того, как стал актером, бегает четыре мили каждый день. Перед этим он записывает свои реплики на диктофон и слушает все время, пока длится пробежка. Вернувшись, Крюс полностью знает свою роль. Он полагает, что это самый эффективный способ запоминания: мозг работает лучше, когда одновременно с заучиванием приходится заниматься чем-то монотонным и основанном на повторении. Бег и физические упражнения отлично подходят.
Мэттью Макконнахи тоже связал свою систему запоминания со спортом — только он читает реплики после тренировки. В это время, говорит актер, у него в крови предельное количество эндорфинов, что способствует запоминанию. А еще он читает сценарий после церкви, в самолете, в кровати вечером — короче, везде и в любом настроении. Чем больше прочтений, мест и состояний, тем больше ассоциативная связь с героем, взглядов на одну и ту же сцену и запомненных реплик.
Гленн Клоуз считает, что запоминать реплики полностью — это полная ерунда. Текст важен, но намного важнее эмоциональное состояние и концентрация на роли. Если актрисе удается по-настоящему увидеть свою героиню, представить ее, влезть в ее шкуру — слова запоминаются без труда.
Кристофер Уокен идет на кухню, кладет перед собой два сценария сразу и начинает повторять реплики из них по многу раз. Он делает это снова и снова, с разной интонацией, разными голосами, движениями и даже с разным ритмом. Уокен верит, что люди выражают себя не столько через слова, сколько через ритмический рисунок речи. Запомнил его — запомнил и реплики.