Своими табу поделились Татьяна Устинова, Сергей Литвинов, Татьяна Полякова, лауреат многих национальных премий, основатель жанра «син-хонкаку» Содзи Симада («Токийский зодиак») и другие.
ТАБУ НА МИСТИКУ
В детективе недопустимы такие способы установления истины как спиритические сеансы, гадание, чтение чужих мыслей и прочие мистические методы. Расследование, в котором замешаны потусторонние силы, обречено на поражение, считает Татьяна Гармаш-Роффе, писательница, одна из ведущих авторов жанра психологического детектива: «Детектив состоится лишь в том случае, если мотор сюжета - расследование. А расследование держится на чём? На логике! Логика сыщика против логики преступника. В отличие от всех остальных приключенческих жанров, детектив – это ода интеллекту. В нём проблемы решает не сила мышц, не меткость оружия, не быстрота машин, — а сила мышления. Откуда и вытекают основные табу жанра: в нём не должно быть ничего потустороннего. Никаких предчувствий, гадалок, привидений, инопланетян. Всю работу по вычислению преступника взваливает на себя исключительно интеллект сыщика».
ТАБУ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
По мнению Татьяны Устиновой, автора детективных романов, сценариста, переводчика, телеведущей, номинанта на премию «Русский детектив», преступник должен быть обнаружен дедуктивным путем: с помощью логических умозаключений, а не благодаря цифровым технологиям.
«Героям я не разрешаю пользоваться цифровыми технологиями, в том виде, в котором они существуют сейчас, потому что дальше мне становится неинтересно. Я и фильмы такие не люблю смотреть, когда вся работа детектива заключается в том, что он следит по камерам, в какую именно подворотню зашёл преступник или негодяй, в какой именно он сел автомобиль. Поэтому зачастую действия моих романов происходят в забытых богом заброшенных местах, где интернета нет в принципе. Мои герои живут так, как будто его вообще не существует. Например, персонаж ходит на горку звонить - на мой взгляд, так интереснее и читателю, и мне, и герою».
ТАБУ НА ЛЮБОВНЫЕ РОМАНЫ СЫЩИКОВ
В традиционном детективе сыщик не может влюбляться и крутить романы, роль женщины в его жизни должна быть сведена к минимуму. Это негласное правило Содзи Симада - легенды остросюжетной литературы Японии, писателя, работающего в жанре хонкаку, что означает «чистый» детектив, построенный на череде логических размышлений. В романах Симады читатель часто сам выступает в роли следователя, получая возможность на основе улик решить загадку раньше детектива.
«В целом, я никогда не связывал себя никакими правилами. Однако есть одна вещь, которую Киёси Митарай [гениальный сыщик, постоянный и самый известный персонаж автора —прим .ред.] никогда не делает. Он не влюбляется, и никогда его нельзя увидеть в любовной сцене любого рода. Для этого есть причина, и когда-нибудь я, возможно, раскрою её».
ТАБУ ТОРЖЕСТВА ЗЛА И БЕЗЗАКОНИЯ НАД ДОБРОМ И ПРАВОСУДИЕМ
Сколько бы ни совершалось в романе преступлений, зло в итоге не должно победить, уверена писательница Татьяна Устинова: «На мой взгляд, табу любого детективного автора — это торжество зла и беззакония над добром и правосудием. Такого быть не может, детективы так писать нельзя. Детектив априори создан так, что добро всегда побеждает, в любой форме. Беззаконие и зло никогда не торжествуют».
Такого же мнения придерживается и писательница Татьяна Гармаш-Роффе:
«Один принципиально важный для меня как для писателя аспект - зло не может, не должно, не имеет права побеждать в детективе. Допускается только хэппи-энд. В самом деле, читатель с самого начала следил за развитием истории героев, сопереживал им, отождествлял себя с ними, надеялся вместе с ними на спасение... А мы, раз – и убьём их?! Нет и нет! Автор не имеет права уподобляться убийце. Детектив – это гимн справедливости!»
Сергей Литвинов, автор остросюжетных романов, номинант на премию «Русский детектив», тоже признался, что в своих романах никогда не допустит победу зла над добром.
«В мире примерно каждая третья издающаяся книга – это детектив. Детектив, по моему мнению, — это род современной сказки. А сказки, в моем понимании, кончаются хорошо. Мы с моей сестрой Аней написали более 70 детективных романов, и все они кончаются хорошо. Добро побеждает зло. Положительный герой торжествует над отрицательными. Для нас это основное в работе».
ТАБУ НА СОВПАДЕНИЯ
Случайность и совпадения – непростительная ошибка авторов детективного жанра, считает американский писатель Майк Омер. Задача сыщика собрать улики, которые послужат ключом к разгадке, и построить цепь умозаключений, а не надеяться на «счастливый случай».
«С точки зрения рассказчика я делаю всё возможное, чтобы не опираться на странные совпадения в своих сюжетах. Одно совпадение - это хорошо, но более - я начинаю чувствовать себя неуютно».
ТАБУ НА МОРАЛИЗАТОРСТВО
Морализаторству и дидактичности не место в детективном романе, отмечает Дарья Дезомбре, писательница, автор детективных романов:
«Для меня единственным табу при написании истории является дидактичность. То, что Николай Гумилёв называл «пасти народы» и упрекал в этом Льва Толстого, имеющего склонность учить жизни читателей. Я знаю множество авторов детективов, которые тоже «погорели» на этой теме. Так что, дай мне Бог удержаться от морализаторства и ощущения того, что я умнее своего читателя».