Фильм Сэма Мендеса, наделавший много шума ещё до своей премьеры, оказался очень дорогим в производстве. Но почему же так вышло, ведь звёзды мировой величины появлялись в кадре лишь на несколько минут? Всё дело в том, что Мендес изначально принял решение делать картину таким образом, чтобы у зрителя складывалось ощущение, будто бы всё это снималось одним дублем. Дублей, конечно же, было намного больше, как и последующих монтажных склеек, но благодаря находчивости команды проекта, ощущения от просмотра совершенно иные. Разбираемся, как Сэму Мендесу удалось реализовать эту идею и что для этого потребовалось.
«1917»: как они это сделали
© UPI
Как и специалисты по подбору локаций, которые несколько месяцев не спали спокойно, художник по декорациям
Ли Сандалес и его команда добыли почти весь реквизит, который вы увидите в фильме. А это, нужно заметить, очень серьёзная работа, потому что режиссёром
Сэмом Мендесом была поставлена задача по созданию максимально реалистичной атмосферы.
Ли Сандалес, художник по декорациям:Трейлер фильма «1917»Чтобы вырыть и укрепить окопы на передовой, цех декоративно-технических сооружений изучил немало материалов и обнаружил упоминания множества окопов союзных войск, при сооружении которых применялись различные приёмы. Вырытые на передовой окопы по ширине были почти идентичны тем, в которых сражались солдаты во время Первой мировой войны. Так что с соблюдением деталей проблем не возникло.
Элен Кузьмишко, арт-директор:Режиссёр Сэм Мендес, снявший шпионский экшен «007: Скайфолл», на этот раз предлагает зрителям эксперимент: из-за минимального количества монтажных склеек, они будут наблюдать за событиями практически в режиме реального времени.
Сэм Мендес, режиссёр:Трейлер фильма «1917»Чтобы создать ощущение присутствия, когда зрители будто находятся с главными героями бок о бок, пришлось создать облегчённую и более мобильную камеру. Просто представьте себе: за героями следуют оператор и двое его помощников, которые держат камеру. Затем устройство помещают на специальный кран, расположенный неподалёку или закреплённый на автомобиле. Если бы камера была тяжелее, то таскать её на руках, а уж тем более быстро-быстро перемещать её в пространстве, укладывать на кран – было бы просто невозможно. Тем более что всё должно быть выполнено с точностью до секунды.
Сэм Мендес, режиссёр:Если кто-то замешкается в процессе, приходится снимать ещё раз, а затем ещё и ещё, но в случае с «1917» такой возможности просто не было. Например, в эпизоде, где главный герой бежит по полю среди атакующих солдат, а позади него и впереди взрывается земля, запасов пиротехники хватило бы лишь на три-четыре попытки. И так во всём.
Ролик о создании фильма «1917»Ещё до того, как были созданы все декорации, подготовка к съёмкам потребовала долгого времени репетиций. По признанию исполнителей главных ролей,
Джорджа Маккэя и
Дина-Чарльза Чепмена, репетировать приходилось много на протяжении четырёх месяцев. В чём помогали репетиции? Прежде всего, в том, чтобы отточить до мелочей все действия, которые предстояло выполнить актёрам. В итоге, когда на площадке звучала команда «Мотор!», происходящее легко можно было сравнить с танцем, в котором, помимо актёров, кружилась и вся съёмочная группа. Работу камеры и остальной техники требовалось синхронизировать с тем, что в данный конкретный момент делал актёр.
Дин-Чарльз Чепмен, исполнитель роли младшего капрала Блейка:Роджер Дикинс, оператор:Снимали при естественном освещении – это ограничение сразу наложило ряд ограничений на производство. Например, если сцену начинали снимать в пасмурную погоду, то и продолжать её снимать требовалось в такую же погоду. Если над площадкой начинало сиять солнце, съёмки прерывались, а вместо этого команда «1917» во главе с Сэмом Мендесом снова начинала репетировать.
Роджер Дикинс, оператор:Когда герой бежит среди руин, укрываясь от немцев, выпускающих в небо сигнальные ракеты, свет то и дело меняет местоположение, соответственно, меняются и тени. Группе пришлось заранее просчитать, сколько секунд будет гореть ракета, как руины будут преломлять тени, как тени будут проходить сквозь окна разрушенных зданий. Для этого был создан специальный макет, который позволил математически просчитать все необходимые параметры. Так режиссёр и оператор узнали, что им предстоит делать на съёмочной площадке.
Для создания фильма использовалась и компьютерная графика, правда, отличить её от реальных съёмок крайне непросто. Например, когда герой прыгает с ограждения в воду, актёр на самом деле прыгал на специальный мат, а когда в руинах вы видите гигантское, охваченное пламенем здание церкви, на самом деле это огромная осветительная конструкция, которую на постпродакшене перерисовали в горящий объект.
Чтобы персонажи незаметно переходили из одного эпизода в другой, Мендес пользовался разнообразными незаметными приёмами. Этого можно добиться по-разному: когда персонаж проходит через дверной проём или вдруг появляется из-за штор, когда он входит в бункер, когда отражается его силуэт, иногда помогают движения тела, перемещение какого-либо элемента или реквизита на передний план... или даже при помощи панорамной съёмки. Благодаря всему перечисленному вы верите в происходящее, будто бы за главными героями и взаправду повсюду бегал фронтовой оператор.
Фильм о фильме «1917»