Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Киноэкономика 2026»: Каким будет российское кино в 2026 году?

Его точно будет больше, и цены вырастут. Но это далеко не всё

Поводов для оптимизма достаточно. Уже сегодня ежегодно в нашей стране продаётся около 150 млн билетов в кино – это 45 млрд рублей, из которых 15% - прибыль российских фильмов. Наращивает обороты российская анимация, экранов в стране уже больше четырёх тысяч. Стоит подумать о том, что будет в будущем.

«Киноэкономика 2026»: Каким будет российское кино в 2026 году?

«Киноэкономика 2026»: Каким будет российское кино в 2026 году?

На «Кино Экспо» эту тему обсуждали на круглом столе «Киноэкономика 2026», и оказалось, что будущее разным экспертам представляется по-разному. Так, есть данные опроса, который был проведён специально перед этим мероприятием - совместными усилиями «Индустрии кино», «Фильм Про», «Вести Экономика» и Института современных медиа (MOMRI). Данными поделился директор MOMRI Кирилл Танаев. Например, рынок кинопоказа вырастет в два раза, в этом убеждены почти все респонденты. Вырастут цены на билеты, станет в полтора раза больше кинозалов, зрителей добавится. Российских фильмов при этом будет выходить примерно столько же, сколько сейчас: от 100 до 200, их доля в общих сборах составит 20-30%. Средние сборы составят от 50 до 200 млн рублей (то есть фильмы не будут окупаться в кинопрокате). Их будут продавать преимущественно в Китай, Балтию, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию и потом уже в США. 2/3 опрошенных считают, что «пиратство» будет практически побеждено, и легальный цифровой рынок кино вырастет в три, а то и в тридцать раз.

«Киноэкономика»: предварительные итоги

Кирилл Танаев поделился своими выводами после конференции:
Мне кажется, что результат конференции довольно интересный, потому что представители индустрии, которые работают в разных её секторах (и продюсеры, и производители, и люди, которые занимаются государственным регулированием, и исследователи) обсудили общие проблемы и пришли к некоторым достаточно важным с точки зрения видения перспектив развития киноиндустрии в ближайшие десять лет выводам. Вообще, сам по себе разговор о том, как будет и что нужно сделать для того, чтобы всё получилось, мне кажется чрезвычайно важным, потому что он создаёт возможность для коррекции дальнейших действий, выстраивания планов и понимания каких-либо ориентиров развития, поэтому мне кажется, что дискуссия удалась, она была интересной и достаточно содержательной.

То исследование, которое мы представили на этой конференции, делилось на три условные части: мы изучали будущее и перспективы развития рынка кинопроката, мы изучали и задавали вопросы в отношении будущего и перспектив кинопроизводства и мы задавали вопрос о перспективах цифровой дистрибуции киноконтента. Это – три ключевых сектора, которые волнуют сейчас всю индустрию, это вопросы, которые обсуждаются и, собственно говоря, список тех тем, о которых мы говорили с экспертами, формировался в дискуссии с ними же самими, мы отбирали те проблемы, которые волнуют максимальное количество участников рынка в разных его сегментах, и постарались таким образом сбалансировать вопросы и тематики, которые в них затронуты. По результатам, можно сказать, что рынок настроен весьма и весьма оптимистично в отношении собственных перспектив, хотя в разных сегментах этот оптимизм носит разный градус: предположим, к развитию кинопроката представители рынка, опрошенные эксперты относятся сверхоптимистично, то есть они ожидают удвоения доходов, удвоения числа кинотеатров, удвоение числа приходящих в кинозалы и так далее. В отношении цифровой дистрибуции также среди опрошенных экспертов доминирует весьма и весьма значительный оптимизм – как с точки зрения победы над «пиратством», так и с точки зрения потенциальных доходов, которые индустрия может получать от продажи контента в цифровых средах. А вот например по вопросу о развитии в России кинопроизводства у экспертов оказалось настроение гораздо менее оптимистичное – скажем, если рост кинопроката ожидается двукратным, то рост кинопроизводства – не больше 20-30%. Рост доходов, на которые может отечественный кинопроизводитель претендовать, также оценивается в пределах 25-35%, то есть практически те же самые люди ожидают, что от огромного роста потребления кино в России в кинотеатрах или цифровых средах непосредственно отечественной киноиндустрии достанется меньше половины средств. Это очень любопытный вывод, который показывает, что фактически индустрия не готова к тому, что в ближайшее время потребление кинопродукта в стране вырастет радикально. Это серьёзный вывод, заставляющий задуматься при выстраивании каких-то планов: как представители индустрии, так и представители государства должны учитывать этот фактор.

Сюжет о круглом столе для программы «Вести»

Между тем, есть перспективы, которые следует иметь в виду уже сейчас. Продюсер Александр Роднянский убеждён, что цены на билеты будут зависеть от каждого конкретного фильма. В кинотеатрах начнут – и уже начали – показывать телесериалы, «пилоты» ли это будут или сдвоенные серии. Срок выхода фильмов на «цифровых» платформах после старта в кинотеатрах будет уменьшен. Блокбастеры останутся, но будут делаться всё более изобретательно и изощрённо, чтобы победить конкурентов. Видеоканалы в интернете превратятся в полноценные платформы для проката кино. Будет уничтожен институт кинозвёзд, чтобы уменьшить расходы студий, а работа с аудиторией станет более точечной, прицельной, чем сейчас.

После конференции Роднянский отметил:
Мне кажется, любые разговоры о будущем крайне полезны, потому что мы подчас так зарываемся в своих сегодняшних заботах и невзгодах, а их немало, что забываем о том, до какой степени динамизма развивается технологическая вселенная, диктующая, в свою очередь, потребление визуального контента. То есть, иными словами, на сегодняшний день люди смотрят кино и даже телевидение иначе, чем это делали десять лет тому назад. Большие фильмы, сделанные за сотни миллионов долларов для многомиллионной международной аудитории смотрят в одиночестве на малом экране, на экране iPad, в лучшем случае – телевизора, даже смартфона. На большие экраны выходят только огромные, визуально зрелищные аттракционы, которые в состоянии привлечь внимание той самой молодой аудитории, которая в сегодняшние кинотеатры ходит. Огромное количество людей, которые свою молодость и зрелые годы были регулярными посетителями кинотеатров, на сегодняшний день там практически не появляются. Что будет через десять лет? Это ещё в большей степени усложнится. Конкуренция, соответственно, возникнет не просто между картинами зарубежными или российскими в российском прокате или американскими и французскими во французском прокате, нет-нет. Это будет конкуренция огромного количества новых технологических носителей: специализированные телеканалы в Youtube, совершенно другой тип кинотеатров, коммуникационных центров, которые будут демонстрировать не только большие фильмы, но и живые концерты, спортивные зрелища и даже пилотные серии самых популярных телевизионных сериалов. Невероятно изменившиеся правила игры в кино, когда никакой временной дистанции между выходом на большие экраны и появлением на малых не будет даже для фильмов, сделанных в Голливуде – а ведь долгие годы именно эта возможность эксплуатации фильмов на больших экранах, а потом на так называемых вторичных рынках (телевидение или продажа на цифровые платформы) и обеспечивала существование кинематографа. Совершенно другой тип коммуникации с аудиторией – той самой аудиторией, про которую уже будет понятно, что они смотрят, что они любят – индивидуально, на уровне личных пристрастий конкретных людей. Я очень многого не назову из того, с чем предстоит столкнуться российской киноиндустрии через десять лет. Самое главное на сегодняшний день – анализируя и понимая вызовы, оказаться к ним готовым, поэтому эта конференция чрезвычайно важна, по крайней мере для того, чтобы иметь возможность артикулировать эти вызовы, хотя бы для того, чтобы услышать мнение других людей, их представление о будущем, и представить себе место российской индустрии, которое, безусловно, есть, поскольку она (индустрия) всё равно амбициозна, она претендует на внимание собственной аудитории, она ежегодно производит несколько очень ярких картин. И она в первую очередь состоится с колоссальными вызовами конкуренции со стороны финансово намного более мощных транснациональных индустрий (прежде всего, Голливуда, естественно). Поэтому на сегодняшний день в этих обстоятельствах нужно найти свой угол зрения, свою стратегию, свою возможность стать частью того мира будущей технологической вселенной, в рамках которой аудитория всё равно будет потреблять контент, потому что мы рассказываем людям те истории, которые позволяют им проживать эмоциональный опыт других людей, а такой контент всегда востребован. Всегда люди будут читать книгу, вне зависимости от того, в электронной версии или на бумаге напечатана. Точно так же и кино будут смотреть – вне зависимости от того, на малом ли экране или на большом и так далее. Вот для того, чтобы часть контента, которую будет смотреть аудитория через десять лет, была нашей, нужно сегодня об этом думать. Вот, собственно, поэтому и хороша конференция, потому что она задаётся таким вопросом – не общего свойства, а формулируя вызовы, сложности и обстоятельства, о которых нужно думать сегодня.

Продюсер Александр Роднянский и ведущий круглого стола Иван Кудрявцев, автор программы «Индустрия кино» и главный редактор сайта «Фильм Про»


Олег Березин («Невафильм») считает, что будет принципиально изменён сам предлагаемый контент, а это уже будет влиять на способы его потребления. Например, должны исчезнуть бессмысленные прокатные удостоверения, не будет графика выхода фильмов, а все будут смотреть кино, когда захотят. Березин назвал это «уберизацией» проката. Например, в Сети триста человек хотят посмотреть один и тот же фильм, и система сама предлагает им ближайший кинозал, где они все соберутся и посмотрят его. Хотя можно заменить этот поход имитацией просмотра на большом экране с помощью очков виртуальной реальности. Эта технология доступна уже сейчас, хотя, как выразился Березин, пока ещё она не даёт возможность чокнуться бокалами, ощутить гаснущий в зале свет или дотронуться до коленки соседки по креслу. Последнее, заметим, как раз уже возможно. Подход к смотрению кино будет меняться, и нужно не увеличивать количество кинозалов, а внимательнее относиться к будущему, убеждён Березин.

Режиссёр и продюсер Алексей Учитель только что набрал во ВГИКе уже третью по счёту экспериментальную мастерскую


Режиссёр Алексей Учитель считает, что ко всему этому стоит добавить одну простую вещь: решить проблему нехватки профессионалов в нашем кино. К 2026 году нужно вырастить поколение «ремесленников», которые смогут увеличить средний уровень тех самых ста фильмов в год, иначе все усилия в остальных направлениях не принесут именно российскому кино никакой пользы.

Олег Березин («Невафильм») и Юрий Москвин (Wizart Animation)


Есть и другие важные задачи, которые нужно решать уже сейчас, чтобы подготовиться к тому самому будущему, которое было заявлено темой круглого стола. Дмитрий Генералов (директор Департамента инвестиций в социальные проекты Агенства стратегических инициатив) считает, что для развития национальной киноиндустрии необходимо вводить систему рибейтов, широко распространённую на Западе. Если сформулировать кратко, то речь идёт о возмещении убытков производителям фильмов. Но за этим стоит сложный комплекс механизмов, главный из которых - региональные комиссии, которые привлекают в регион различные кинопроекты, предлагая им комфортные условия работы и всевозможные компенсации, а получают за это появление своего региона в кино (имиджевый момент) и, что не менее важно, новые рабочие места для местных жителей.

Анна Крутова - член правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, лидер стратегической инициативы «Кино России» в Агентстве стратегических инициатив


Анна Крутова (член правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, лидер стратегической инициативы «Кино России» в Агентстве стратегических инициатив) поддержала мысль Генералова, но добавила, что для полноценной работы такой системы нужно сделать очень многое. Например, в каждом регионе должна быть собственная киностудия с современным оборудованием и квалифицированными специалистами. Чтобы любой продюсер мог знать, что он приедет туда снимать кино, но ему не придётся всё везти с собой, как это происходит сегодня. А чтобы подготовить специалистов, необходимо создать в этих же регионах киношколы, иначе взяться таким работникам неоткуда.

Дмитрий Генералов - директор Департамента инвестиций в социальные проекты Агенства стратегических инициатив


Продюсер Юрий Москвин (Wizart Animation), в свою очередь, сообщил, что для российской анимации единственный способ выжить в будущем - это копродукция. Потому что на рынке уже довольно много полнометражных проектов, и без зарубежных партнёров, гарантирующих мировой прокат, окупать фильмы не получится. А конкурируют они с «диснеевскими» и «дримворковскими» блокбастерами, поэтому планку постоянно приходится поднимать.

Все эксперты согласны в том, что будущее рынка, конечно, зависит от зрителя, у которого будут меняться его отношения с контентом. Нужно чутко отслеживать эти изменения и вовремя реагировать на них, чтобы не упустить момент. Для этого нужна работающая система кинопроизводства и кинопроката, которая за счёт своей отлаженности будет и достаточно эластичной.

«Надо поддерживать рынок», - подытожил разговор Александр Роднянский.
Александр Роднянский

Новинка

Эмоции от статьи

Поделись своими эмоциями от статьи
радость
восхищение
удивление
мотивация
подавленность
тревога
грусть
страх
отвращение
разочарование
Написать комментарий

Написать комментарий

Символов осталось: 1000

Написать ответ

Символов осталось: 1000

Rambler's Top100