«Киноэкономика»: предварительные итоги
Кирилл Танаев поделился своими выводами после конференции:
То исследование, которое мы представили на этой конференции, делилось на три условные части: мы изучали будущее и перспективы развития рынка кинопроката, мы изучали и задавали вопросы в отношении будущего и перспектив кинопроизводства и мы задавали вопрос о перспективах цифровой дистрибуции киноконтента. Это – три ключевых сектора, которые волнуют сейчас всю индустрию, это вопросы, которые обсуждаются и, собственно говоря, список тех тем, о которых мы говорили с экспертами, формировался в дискуссии с ними же самими, мы отбирали те проблемы, которые волнуют максимальное количество участников рынка в разных его сегментах, и постарались таким образом сбалансировать вопросы и тематики, которые в них затронуты. По результатам, можно сказать, что рынок настроен весьма и весьма оптимистично в отношении собственных перспектив, хотя в разных сегментах этот оптимизм носит разный градус: предположим, к развитию кинопроката представители рынка, опрошенные эксперты относятся сверхоптимистично, то есть они ожидают удвоения доходов, удвоения числа кинотеатров, удвоение числа приходящих в кинозалы и так далее. В отношении цифровой дистрибуции также среди опрошенных экспертов доминирует весьма и весьма значительный оптимизм – как с точки зрения победы над «пиратством», так и с точки зрения потенциальных доходов, которые индустрия может получать от продажи контента в цифровых средах. А вот например по вопросу о развитии в России кинопроизводства у экспертов оказалось настроение гораздо менее оптимистичное – скажем, если рост кинопроката ожидается двукратным, то рост кинопроизводства – не больше 20-30%. Рост доходов, на которые может отечественный кинопроизводитель претендовать, также оценивается в пределах 25-35%, то есть практически те же самые люди ожидают, что от огромного роста потребления кино в России в кинотеатрах или цифровых средах непосредственно отечественной киноиндустрии достанется меньше половины средств. Это очень любопытный вывод, который показывает, что фактически индустрия не готова к тому, что в ближайшее время потребление кинопродукта в стране вырастет радикально. Это серьёзный вывод, заставляющий задуматься при выстраивании каких-то планов: как представители индустрии, так и представители государства должны учитывать этот фактор.
Сюжет о круглом столе для программы «Вести»
Между тем, есть перспективы, которые следует иметь в виду уже сейчас. Продюсер Александр Роднянский убеждён, что цены на билеты будут зависеть от каждого конкретного фильма. В кинотеатрах начнут – и уже начали – показывать телесериалы, «пилоты» ли это будут или сдвоенные серии. Срок выхода фильмов на «цифровых» платформах после старта в кинотеатрах будет уменьшен. Блокбастеры останутся, но будут делаться всё более изобретательно и изощрённо, чтобы победить конкурентов. Видеоканалы в интернете превратятся в полноценные платформы для проката кино. Будет уничтожен институт кинозвёзд, чтобы уменьшить расходы студий, а работа с аудиторией станет более точечной, прицельной, чем сейчас.
После конференции Роднянский отметил:
Продюсер Александр Роднянский и ведущий круглого стола Иван Кудрявцев, автор программы «Индустрия кино» и главный редактор сайта «Фильм Про»
Олег Березин («Невафильм») считает, что будет принципиально изменён сам предлагаемый контент, а это уже будет влиять на способы его потребления. Например, должны исчезнуть бессмысленные прокатные удостоверения, не будет графика выхода фильмов, а все будут смотреть кино, когда захотят. Березин назвал это «уберизацией» проката. Например, в Сети триста человек хотят посмотреть один и тот же фильм, и система сама предлагает им ближайший кинозал, где они все соберутся и посмотрят его. Хотя можно заменить этот поход имитацией просмотра на большом экране с помощью очков виртуальной реальности. Эта технология доступна уже сейчас, хотя, как выразился Березин, пока ещё она не даёт возможность чокнуться бокалами, ощутить гаснущий в зале свет или дотронуться до коленки соседки по креслу. Последнее, заметим, как раз уже возможно. Подход к смотрению кино будет меняться, и нужно не увеличивать количество кинозалов, а внимательнее относиться к будущему, убеждён Березин.
Режиссёр и продюсер Алексей Учитель только что набрал во ВГИКе уже третью по счёту экспериментальную мастерскую
Режиссёр Алексей Учитель считает, что ко всему этому стоит добавить одну простую вещь: решить проблему нехватки профессионалов в нашем кино. К 2026 году нужно вырастить поколение «ремесленников», которые смогут увеличить средний уровень тех самых ста фильмов в год, иначе все усилия в остальных направлениях не принесут именно российскому кино никакой пользы.
Олег Березин («Невафильм») и Юрий Москвин (Wizart Animation)
Есть и другие важные задачи, которые нужно решать уже сейчас, чтобы подготовиться к тому самому будущему, которое было заявлено темой круглого стола. Дмитрий Генералов (директор Департамента инвестиций в социальные проекты Агенства стратегических инициатив) считает, что для развития национальной киноиндустрии необходимо вводить систему рибейтов, широко распространённую на Западе. Если сформулировать кратко, то речь идёт о возмещении убытков производителям фильмов. Но за этим стоит сложный комплекс механизмов, главный из которых - региональные комиссии, которые привлекают в регион различные кинопроекты, предлагая им комфортные условия работы и всевозможные компенсации, а получают за это появление своего региона в кино (имиджевый момент) и, что не менее важно, новые рабочие места для местных жителей.
Анна Крутова - член правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, лидер стратегической инициативы «Кино России» в Агентстве стратегических инициатив
Анна Крутова (член правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, лидер стратегической инициативы «Кино России» в Агентстве стратегических инициатив) поддержала мысль Генералова, но добавила, что для полноценной работы такой системы нужно сделать очень многое. Например, в каждом регионе должна быть собственная киностудия с современным оборудованием и квалифицированными специалистами. Чтобы любой продюсер мог знать, что он приедет туда снимать кино, но ему не придётся всё везти с собой, как это происходит сегодня. А чтобы подготовить специалистов, необходимо создать в этих же регионах киношколы, иначе взяться таким работникам неоткуда.
Дмитрий Генералов - директор Департамента инвестиций в социальные проекты Агенства стратегических инициатив
Продюсер Юрий Москвин (Wizart Animation), в свою очередь, сообщил, что для российской анимации единственный способ выжить в будущем - это копродукция. Потому что на рынке уже довольно много полнометражных проектов, и без зарубежных партнёров, гарантирующих мировой прокат, окупать фильмы не получится. А конкурируют они с «диснеевскими» и «дримворковскими» блокбастерами, поэтому планку постоянно приходится поднимать.
Все эксперты согласны в том, что будущее рынка, конечно, зависит от зрителя, у которого будут меняться его отношения с контентом. Нужно чутко отслеживать эти изменения и вовремя реагировать на них, чтобы не упустить момент. Для этого нужна работающая система кинопроизводства и кинопроката, которая за счёт своей отлаженности будет и достаточно эластичной.
«Надо поддерживать рынок», - подытожил разговор Александр Роднянский.