Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Фильм Про» - Хрестоматия. Пять знаковых фильмов 1965 года

По каким фильмам вспоминают 1965 год

«Фильм Про» даёт начало рубрике «Хрестоматия», в рамках которой будет вспоминать знаковые фильмы прошлого, начиная с 1965 года. Пятёркой выдающихся фильмов, понятным образом, ни один год не ограничивается, и каждый может вспомнить другую выдающуюся картину из 1965 года - однако, как бы то ни было, без указанных пяти фильмов будущее кинематографа было бы совсем иным.

«Фильм Про» - Хрестоматия. Пять знаковых фильмов 1965 года

«Фильм Про» - Хрестоматия. Пять знаковых фильмов 1965 года

«ДОКТОР ЖИВАГО»



Первая экранизация романа Бориса Пастернака - настоящие «Унесённые ветром» 60-х, если говорить о размахе, кассовых сборах и рекордному зрительскому интересу. Фильм снимали в Финляндии и Испании, так как в СССР, где было бы технически проще и логичнее работать, кинематографистам отказали. «Доктор Живаго» собрал около $110 млн., что с учётом инфляции равноценно миллиарду в современных условиях, и взял пять «Оскаров» и пять «Золотых глобусов»: особенно отмечали работу сценариста, костюмеров и оператора. Заглавную роль исполнил Омар Шариф. Зрителей 1960-х годов ещё совсем не смущал 200-минутный хронометраж.

За три года до «Доктора Живаго» режиссёр Дэвид Лин снял «Лоуренса Аравийского»


При всех его регалиях, нельзя сказать, что «Доктор Живаго» признан бесспорным шедевром, тем более если речь идёт о России, где неизбежно замечают китчевые элементы в фильме, менее броские за рубежом. Что принято называть «клюквой», в «Докторе Живаго» в избытке. В кадре (и за кадром) назойливо присутствует балалайка. На московской демонстрации 1905 года персонажи не без труда ищут Кремль. Деревенские жители в косоворотках - скорее застывшая пастораль, чем живые люди. Впрочем, очевидно, что без упрощений и определённой схематичности режиссёр Дэвид Лин не смог бы передать русский колорит таким образом, чтобы сразить американскую аудиторию.

Трейлер «Доктора Живаго»

«ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ»



История расцвета фашизма - и одновременно ему приговор. Фильм строится на архивных съёмках, но назвать его беспристрастным наблюдением невозможно ни в одну минуту: задача Михаила Ромма - показать, какое чудовищное лицемерие кроется за радушными лицами нацистских руководителей из кинохроники. Какова дистанция между Гитлером, приветливо протягивающим руку девочке, и фотографиями из концлагерей.

«ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ» СТАЛ ПОСЛЕДНИМ ЗАВЕРШЁННЫМ ФИЛЬМОМ В КАРЬЕРЕ МИХАИЛА РОММА.


Когда фильм вышел в 1965 году (в кинотеатрах он был разделён на две серии), он имел особое значение и был оценён миллионами в СССР даже не столько из-за очевидной художественной силы, сколько благодаря обилию фактов и редких кинофрагментов, недоступных советским гражданам. В эпоху открытого доступа фактически к любой информации «Обыкновенный фашизм», однако, не перестают показывать в школах.

Фрагмент из «Обыкновенного фашизма»

«ЗВУКИ МУЗЫКИ»



В 1965 году «Доктор Живаго» собрал пять «Оскаров», но главный, за лучший фильм года, уступил другой трёхчасовой картине - «Звукам музыки». Сегодня бродвейский мюзикл, являющийся первоисточником картины Роберта Уайза, кажется стародавним хитом, однако на момент выхода фильма ему было всего шесть лет. Сюжет фильма, не очень значительный при просмотре, предельно прост: Мария (Джули Эндрюс), гувернантка семерых детей офицера Георга Людвига фон Траппа из Зальцбурга, прививает окружающим любовь к музыке, а затем спасает семью от нацистов, когда в Австрии устанавливают гитлеровский режим.

ПРИ БЮДЖЕТЕ В $8 МЛН. «ЗВУКИ МУЗЫКИ» СОБРАЛИ В ПРОКАТЕ БОЛЬШЕ $150 МЛН.



Современному зрителю не так просто проникнуться «Звуками музыки» - время популярности киномюзиклов давно миновало, возрождения не намечается, а сам жанр в его классическом голливудском изводе ассоциируется с необычайной мелодраматичностью и идеалистичностью. Однако наивность и возвышенность «Звуков музыки» - памятник зрительским предпочтениям 60-х; того удивительного, на сегодняшний взгляд, времени, когда трёхчасовая музыкальная мелодрама имела наибольшие шансы стать блокбастером.

Трейлер «Звуков музыки»

«АЛЬФАВИЛЬ»



Жан-Люк Годар к 1965 году уже снял десяток фильмов, поэкспериментировав со всевозможными жанрами, однако в «Альфавиле» всё же сумел вновь опередить время. Картина, по сюжету напоминающая полицейский детектив, некоторыми киноведами считается чуть ли не первым примером киберпанка в кино - поджанра научной фантастики, повествующего о тяжёлой жизни человечества в технократическом будущем. Самым пресловутым примером можно назвать «Бегущего по лезвию».

«АЛЬФАВИЛЬ» - ЛАУРЕАТ «ЗОЛОТОГО МЕДВЕДЯ» БЕРЛИНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ


Самого термина «киберпанк» ещё не существовало, но Годар с картиной будущего, как показало время, не ошибся. Детектив Лемми Кошон в фильме отправляется в инопланетный город Альфавиль, где царит диктатура, а люди живут при искусственном освещении. За порядком следит робот «Альфа-60». Время действия - 1984 год, и случайностью это не назовёшь. Годар в «Альфавиле» отразил технократическую антиутопию, обойдясь без спецэффектов и других средств для привлечения массовой аудитории, которые с 1980-х годов сделали это направление невероятно популярным (уже в Голливуде).

Трейлер «Альфавиля»

«ОТВРАЩЕНИЕ»



С «Отвращения» в 1965 году началась международная слава Романа Полански, это был его третий фильм и первая работа за пределами родной Польши. В картине, где Катрин Денёв исполнила одну из своих лучших ролей, история строится вокруг девушки Кароль, которая после отъезда сестры осталась одна на съёмной квартире. Впрочем, самой Кароль совсем не кажется, что она одна: комнаты полнятся галлюцинациями, странными звуками и настоящими трупами. «Отвращение» - первая часть так называемой «квартирной» трилогии, которую Полански продолжил «Ребёнком Розмари» и «Жильцом».

«ОТВРАЩЕНИЕ» РОМАНА ПОЛАНСКИ ОТМЕЧЕНО «СЕРЕБРЯНЫМ МЕДВЕДЕМ» БЕРЛИНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ.


Вопреки возможным подозрениям о мистической подоплёке сюжета, Полански в своих фильмах не жалует сверхъестественное начало. Его персонажи сходят с ума по сугубо внутренним причинам - из-за скрытых странностей своей натуры, тайных влечений и страхов. В мире Поланского для интриги фантастика и не требуется - страх перед жизнью не нуждается в мотивировке, и гнетущее одиночество ему особо способствует.

Трейлер «Отвращения»
Звуки музыки, Альфавиль, Доктор Живаго, Обыкновенный фашизм

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100