Тема пропаганды во время Второй мировой войны - одна из самых интересных и многогранных. Особенно в кино. Свои пропагандистские картины снимали все основные воюющие государства. Удивительные картины делал Хамфри Дженнингс в Великобритании, активно работала команда Фрэнка Капры в США, не отставали японцы. Но особенно важно понять, что СССР мог противопоставить кинопропаганде Германии. Этому и был посвящён круглый стол, прошедший в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
Российские историки кино обсудили пропаганду во время Великой Отечественной войны
Каждый четвёртый убит, каждый второй - ранен. Это статистика по фронтовым кинооператорам, работавшим в СССР во время войны. Не хватало плёнки, камер, людей - студентов ВГИКа прямо во время учёбы забирали на фронт, где им срочно приходилось осваивать профессию в нечеловеческим условиях. Но и результат налицо. Достаточно сравнить первые «Боевые киносборники» и монументальные хроникальные блокбастеры, которые были созданы во время Великой Отечественной в стране и потом показывались во всём мире. Здесь есть, что вспомнить, что обсудить.
«Союзкиножурнал» №58Кинохроникёры СССР довоенного времени привыкли работать в самых удобных для себя рамках. Они предпочитали снимать постановочные фильмы, имитирующие реальность и создававшие портрет некоей другой, параллельной реальности с богатыми колхозами, стахановцами и весёлыми комсомольцами. На отснятые кадры накладывался голос диктора: синхронную запись звука было осуществлять слишком сложно. Диктор разъяснял всё то, что нужно было узнать из фильма зрителям.
«Боевой киносборник №1»Потом началась война, и всем этим операторам пришлось срочно переучиваться. Не потому, что снимать постановки было трудно. Они снимались. Посмотрите в первом же «Боевом киносборнике» «репортаж» из военного госпиталя, где улыбающиеся, здоровые, румяные мужчины в форме слегка повязаны бинтами. Это не единичный случай. Но из Москвы стали поступать всё более жёсткие указание снимать войны как можно более неприглядно. Операторам пришлось повернуть свои объективы на вмёрзшие в землю трупы, убитых детей, сожжённые деревни и многое другое, хотя и не на всё. Эти кадры не все шли на экран, многие снимались для кинолетописи войны, оседали в архивах. Но многие всё же были показаны, прежде всего, в
«Разгроме немецких войск под Москвой» (впоследствии переименован в «Разгром немецко-фашистских войск», на Западе выходил под названием Moscow Strikes Back), который, в числе других документальных картин, получил в США «Оскар». Обвинение на Нюрнбергском процессе основывалось, в том числе, на материалах нашей кинолетописи.
Фильм «Разгром немецких войск под Москвой»Основу советской кинопропаганды составили, впрочем, не документальные блокбастеры, а «Союзкиножурнал», который выходил почти каждую неделю во время войны. Любопытно, и об этом говорилось на круглом столе, что в выпуске от 24 июня 1941 года был Молотов, но не было Сталина, да и вообще первая хроникальная запись Сталина после начала войны состоялась только поздней осенью 1941 года. Менялось настроение киножурнала: по мере того, как наши войска отступали, оно было очень добрым, война подавалась, как победоносная для нас и не грозящая стране никакими серьёзными трудностями. Но когда враг был отброшен от Москвы, «Союзкиножурнал» стал более жёстким, показывая реальные последствия немецких атак, возбуждая гнев и ненависть в зрителях. Это было тем более важно, что на оккупированных территориях немцы показывали свои пропагандистские фильмы, снимали даже полнометражное игровое кино на русском языке, и необходимо было что-то противопоставить этой работе. Киножурналы немцев были лучше сняты, чем наши, они длились в два раза дольше, у немцев было прекрасное оборудование для съёмки с танков и самолётов - не так просто было сделать фильмы, которые были бы эффективнее немецких. Но тут на помощь приходила сама реальность, за «эффектными» кадрами далеко идти не приходилось.
В
круглом столе участвовали профессор Сергей Каптерев, историк кино Валерий Фомин, киновед Дмитрий Караваев и другие специалисты по выбранной теме.