Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Российские историки кино обсудили пропаганду во время Великой Отечественной войны

Музей кино провёл круглый стол на тему «Советская хроника. Щербаков против Геббельса»

Тема пропаганды во время Второй мировой войны - одна из самых интересных и многогранных. Особенно в кино. Свои пропагандистские картины снимали все основные воюющие государства. Удивительные картины делал Хамфри Дженнингс в Великобритании, активно работала команда Фрэнка Капры в США, не отставали японцы. Но особенно важно понять, что СССР мог противопоставить кинопропаганде Германии. Этому и был посвящён круглый стол, прошедший в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Российские историки кино обсудили пропаганду во время Великой Отечественной войны

Российские историки кино обсудили пропаганду во время Великой Отечественной войны

Каждый четвёртый убит, каждый второй - ранен. Это статистика по фронтовым кинооператорам, работавшим в СССР во время войны. Не хватало плёнки, камер, людей - студентов ВГИКа прямо во время учёбы забирали на фронт, где им срочно приходилось осваивать профессию в нечеловеческим условиях. Но и результат налицо. Достаточно сравнить первые «Боевые киносборники» и монументальные хроникальные блокбастеры, которые были созданы во время Великой Отечественной в стране и потом показывались во всём мире. Здесь есть, что вспомнить, что обсудить.

«Союзкиножурнал» №58

Кинохроникёры СССР довоенного времени привыкли работать в самых удобных для себя рамках. Они предпочитали снимать постановочные фильмы, имитирующие реальность и создававшие портрет некоей другой, параллельной реальности с богатыми колхозами, стахановцами и весёлыми комсомольцами. На отснятые кадры накладывался голос диктора: синхронную запись звука было осуществлять слишком сложно. Диктор разъяснял всё то, что нужно было узнать из фильма зрителям.

«Боевой киносборник №1»

Потом началась война, и всем этим операторам пришлось срочно переучиваться. Не потому, что снимать постановки было трудно. Они снимались. Посмотрите в первом же «Боевом киносборнике» «репортаж» из военного госпиталя, где улыбающиеся, здоровые, румяные мужчины в форме слегка повязаны бинтами. Это не единичный случай. Но из Москвы стали поступать всё более жёсткие указание снимать войны как можно более неприглядно. Операторам пришлось повернуть свои объективы на вмёрзшие в землю трупы, убитых детей, сожжённые деревни и многое другое, хотя и не на всё. Эти кадры не все шли на экран, многие снимались для кинолетописи войны, оседали в архивах. Но многие всё же были показаны, прежде всего, в «Разгроме немецких войск под Москвой» (впоследствии переименован в «Разгром немецко-фашистских войск», на Западе выходил под названием Moscow Strikes Back), который, в числе других документальных картин, получил в США «Оскар». Обвинение на Нюрнбергском процессе основывалось, в том числе, на материалах нашей кинолетописи.

Фильм «Разгром немецких войск под Москвой»

Основу советской кинопропаганды составили, впрочем, не документальные блокбастеры, а «Союзкиножурнал», который выходил почти каждую неделю во время войны. Любопытно, и об этом говорилось на круглом столе, что в выпуске от 24 июня 1941 года был Молотов, но не было Сталина, да и вообще первая хроникальная запись Сталина после начала войны состоялась только поздней осенью 1941 года. Менялось настроение киножурнала: по мере того, как наши войска отступали, оно было очень добрым, война подавалась, как победоносная для нас и не грозящая стране никакими серьёзными трудностями. Но когда враг был отброшен от Москвы, «Союзкиножурнал» стал более жёстким, показывая реальные последствия немецких атак, возбуждая гнев и ненависть в зрителях. Это было тем более важно, что на оккупированных территориях немцы показывали свои пропагандистские фильмы, снимали даже полнометражное игровое кино на русском языке, и необходимо было что-то противопоставить этой работе. Киножурналы немцев были лучше сняты, чем наши, они длились в два раза дольше, у немцев было прекрасное оборудование для съёмки с танков и самолётов - не так просто было сделать фильмы, которые были бы эффективнее немецких. Но тут на помощь приходила сама реальность, за «эффектными» кадрами далеко идти не приходилось.

В круглом столе участвовали профессор Сергей Каптерев, историк кино Валерий Фомин, киновед Дмитрий Караваев и другие специалисты по выбранной теме.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100