Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Исполнительный директор «Фонда кино» Антон Малышев рассказал о развитии киноотрасли

Все подробности – в интервью Ивана Кудрявцева

Ведущий программы «Индустрия кино» Иван Кудрявцев пообщался с исполнительным директором «Фонда кино» Антоном Малышевым. Малышев рассказал о планах по финансированию отрасли в 2015 году, об итогах 2014 года, также была затронута тема скорой премьеры проекта «МУЛЬТ в кино», который стартует в кинотеатрах уже 21 марта.

Исполнительный директор «Фонда кино» Антон Малышев рассказал о развитии киноотрасли

Исполнительный директор «Фонда кино» Антон Малышев рассказал о развитии киноотрасли

25 февраля в пресс-центре информационного агентства ТАСС состоялась пресс-конференция, организованная Министерством культуры РФ, на которой были подведены итоги киноотрасли за 2014 год и обозначены планы на 2015-й. По окончании конференции ведущему программы «Индустрия кино» Ивану Кудрявцеву удалось пообщаться с исполнительным директором «Фонда кино», занимающегося финансированием отечественных проектов, Антоном Малышевым.

Интервью Ивана Кудрявцева с Антоном Малышевым для канала «Россия 24»


Антон Малышев стал исполнительным директором «Фонда кино» в 2013 году. На эту он должность он пришёл после того, как «Фонд кино» по собственному желанию покинул его бывший руководитель Сергей Толстиков. До этого момента Малышев работал помощником полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе.


Иван Кудрявцев
Антон Владимирович, сегодня состоялась пресс-конференция, на которой Министерство культуры, «Фонд кино», главы крупнейших киностудий и Департамент кинематографии подвели итоги 2014 года, обозначили перспективы развития отрасли на 15-ый год. И главная хорошая новость, которую я услышал, что финансирование отрасли в итоге увеличиваться, несмотря на то, что бюджеты приходится, в том числе и государственные, оптимизировать. Главным, в данном случае, донором становится «Фонд кино» за счет тех средств, которые в «Фонд кино» возвращаются от прибыльных российских проектов. О какой, вообще, сумме теперь идет речь? Сколько будет выделено всего на отечественную кинематографию? И сколько придется на долю «Фонда»?
Антон Малышев
Ну, сколько всего, говорить сложно, потому что по оценкам экспертов в связи с определенным кризисом мы фиксируем сокращение общего объема финансирования где-то на 40%, если мы берем телеканалы, если мы берем инвесторов, спонсоров, и так далее. В «Фонде кино» у нас в Соглашении на 15-й год предусмотрена субсидия в размере 3 миллиардов рублей от Министерства культуры, плюс часть средств, теперь это уже традиционно, мы будем добирать с рынка за счет возвратов, и также за счет усиления контроля за их использованием. Потому что в 14-м году у нас, действительно, 808 миллионов рублей было рефинансировано в отрасль, что, кстати, по сравнению с 13-м годом ровно в четыре раза больше. Но это еще и средства, которые мы реинвестировали в отрасль за счет более четкого контроля. В общем, мы не позволяем, чтобы средства зависали у компаний. И если проект, предположим, никак не может запуститься, мы говорим: «Верните деньги, мы отдадим тем, кто готов снимать прямо сейчас». Потому что для отрасли сейчас критически важно сохранить объем, если хотите, оборотных средств. Потому что кино - дело долгое, да, и горизонт, там за год не делается ничего. Поэтому, конечно, если мы сейчас вдруг вот эту оборотку уберем, то и к концу 15-го уже, и к 16-му у нас будут сложности. Поэтому принципиально важно, что бюджет «Фонда кино» не сокращен. Но плюс, действительно, мы хотим добавить определенные, так сказать, дополнительные средства за счет новых инструментов поддержки.
Иван Кудрявцев
На прозрачность рынка, безусловно, будет работать уже полномасштабное внедрение единой автоматизированной информационной системы ЕАИС. Расскажите пожалуйста подробнее, что это за система, и что она даст зрителю и игрокам рынка, когда будет уже внедрена повсеместно и открыта для использования?
Антон Малышев
Эта система, собственно, создается по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Несколько лет назад такое поручение было дано. И вот сейчас мы, «Фонд кино», как операторы этой системы с 14-го года непосредственно занимаемся её внедрением. Действительно, мы провели определенный мониторинг, выявили кинотеатры, которые осуществляют, прежде всего, премьерный коммерческий показ и дают основную долю сборов, вступили с ними в контакт. Кто не был зарегистрирован в системе, тот, значит, регистрируется активно в соответствии с законом. Плюс мы, естественно, проверяем и достоверность этих данных. В частности, вот только сегодня у нас была завершена такая первая контрольная закупка билетов в 42-х регионах. Выявили достаточно много кинотеатров-нарушителей. Планируем эту практику продолжать. Быстро ничего не поменяется. Но уже сейчас мы можем констатировать, что с мая 14-го года мы этим занимаемся. Достоверность данных мы естественно всегда сверяем и с данными продюсеров, и с данными дистрибьютеров, и там с какими-то другими коммерческими системами, которые существуют на рынках. В Разница у нас колеблется в зависимости от релиза в пределах 10%. Более того, уже в рамках работы по системе ЕАИС выяснилось, что, вообще-то, непосредственно по территории Российской Федерации работает не одна система. Те цифры, которые дают, предположим, Rentrak, касаются России, плюс стран СНГ, без Украины. Поэтому так получается, что внедряется такая государственная, бесплатная и прозрачная для отрасли, и супер-прозрачная для правообладателей система. И я надеюсь, что в 15-ом году мы закончим первый серьезный этап и подключим всех. И дальше останется только периодически контролировать адекватность передаваемых данных. На самом деле, в такой системе заинтересована вся отрасль, не только правообладатели, не только продюсеры, но и дистрибьютеры заинтересованы, да и кинотеатры, в принципе, тоже. Потому что всё равно есть расчеты с дистрибьютером, отчисления и так далее. То есть нужны цифры, которые будут приняты рынком для, каких-то внутренних своих расчетов.
Иван Кудрявцев
А зрителю это даёт, в конечном итоге, повышение качества киноуслуг.
Антон Малышев
Зрителю это даёт, честно говоря, повышение цивилизованности рынка кинопоказа, я бы так сказал. Вот сейчас мы провели эту контрольную закупку, и нашли несколько площадок, которые деньги брали, а билеты не давали и показывали кино. Или давали какие-то контрамарки или кассовый чек. Всё-таки кинопоказ – это достаточно серьёзная такая отрасль и достаточно серьезное направление, связанное со всем, с чем угодно, включая, кстати, здоровье граждан. Мы знаем и 3D, мы знаем, сейчас лазерная проекция будет внедряться, да. Лучше, чтобы всё это работало чисто, чётко, прозрачно, в соответствии с законом.
Иван Кудрявцев
Тренд, который в отечественном кинопроизводстве и кинопрокате, вас, как исполнительного директора «Фонда кино», насколько я понимаю, особенно радует - это то, что основным донором рынка, основным донором индустрии становится крепкий средний, средне-бюджетный кино-мейнстрим. То есть это такие рабочие лошадки рынка. Не супер-дорогие, супер-масштабные, супер-зрелищные отечественные картины, а именно вот та самая питательная прослойка, самый главный культурный слой. Как я понимаю, прошлый год в этом смысле стал переломным.
Антон Малышев
Прошлый, действительно, в определенном смысле показателен. Наверное, такой результат связан и с тем, что в 13-м году вышло достаточно много крупных картин, которые, как мы надеемся, все-таки повернули зрителя лицом к русскому кино, показали, что русское кино может быть крутым, качественным, интересным, без скидок. Поэтому в 14-м году, может быть, кстати, за счет определенной инерции у нас так и получилось. Но я то считаю, что у нас крепко национальное кино должно быть, так сказать, по всем полкам, то есть, как вот, вес пера в боксе есть и супертяжи. И там, и там у нас должны быть чемпионы. И мы, собственно, в рамках деятельности «Фонда» искренне стараемся поддерживать все интересные и перспективные проекты, потому что они рождаются, безусловно, в продюсерских компаниях. Это не секрет. И компания компании рознь. Кто-то делает какие-то очень крупные проекты несколько лет, и за счет этого как-то выстреливает. А кто-то делает, ну, предположим, комедии, но делает их с завидной регулярностью, и собирает на них, кстати, определенное количество зрителей. Поэтому наша задача – поддержать всё сколько-нибудь живое и перспективное в отрасли.
Иван Кудрявцев
Анимация. С одной стороны, в международном масштабе, это очень конкурентный рынок, потому что хорошую анимацию сегодня на высоком уровне делают многие страны мира. Но редкие страны могут похвастать такой традицией анимационной, анимационного искусства, как Россия. И редкие страны могут похвастать настолько развитой отраслью, развитой вопреки таким серьезным кризисным явлениям в киноэкономике в начале и в середине 90-х годов. Наша отрасль анимационная сегодня на подъеме. Насколько хорошо она чувствует себя на международном рынке, и какие вы здесь видите перспективы?
Антон Малышев
Не секрет, что на международном рынке это действительно такой определенный драйвер для всего нашего кино. Потому что она, безусловно, гораздо более интернациональна, да и многие проекты, которые, может быть, меньше связаны с нашим национальным менталитетом, замечательно чувствуют себя на иностранных рынках, выходят в прокат, так сказать, во взрослый широкий кинопрокат, чего еще несколько лет назад нельзя было себе предположить. Я надеюсь, что вот в этом направлении работа будет продолжена. Мы знаем уже несколько проектов, которые мы вот так штучно ведём, которые подхватят эту эстафетную палочку и понесут её дальше по международным рынкам. Но если говорить об анимации в целом, как подотрасли, она, безусловно, остается в определенном смысле дотационной, и какое-то время, вероятно, будет ею оставаться. Хорошо, если у компании есть возможность привлечь средства на внешних рынках, это замечательно компенсирует сложности с поиском финансирования внутри. Потому что ни один рынок, ну, может быть, за исключением индийского, не способен полностью окупить существование развитой киноиндустрии. И хотим мы или не хотим, всё равно нужно заниматься продажами своего кино и приучать иностранного зрителя к нашим фильмам, мультфильмам, и так далее. Это стратегически важное направление. Как сегодня мы и говорили. Голливуд всё равно основные деньги собирает как раз не у себя. Собирает по всему миру, включая и нашу страну. И за счет этого производит всё более и более дорогие конкурентоспособные фильмы.
Иван Кудрявцев
Российские мультсериалы. Весной 21 марта выходит на большой киноэкран проект «МУЛЬТ в кино». Он дважды в месяц каждые выходные будет показывать премьерные серии самых популярных отечественных мульсериалов. Мультсериалы выходят на большой экран. Как вы относитесь к самой идее этого проекта? Какие видите за ней перспективы для отрасли и для зрителя?
Антон Малышев
Ну, во-первых, замечательный проект, искренне в него верю и горячо поддерживаю и как исполнительный директор «Фонда кино», и как многодетный отец, как хотите. Мы постараемся поддержать проект в прокате. У нас есть такой инструмент. Надеюсь, если удастся выдержать вот этот заявленный достаточно высокий темп (выходить раз в две недели), то количество площадок, количество экранов будет увеличиваться. «Фонд кино» несколько лет назад поддерживал анимационные сериалы. Надо сказать, что я обрадовался тому, что увидел часть из них в списке «МУЛЬТ в кино». Мы знаем, что там есть замечательные проекты, такие как «Маша и Медведь» например. У этого мультфильма большое количество поклонников, которые смотрят его пока не в кинотеатре, но, предположим, на других, площадках. Хотелось бы, конечно, вот этот положительный имидж перенести и в кино. Мы очень рады этому проекту.
Иван Кудрявцев
Начинается весна. Весна - традиционное время публичной защиты проектов, которые претендуют на соискание субсидий и по линии Министерства культуры, и по линии «Фонда кино». Расскажите пожалуйста чуть более детально о том, как в этом году будет организован процесс? Может быть какие-то в нём нововведения запланировали?
Антон Малышев
В этом году нам удалось впервые за последние несколько лет объявить конкурс уже в феврале, в начале февраля. Сейчас идет активный приём заявок, то есть конкурс начался. Мы очень надеемся, что средства мы успеем распределить до лета, до начала основных съёмок. Это то, о чём мы несколько лет говорили с продюсерами. И спасибо коллегам из Министерства культуры, из Правительства Российской Федерации. С лидерами мы планируем пообщаться в конце марта, а с независимыми кинокомпаниями - в конце апреля. И таким образом, выйти на контракты уже к началу мая.
Иван Кудрявцев
А в перспективе, как я понимаю, вот сами временные рамки этой процедуры должны ещё сдвигаться на более ранний срок.
Антон Малышев
Честно скажу, с учетом того, что средства все-таки бюджетные, они привязаны к году, сдвинуть ещё раньше будет сложно. В принципе, тех коллег, с которыми мы это обсуждали, эти сроки вполне устраивают. Они вполне удовлетворены. Если у них будет чёткое понимание ситуации уже к концу апреля - это нормально. Что касается новшеств конкурса, то это поддержка девелопмента, это то, о чём мы тоже много раз говорили с продюсерским сообществом. Значит, девелопмент, это, собственно, поддержка проекта на старте, это средства до десяти миллионов рублей. Прежде всего, этот инструмент поддержки касается крупных проектов, потому что когда приходит проект с замечательной идеей, он, например, очень нравится экспертам, но абсолютно понятно, что в этом году снимать его нереально, потому что подготовка требуется действительно серьезная. Значит, мы имеем возможность теперь поддержать его вот на этом на самом, так сказать, предподготовительном периоде, на старте, с тем, чтобы, может быть, дофинансировать через год в рамках нового конкурса. Параллельно, как вы сказали, сценарный конкурс. Он в этом году не будет идти очень быстро. Мы настроены на то, чтобы эту работу со сценариями вести спокойно, размеренно и не торопиться ни в коем случае. Потому что наша задача, получить качественный сценарий. У нас в этом году даже нет задачи, получить не меньше 10-ти сценариев. Мы хотим видеть качественные сценарии. Сколько их получится, мы посмотрим, исходя из заявок. Темы определены, в том числе, по итогам консультаций с сообществом. Ну, и естественно, с Министерством культуры.
Иван Кудрявцев
Спасибо большое за это интервью.
Антон Малышев
Спасибо.
МУЛЬТ в кино
Антон Малышев

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100