Пример Алексея Германа-младшего, который получил за «Бумажного солдата» престижный приз за режиссуру, показывает, что никакие регалии и никакая творческая состоятельность не конвертируются в деньги
Алексей Герман-младший начал работу над картиной «Под электрическими облаками» в 2010 году. Помогали ему Министерство культуры России и Госкино Украины, а также частные спонсоры, которые вкладывали в фильм деньги. В картине снялись Чулпан Хаматова, Анастасия Мельникова, Мераб Нинидзе, Алексей Вертинский и множество других артистов из России, Украины и Польши. Съёмки проходили Харькове, Одессе, Днепропетровске. Фильм снят, смонтирован, почти полностью озвучен. Он должен был выйти этой осенью, и мы ждали, что увидим его в программе Венецианского или Римского кинофестивалей. Но деньги, с которыми было трудно практически всё время работы над фильмом, в результате кризиса на Украине иссякли, и практически законченный фильм завис, не имея возможности выйти на экраны. Осталось не так много: доозвучить, добавить несколько компьютерных спецэффектов, напечатать на плёнке копии, которые нужны для отчётности в России перед Госфильмофондом (а плёнку тоже нужно ещё купить). А самое главное, из-за чего переживает режиссёр: нужно выплатить зарплаты за несколько месяцев тем, кто работает над фильмом не просто бесплатно, но ещё и свои деньги несёт, чтобы помочь. «Сколько денег нужно: миллион евро, пять, десять?» - спрашиваем Алексея Германа. «Самое смешное, что гораздо меньше любой из этих сумм, - с горечью отвечает Герман. - Но и эти деньги взять неоткуда».
По словам режиссёра, изначально планировалось, что денег хватит на всё, но потом начались политические проблемы на Украине, и стало понятно, что Госкино Украины не будет поддерживать фильм так, как хотело. Герман ходил на украинские телеканалы, предлагая им поддержать фильм с обмен на права на показ, но украинское телевидение не стало помогать. Российские спонсоры столкнулись с финансовыми трудностями у себя на родине и тоже не смогли больше поддерживать фильм. При этом, уточняет Герман, он не милостыню просит. Речь всегда идёт о продаже прав или о других видах взаимовыгодного сотрудничества. Но отклика эти предложения партнёрства обычно не находят.
«Мне казалось, что само словосочетание «российско-украинский фильм» должно было бы открывать для нас двери. Мы как бы становимся возможностью для диалога, разрешения межнационального конфликта. Почему бы не принять участие в таком проекте?».
Алексей Герман не очень верит в то, что недостающие средства можно собрать краудфандингом. Он будет продолжать переговоры с потенциальными партнёрами по фильму, пока они не помогут ему закончить фильм. Он сетует на то, что в течение всей его работы сталкивается с предубеждениями и пытается с ними бороться.
«Когда вышел «Бумажный солдат» и получил приз за режиссуру, ко мне подходили люди и вполне серьёзно говорили, что я специально снял кино для фестиваля. Но тут я даже оправдываться не хочу. Я понимаю, что «Под электрическими облаками» - не такой простой фильм, но в нём ничего сложного, непонятного нет. Да, его трудно назвать оптимистичным, но что делать, если мы живём в неоптимистичное время? Но очень многие профессионалы, мнению которых я доверяю, видели «Под электрическими облаками» и оценили этот фильм достаточно высоко. Кшиштоф Занусси тоже не просто так вошёл в этот проект. Мы должны закончить этот фильм».
Режиссёр надеется, что общественное внимание поможет найти средства для завершения проекта. А пока продолжает работать без денег.