Всемирно известных брендов в современном французском кино не так много – можно пересчитать по пальцам одной руки. «Франсуа Озон» - бренд, который, пожалуй, идёт сразу за брендом «Люк Бессон», но тут второе место стоит первого. По крайней мере, в каждом своём новом фильме Озон по-прежнему пытается осваивать новые территории или, по крайней мере, успешно вторгается на чужие. Сергей Сычёв побеседовал с Франсуа Озоном как раз о подобном случае – картине «Новая подружка», которая выходит в российский прокат.
Франсуа Озон: «В мои планы входило рассказать историю любви»
Внимание! В интервью раскрываются существенные детали сюжета, поэтому читать его рекомендуется после просмотра фильма.
Сергей Сычёв
В жизни истории вроде рассказанной вами обычно заканчиваются плохо. Вы же дразните зрителя, предлагая несколько ложных мрачных финалов, чтобы вывести к хэппи-энду. Зачем вы это делаете?
Франсуа Озон
Кино – это же фабрика грёз, как ни крути. Там всегда должно оставаться место для надежды. Поэтому я делал немножко сказку, которую можно было закончить чем-то вроде: «И жили они долго и счастливо, и детишек у них народилось много» - и т.д. Я понимаю, что общество сегодня не готово принять ту форму свободы, которая нужна моим героям. Но кино для того и создано, чтобы говорить не только о том, что есть, но и о том, что возможно. Прогресс остановить нельзя.
Трейлер фильма «Новая подружка»
Сергей Сычёв
Трудно было запуститься с таким фильмом?
Франсуа Озон
Я пытался сделать это в течение двадцати лет, но никак не получалось: рассказ Рут Ренделл захватил меня сразу и не отпускал. Правда, вначале я планировал ограничиться короткометражкой. Но у меня не получилось найти денег, а главное – актёра, который мог бы сыграть в таком фильме. Недавно я снова вспомнил тот рассказ и решил к нему вернуться. Только кое-что пришлось изменить. Рассказ-то как раз заканчивался печально, а меня это не устраивало. В мои планы входило рассказать историю любви, так что убийство пришлось отменить.
Сергей Сычёв
На главную роль в фильме вы позвали
Ромена Дюриса. Почему только сейчас вы решили с ним поработать?
Франсуа Озон
Я понимаю, почему вы так ставите вопрос. Действительно, Ромен Дюрис – это актёр того же поколения, что и я. Мы практически одновременно пришли в кино. Мне он всегда очень нравился, я следил за его творчеством и мечтал его снять когда-нибудь. Но мне нужно было найти для него интересную, трудную, настоящую роль. Роль Давида/Вирджинии требует от актёра огромной внутренней свободы, открытости, нужной для игры в переодевание и всего, с этим связанного. Когда я рассказал об этой задаче Ромену, он был необычайно воодушевлён ей. Я его лично гримировал, подбирал ему парики и одежду, и видел, какое огромное удовольствие он испытывает от этого вызова. Каждый раз, когда какому-то актёру в его карьере выпадает сыграть женщину, он решает это по-своему. Ромен решил блестяще, я считаю.
Ромен Дюрис сегодня считается одним из главных актёров французского кино. Его роли разнообразны и рискованны, среди главных работ стоит отметить «Моё сердце биться перестало» Жака Одиара и «Пену дней» Мишеля Гондри
Сергей Сычёв
Почему в ваших фильмах так часто появляется тема смерти близкого человека? Это форма самотерапии?
Франсуа Озон
Не исключено, что тут присутствует какой-то личный мотив. Надо будет как-нибудь серьёзно поразмыслить. Но вообще, сам мотив проживания травмы, утраты – или попытка выжить после экзистенциального слома кажутся мне очень интересными для драматургических решений на экране. Может, поэтому меня так интересует этот образ. Например, у меня был когда-то фильм
«Под песком», где у героини, которую играет
Шарлотта Рэмплинг, исчезает муж. И она выбирает неожиданный выход: начинает жить с призраком. Понимаете, о чём я? Такие персонажи всегда очень трогательны. Они не безумцы, не извращенцы, они лишь ищут способ выжить, выйти из ситуации предельной трагедии. Герой Ромена Дюриса, Давид, пытается сделать то же самое. Жена умерла, а он остался с маленьким ребёнком на руках, следовательно, ему нужно заменить ребёнку мать. Он надевает блузку жены, чтобы ребёнок почувствовал запах матери, а потом Давид понимает, что блузкой дело не ограничится. В нём самом живёт женщина – наряду с мужчиной.
Сергей Сычёв
У вас в фильмах приблизительно поровну случаев, когда главный герой – мужчина и когда – женщина. Как бы вы определили, кто главный герой здесь?
Франсуа Озон
И мужчина, и женщина одновременно. В этом и интерес для меня. В одном человеке борются два начала, ему нельзя сразу приклеить ярлык. Могу себе представить, как тяжело было играть Ромену. Его Вирджиния – персонаж явно экстравертный. Давид – интроверт, который даже на улицу предпочитает не выходить. Герою нужно найти баланс между двумя своими природами, создать себя самому, решить, кто он на самом деле.
В свои 27 Анаис Демустье - актриса с огромным опытом и призом в Карловых Варах за фильм «Сладкое зло», где она сыграла подростка. После съёмок в главной роли у Франсуа Озона Демустье может рассчитывать, что её карьера пойдёт резко вверх
Сергей Сычёв
Вы в фильме едко прошлись по фрейдистской теории, которая приписывает причины многих наших неврозов отношениям с родителями в детстве. Не согласны с Фрейдом?
Франсуа Озон
Даже не столько с Фрейдом, сколько с этими постоянными упрощениями и клише, когда речь идёт о живом человеке. Поэтому главная героиня, растерянная при встрече с переодетым Давидом, начинает на автомате задавать ему вопросы о его матери и детстве. Ей просто больше ничего в голову не приходит, а разобраться всё же как-то нужно. Но с Давидом это не работает! Нет у него никакого подавленного чувства вины, которую он хочет компенсировать, переодеваясь в женщину. Напротив, он очень легко относится к своей слабости и произносит одну важную фразу: «Когда я переодеваюсь в женщину, мне дозволено всё, что запрещено делать мужчине». Вот вам и объяснение.
Сергей Сычёв
В современном кино резко меняется представление о табу: многое из запрещённого прежде становится нормальным. Как вы считаете, какие явления всё же должны оставаться в табуированной зоне?
Франсуа Озон
Это трудный вопрос, и я тут могу отвечать только за себя. Скажем, я не считаю, что развенчиваю какие-то фундаментальные табу. Я, фактически, только говорю, что общество одевает мальчиков в голубое, а девочек – в розовое. Но есть люди, которые хотели бы избежать такой биполярности, которую им навязывают. У каждого должна быть свобода строить свою идентичность так, как он хочет. Дальше моя мысль не движется. В этом фильме, по крайней мере.
Франсуа Озон не раз отмечал, что брутальная внешность Ромена Дюриса была очень важна для героя, который перевоплощается в женщину. Тут Озон опять следует Педро Альмодоваром, к творчеству которого явно апеллирует «Новая подружка»
Сергей Сычёв
С чем связано то, что ваши фильмы с годами становятся всё более камерными? Блокбастер снять не хотите?
Франсуа Озон
Блокбастер я бы снял с радостью. Возможно, имеет смысл переехать в Россию, чтобы найти на него деньги. Если же серьёзно, то меня вообще привлекают сложные и тонкие переживания, проявления чувств, эмоций. Я часто думаю об этом. Поэтому и фильмы такие.