Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

РАО идёт на мировую

Российское Авторское Общество пошло на уступки кинотеатрам

Многие годы взаимоотношения Российского авторского общества (РАО) с игроками российского кинопроката сложно было назвать партнёрскими. Нередко дело доходило до судебных разбирательств, поскольку кинотеатры пытались разными, зачастую не совсем легальными, путями обходить выплаты столь весомых отчислений. Отныне РАО намерено относиться к вопросу авторских сборов дифференцировано и оказывать поддержку отечественному кинопрокату.

РАО идёт на мировую

РАО идёт на мировую

Значительный вклад в развитие отечественного кинопроката предприняло Российское авторское общество (РАО). С сентября этого года будут снижены отчисления кинотеатров от продажи билетов с 3% до 1,5%. Об этом сообщил заместитель генерального директора РАО Олег Патрин, выступивший в понедельник на конференции "Стратегия развития киноотрасли Российской Федерации". Также вступит в силу новая дифференцированная тарифная сетка по авторским отчислениям, предусматривающая особенности разных сегментов кинопроката России.

В России появится больше современных кинотеатров

Открывающиеся перспективы дифференцированного подхода к сбору авторских отчислений особенно благоприятно скажутся на новичках кинопрокатного рынка. Кинотеатры в первый и второй годы своей работы будут выплачивать соответственно 0,5% и 0,8% отчислений.

Предусмотрены и поблажки для кинотеатров, переоборудованных на показ фильмов в формате 3D, которые теперь будут выплачивать лишь 0,8% сборов. Такие же отчисления будут выплачивать кинотеатры, которые расположены в городах с населением менее 100 тысяч человек и те кинопрокатные площадки, репертуар которых более чем на 70% состоит из фильмов для детей.

Больше всего повезло тем кинозалам, которые демонстрируют научно-популярные и документальные картины, они заплатят всего 0,5% отчислений, а благотворительные киносеансы вообще будут освобождены от подобных выплат.

По версии РАО, при новой гибкой системе, кинотеатры будут ежегодно получать значительную экономию средств в 50-60 млн. руб., что позволит им более эффективно заниматься техническим переоснащением залов.


Ещё в феврале этого года председатель совета директоров «Карофильм» и директор сообщества «Киноальянс» Леонид Огородников озвучил проблему высоких отчислений в адрес Российского авторского общества (РАО) на встрече с российским премьер-министром Владимиром Путиным, которая состоялась во время заседания правительственного совета по развитию кинематографии. Огородников так прокомментировал сложившуюся ситуацию:

Ежегодно кинотеатры выплачивают авторам музыки к фильмам сотни миллионов рублей, значительная часть которых выплачивается зарубежным композиторам. Этих денег хватило бы на оснащение цифровым оборудованием до 200 кинозалов в год. Проблема перехода на цифру в последние годы тем более актуальна, что многие мировые дистрибьюторы постепенно отказываются от выпуска в прокат фильмов на плёнке.

"Киноальянс" борется за права кинопрокатчиков

До настоящего момента, согласно положению закона от 2008 года, авторы музыки к фильмам имеют право на отчисления за публичное исполнение собственных произведений, в том числе и при демонстрации копии фильма в кинотеатре. Средства в размере 3% от сборов картины поступали в аккредитованную государством организацию - РАО - которая и занимается распределением денег среди композиторов. Огородников предложил снизить эту ставку до 0,3%.

Также достаточно удивительным остаётся тот факт, что РАО собирает деньги не с дистрибьюторов лент, а непосредственно с кинотеатров, для многих из которых (особенно в провинции) 3% - это солидная доля выручки, иногда превышающая фонд заработной платы. Из-за этого многие кинотеатры отказывались платить авторскому обществу.

До недавнего времени в случае неуплаты РАО обращалось в суд и выигрывало все иски. В ноябре 2010 года ситуация изменилась. Екатеринбургский суд отклонил иск Общества к кинотеатру «Салют» с требованием выплатить вознаграждение Джеймсу Хорнеру, Гарри Грегсон-Уильямсу, Джону Пауэллу и Хансу Циммеру, написавших музыку к лентам «Аватар», «Шрэк навсегда», "Ледниковый период 3" и "Мадагаскар 2". Причиной отказа стало неправильно поданное заявление.

По данным «Российской газеты», сборы фильмов в России за 2010 год составили почти $1 млрд., из которых только 15% приходятся на российские картины.


Таким образом, из $30 млн., которые должно было получить РАО, за границу отправились бы $25,5 млн. Реальные сборы авторского общества, однако, неизвестны.

Нововведение РАО по дифференцированным отчислениям призвано окончательно разрешить конфликтную ситуацию между игроками отечественного кинорынка и поддержать наметившуюся положительную динамику увеличения количества кинотеатров в России.

Первым это решение приветствовал на конференции исполнительный директор Сообщества национальных кинотеатральных организаций "Киноальянс" Дмитрий Казуто, отметивший, что "диалог гораздо продуктивней конфликта". В свою очередь, он призвал РАО к сотрудничеству с кинопрокатом в борьбе с кинопиратством.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100