Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Спорный «Дом»: артхаус и чёрный юмор

Режиссёр Олег Погодин пошёл по стопам де Пальма и Скорсезе

В конкурсе игрового кино Выборгского фестиваля «Окно в Европу» состоялась премьера фильма Олега Погодина «Дом». Картина более чем благосклонно принята большинством зрителей и критиков, хотя есть и меньшинство, которое её радикально отвергает. Между тем, уже известно, что лента выйдет в отечественный прокат, причём под крылом крупнейшей продюсерской компании в России "Централ Партнершип". Остановимся на фильме и рассмотрим его повнимательнее.

Спорный «Дом»: артхаус и чёрный юмор

Спорный «Дом»: артхаус и чёрный юмор

Все звучащие в адрес «Дома» «за» и «против» очевидны и легко просматриваются в этом выпуклом произведении. Это как раз тот случай, когда про фильм будут много писать: про него легко спорить и говорить, всё на поверхности. Среди очевидных достоинств называются следующие.

Жанр
«Дом» - это гангстерский триллер эпической задумки и несколько более камерной реализации. Аналоги ему следует искать, скорее, в американском кино - в фильмах о «крёстных отцах», которые пытаются завязать с прошлым, но им это сделать не дают. Подобные истории мы находим в драмах де Пальма и Скорсезе, в культовых картинах «Путь Карлито» и «Человек со шрамом». Хотя наша «Калина красная» тоже имеет свои параллели, но стиль всё-таки намеренно американский, да и вся структура фильма явно обращена к Западу.

Актёрский ансамбль

Сергей Гармаш в образе загнанного волка

Главную роль в «Доме» играет Сергей Гармаш, это самый отрицательный персонаж за всю карьеру актёра. Бесчеловечный бандит, который уважает только братву и свою семью, оставленную много лет назад. Большой дом в чистом поле, выстроенный семьёй на его деньги, - последнее убежище, где загнанный волк может залечь на дно и приготовиться к следующему рывку.

«Родные» бандита – сплошь именитые звёзды. Богдан Ступка в роли тарасобульбовского главы семьи, раздающего подзатыльники направо и налево. Его детей, помимо Гармаша, играют Владимир Епифанцев («Я остаюсь», «Пять бутылок водки»), Екатерина Редникова («Вор»), Иван Добронравов («Возвращение», «Перемирие»), Пётр Зайченко («Парад планет», «Тарас Бульба»). Известно, что в фильм не вошла сцена, в которой принял участие ещё и Артур Смольянинов («Девятая рота», «1612»). Каждый из актёров старается выжать из своего персонажа всё возможное за отведённое ему экранное время. Получается неплохо.

Постановка

Герои появляются на фоне меланхоличных пейзажей

Любой зритель может отметить самой высокой оценкой работу художника-постановщика. Пресловутый дом выстроен специально для съёмок как специфический павильон: при всей насыщенности деталями быта, это разборная конструкция, позволяющая добиться идеального освещения сцены действия. Дом «живёт». Даже заметно сочетание древнего дома, который, по сюжету, частично был снесён, и нового, который воздвигался, как пристройка, но со временем стал основным зданием.

Оператор Антуан Вивас-Денисов умело объединил красоту интерьера с очарованием окружающей натуры, некоторые кадры просто чудовищно красивы. Предыдущие работы Виваса-Денисова в «Каникулах строгого режима» и «Куке» были значительно слабее.

Драматургия
Теперь основной спорный вопрос, в решении которого публика радикально разделилась. Противники фильма утверждают, что широкий зритель не станет смотреть киноленту уже потому, что после вступительных титров проходит полчаса, а действие всё ещё не начинается. Перед нами долгие картины одинокого и странноватого сообщества, напоминающие «Дикое поле» Калатозишвили. Создаётся настрой на глухой артхаус, в котором ничего так и не случится до самого финала.

Зрителя подготовят к буре страстей первые полчаса покоя и бездействия

Через полчаса появляется герой Гармаша - возникает интрига. И выстроенная перед этим конструкция о тоталитарной семье в глухомани кажется искусственной и недостоверной. Защитники фильма парируют, что такой заход, напротив, эпичен и настраивает на более глубокое проживание той трагедии, которая назревает в сюжете.

Противники «Дома» не останавливаются. Режиссёр фильма Олег Погодин, говорят они, прославился как клипмейкер, снимавший Носкова, Валерию, Маршала и других поп-звёзд. Но в клипах нет диалогов, а в кино - есть. И тот обмен репликами, который мы вынуждены слушать в данном фильме, отдают сериалом. Нет никакого ощущения сыгранности актёров, каждый произносит неестественные реплики, совершая при этом театральные действия. И эта сериальность странным образом диссонирует с заявленным пафосом фильма и тем, как он красиво снят.

На это защитники фильма могут ответить лишь то, что у картины были очень сложные производственные условия, и не было возможности доработать диалоги до высокого уровня.

Теми же производственными условиями они объясняют и то, что в своей кульминационной части и развязке «Дом» резко превращается из эпической гангстерской трагедии с трэш с изобилием чёрного юмора, когда вместо сочувствия героям зрители сначала недоумевают, а потом начинают радостно хохотать. Так смеётся человек, который вдруг понял, что всё это шутка, анекдот, и надо скорее показать, что ты её оценил.

Но даже противники «Дома» не могут не признать, что средняя часть фильма, а именно основное развитие сюжета, обладает несомненными достоинствами и содержит ряд по-настоящему напряжённых сцен. Это заимствования либо из отечественных бандитских фильмов, либо из американских гангстерских, но заимствования талантливые, которые можно отнести к особенностям жанра.

В любом случае, сторонников у «Дома» явно больше, чем противников, причём как среди критиков, так и среди непрофессиональных зрителей. Теперь весь вопрос в том, как прокатчик «Централ Партнершип» отработает этот фильм, который имеет все шансы стать заметным событием на безрыбье качественного жанрового кино в России. Или он останется незамеченной кометой в артхаусе, для чего, как мы видим, также можно найти основания.
Сергей Гармаш

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100