Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Три дня на "Кинотавре"

"Золотая середина" фестиваля: подробности

Идет третий день «Кинотавра», который так залихватски начался монологами Ивана Охлобыстина и романтической комедий Дуни Смирновой «Два дня». Фестиваль становится все более, деловитым, подтянутым. Хотя, может, все дело в том, что до сегодняшнего дня было пасмурно?

Три дня на "Кинотавре"

Три дня на "Кинотавре"

Режиссер Дмитрий Дюжев... Звучит непривычно


XXII «Кинотавр» всё же отличается от предыдущих. Организаторы решили поднажать на короткометражное кино, которое в прежние годы часто шло при полупустых залах. В этот раз ситуация изменилась. В конкурсе короткого метра стоят короткометражка, снятая актером Дмитрием Дюжевым и фильм, получивший в Канне приз за «Лучший короткометражный фильм» Cross украинки Марины Вроды. На российском киносмотре эти ленты еще не показывали, но все их ждут.

Программный директор Ситора Алиева сказала в интервью одному моему коллеге, что теперь в конкурсе могут участвовать не только фильмы, произведенные в России, но и русскоязычные или снятые русскими за рубежом. Это значительно расширяет выбор, потому что русский след, если попытаться, можно найти всегда.

Сегодня в Сочи первый жаркий день, и народу в кинозалах резко поубавилось. Действительно, серьезное искушение для любителей фестивальных фильмов.


Шарунас Бартас


Но это если говорить несерьезно. А на деле «Кинотавр» чувствует необходимость интеграции в международный кинопроцесс, без чего наше кино будет становиться все более маргинальным. И, главное, неинтересным широкому зрителю, который, как известно, в прошлом году уверенно проголосовал своим рублем против русского кино.

Значит, нужно объединяться, знакомиться с зарубежными коллегами, искать возможности копродукции, привозить в Сочи иностранных мэтров. Вчера, скажем, состоялся мастер-класс Клэр Дени, а эти строки я пишу перед выступлением Шарунаса Бартаса. Людей здесь немного, но есть ощущение нового шага вовне, это приятно.

Я сидел на его мастер-классе и писал этот материал, а рядом со мной на скамейке спала девушка с большим фотоаппаратом. По виду - журналистка. После мастер-класса он подошел и представил ее как свою дочь.


Андрей Грязев - самый титулованный молодой документалист России


Продолжим рассказ о коротком метре. В третий день фестиваля показывали фильм «Недоступен» с участием Евгения Стычкина – в очень такой «для взрослых» роли. А снял фильм Антон Бильжо – не медийное лицо, зато сын медийного. Тоже повод для прессы поинтересоваться.

Кроме того, в конкурсе представлены два игровых дебюта известных документалистов Владимира Непевного и Андрея Грязева. Один – автор прекрасных портретных фильмов о Курехине и Муратовой. Другой – молодой хулиган, прославленный дилогией «Саня и воробей» и «День шахтера». Непевный рассказал о том, какой необычной может быть помощь участкового врача, если ты болеешь "брошенностью" любимым человеком. Грязев, профессиональный фигурист, обыграл историю с самоубийством на коньках:

Когда я снимаю кино, мне очень важно вечером пойти и покататься на коньках, выбраться из одного мира и оказаться на время в другом. Иначе я бы не смог.

На интригующем конкурсе присутствие короткого метра на «Кинотавре» не заканчивается. На площади перед «Зимним», где традиционно показываются только главные отечественные хиты прошедшего сезона, вечером второго дня киносморта продемонстрировали подборку фестиваля Future Shorts, в которой можно было увидеть фильмы канадского, австралийского, британского, американского производства, собравшие призы на крупнейших фестивалях. Сегодня покажут коллекцию видеоарта.

После ожидаются ещё экстракт Фестиваля сверхкороткого фильма (каждый - продолжительностью менее минуты) и программа лучших рекламных роликов, некоторые из которых сняты известными кинорежиссёрами.

Всё делается для того, чтобы доказать понятную за пределами России истину: короткометражное кино далеко не исчерпывается форматом учебных фильмов. Это самостоятельная линия кинематографа со своей спецификой и работающими концепциями проката. Необходимо признать этот факт и работать с коротким метром, как это делалось в СССР и как делается сегодня в других странах.

Виталий Манский сделал Кубу гораздо более серой, чем она может показаться, искусственно обесцветив изображение.


Эта фотография - типичная для Виталия Манского провокация. Фильм не такой и не о том


Первые два конкурсных фильма, которые были показаны к настоящему моменту, мрачноваты. «Громозека» Владимира Кота рассказывает о проблемах людей, которые опоздали жить: они до сих пор не вышли за пределы сознания среднего советского человека, не привыкшего самостоятельно решать проблемы.

«Свобода или смерть» Виталия Манского – единственный документальный фильм конкурса – снят на Кубе. Это история о бесправии и нищете, которые царят на острове, о бедняках, которые могут заработать либо танцами, либо проституцией. О том, что эти люди живут, как собаки, как собаки, как собаки – настаивает монтажными решениями Манский.

Фильм полностью лишает иллюзий по поводу кубинской экзотики, это один из самых жестких фильмов Манского, а одна из сцен, в которой из гробов вынимают кости умерших, потому что аренда кладбища закончилась, оставляет только ужас и оцепенение. В отечественной документалистике я не помню ничего подобного со времен фильма Герца Франка «Диагноз». Жутковатая и при этом очень красивая, талантливая картина.

Ждите следующих отчетов о «Кинотавре» - из первых рук!

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100