Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Сергей Лобан и «Шапито-шоу»: Уважение и сотрудничество

Интервью №2. О прокате, Мамонове и не только

Фильм Сергея Лобана отбывает свою законную вторую неделю в российских кинотеатрах. «Шапито-шоу» было с восторгом принято на фестивале независимого кино в Роттердаме. Удастся ли фильму заработать свой заслуженный миллион долларов в прокате и пойти дальше – покажет время. А пока это кино, по словам зрителей, собирает полные залы. Сергей Сычёв продолжает разговор с Сергеем Лобаном о творческих вселенных и союзе с Мамоновым.

Сергей Лобан и «Шапито-шоу»: Уважение и сотрудничество

Сергей Лобан и «Шапито-шоу»: Уважение и сотрудничество

Сергей Сычев
Ваш фильм всё-таки вышел в прокат по частям, хоть и одновременно. Вы не жалеете об этом?

Сергей Лобан
Это что-то новое, мне было интересно узнать, как это работает. Вся прелесть двух фильмов вместо одного в том, что обе части можно смотреть в любом порядке. Это как аттракцион, карусель. Мы вокруг фильма создали целую вселенную, у его героев есть свои расширения в реальном мире. Есть, например, арт-группа «Толпа», которую по легенде создали Серёжа Попов и Никита Мамонов – два друга из фильма. Группа реально существует, у неё есть свои проекты, она устраивает инсталляции, выставки. Вокруг «Шапито-шоу» вертится огромная вселенная, она меняется со временем, живёт своей жизнью. Мы так и задумывали этот фильм, чтобы аттракцион был во всём: в самом кино, в структуре каждой части, в каждой сцене, в номерах шоу. Сам фильм мозаичен, он похож на калейдоскоп: каждый раз складывается всё более сложная картинка. Поэтому я не переживаю, уверен - все всё поймут.

Сергей Сычев
Одна из таких вселенных – Мамонов? Как началось ваше сотрудничество?

Спектакль Петра Мамонова «Мышь, мальчик Кай и Снежная королева», постановщики сценарист Марина Потапова и режиссёр Сергей Лобан


Сергей Лобан
С Мамоновым нас связывают длительные взаимоотношения. Мамонов как устроен? Он же гиперинтуит, как и мы. У нас всё построено на интуиции, мы и людей тоже оцениваем комплексно – вот видим человека, и сразу многое по нему можем понять. Мы приехали к нему с программой «До 16 и старше…», где я работал режиссёром, и он про нас сразу все понял, как ему там, видимо, показалось в какой-то момент, что мы из себя представляем. Ему в творческом плане очень одиноко, он привык, и это нормально для его состояния, что он всё делает один. Но иногда он начинает задыхаться, и тут ему важно в какие-то коллаборации вступать, сотрудничать с близкими ему людьми. Найти таких сложно и практически невозможно, потому что он «самый крутой на свете рокер». Поэтому, когда мы предложили ему «Пыль» снимать, он хотел отказаться. А потом проанализировал все составляющие этого предложения – мы ему подсунули синопсис фильма и какую-то статью про нас в журнале, которую наш друг написал. И он понял прекрасно, кто мы, что мы – посмотрел статью, синопсис, и сказал: я готов. И снялся у нас за 1000 долларов. И он был в восторге: всё быстро, всё классно – Лёша Подольский смешной нереально, ребята отличные. И это было как раз то, о чём он мечтал: вот они, эти люди! После этого он пригласил нас спектакль ставить - «Мышь, мальчик Кай и Снежная королева».

Сергей Сычев
А с «Шапито» как было? Ты пришёл к Мамонову, и он уже знал, что будет фильм, и уже была какая-то роль, которая писалась прямо под него?

Сергей Лобан
Понимаешь, мы с Мамоновым очень дружим, репетируем вместе спектакль. И он всё время говорит: «Давайте кино, давайте кино!» А мы и сами знаем, что пора уже делать кино. И вот, наконец, приносим ему сценарий, первый его вариант, он тогда ещё назывался по-человечески. Он смотрит и говорит: «Отлично! Мне очень нравится, всё хорошо – я участвую. Всем говорите, что я участвую». Но тогда ещё не было никакого инвестирования в этот проект, и Мамонов тогда ещё не снялся в «Острове» и не стал большой звездой с большими гонорарами...

Сергей Сычев
Но у него были спектакли, которые шли с аншлагами…

Сергей Лобан
Ну да… Но после «Острова» Мамонов поднялся очень сильно, например, в «Царе» у него были вообще сумасшедшие гонорары, как у голливудской звезды. Поэтому с «Шапито-шоу» он нас круто поддерживал.

Сергей Сычев
То есть это было так: для того, чтобы собрать деньги на фильм, ты приходил к разным людям и говорил: вот, у нас фильм с Мамоновым.

Сергей Лобан
Не совсем, хотя, конечно, это был один из важных аргументов для инвесторов, они понимали, что и для дистрибьюторов это будет аргумент - «Остров» и «Царь» хорошо прокатывались. Создатели «Царя» понимали, что без Мамонова этот фильм не состоялся бы, а самому Мамонову не очень нравился его герой - Иван Грозный. Поэтому у него был такой сумасшедший гонорар…

Кадр из фильма «Пыль» - Пётр Мамонов (врач-психиатр), Алексей Подольский (подопытный кролик)


Сергей Сычев
А ты, какие деньги ему заплатил?

Сергей Лобан
Мы? Да мы заплатили ему гроши, 20 тысяч долларов – это вообще ничто.

Сергей Сычев
Но это в двадцать раз больше, чем за съёмки в «Пыли»…

Сергей Лобан
«Шапито-шоу» – фильм с достаточно большим бюджетом ($2 млн.). Мамонов участвовал в полноценном производстве, он это сознавал прекрасно и требовал к себе такое же отношение – как к звезде.

Сергей Сычев
А вот, вы сейчас, глядя назад, не хотели бы что-то изменить в его образе, подкорректировать или добавить?

Сергей Лобан
Да нет, он очень хороший. Мамонов очень верно выправил своего героя. Сделал его не злым, не дурацким, многосторонним, глубоким, интересным, неоднозначным. Просто многие считают, что Мамонов картонный, и игра у него картонная. Я согласен, только мы с ним используем слово «картонный» в положительном ключе. В старых фильмах лучшие персонажи - картонные, они просто символизируют определённые вещи. Они не говорят ничего лишнего, их образ можно наполнить в своём сознании чем угодно. Поэтому Мамонов с восхищением говорит, когда у него что-то получилось: «Я картонный!»

Сергей Сычев
Мамонов как разновидность Хамфри Богарта?

Сергей Лобан
Хамфри Богарт – это хороший reference.
Шапито-шоу: Любовь и дружба
Сергей Лобан

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100