Если присмотреться к пресс-конференции Фремо внимательно, то окажется, что он начал своё выступление с России, упомянул её в середине и закончил ею же. Осталось только создать альтернативный постер для Канн, где вместо Мастроянни будет Эйзенштейн или Тарковский.
Фильм Сергея Лозницы «Майдан» покажут на Каннском кинофестивале в рамках «Спецпоказа»
Итак, рассмотрим кратко, что за фильмы о России нам предложат посмотреть в этот раз. Фильм «Майдан» Сергея Лозницы Канны явно брали с боем. Всем было известно, что Лозница снимает кино на Украине, и было ясно, что оно не пройдёт мимо крупных фестивалей: сегодня Лозница – один из самых авторитетных русских авторов в мире, и премьеры обоих его игровых фильмов в Каннском конкурсе («В тумане», как вы знаете, получил приз ФИПРЕССИ) только дополнили его славу ведущего русского документалиста. Конечно, Каннский МКФ не стал ожидать завершения съёмок и договорился с Лозницей о премьере новой картины вне конкурса, хотя фильм ещё не завершён и не будет завершён, видимо, и к фестивалю, потому что Лозница продолжает его снимать. Так что нам покажут, скорее всего, не последнюю версию «Майдана». Любопытно, что это будет за фильм, потому что Лозница никогда не снимал политическое кино, а его документальные фильмы исследуют не социальные явления, а природу человека и естественную метафизику реальности. Мы уже видели, как Виктор Косаковский интерпретировал политические волнения в Испании в фильме Demonstration, где превратил беснования толпы в балет. Что сделает Лозница, пока трудно представить.
Вне конкурса также будет представлен фильм «Красная армия» Габе Польски. В нём, как говорят, будет рассказываться о советских хоккеистах, об их жёсткой муштре на тренировках, об их вечном противостоянии канадцам и о том, как некоторые из них уехали играть в НХЛ.
Обладатель «Оскара» Мишель Хазанавичус будет бороться за «Золотую пальмовую ветвь» с работой «Поиск»
Наконец, в конкурсе Канн оказался со своей работой режиссёр фильма «Артист» Мишель Хазанавичус. Его картина – ремейк знаменитого фильма Фреда Циннемана «Поиск». Действие перенесено во времена Второй чеченской войны, и главный герой, мальчик, превратился из чеха в чеченца. Любопытно, что один фильм о чеченцах был показан на прошедшем Берлинском МКФ, и тоже главным героем был мальчик (драма «Макондо», реж. Судабех Мортезаи. И ещё любопытно, что второй раз за короткий срок герои Циннемана «приживаются» на нашей земле: вспомним прошлогодний фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», ремейк «Ровно в полдень». Интерес к России во всём мире сейчас очень высок, и Каннский МКФ не прошёл мимо злободневной темы. Возможно, перечень фильмов о России на этом не заканчивается, и мы увидим в программе ещё какие-то картины в последний момент перед фестивалем.
Тьерри Фремо уделил в этот раз повышенное внимание уровню «звёздности» во внеконкурсных программах. Как известно, самое звёздное, что есть на этом фестивале, - это конкурс. Но статус даже самого престижного кинофестиваля в мире, которым является Каннский, всё равно можно повысить. Поэтому вне конкурса будут представлены фильмы, способные заинтересовать даже тех, кто лишь поверхностно знаком с авторским кинематографом. Будет традиционный для больших фестивалей киноальманах – «Мосты Сараева», где среди авторов присутствуют конкурсанты этого года Сергей Лозница и Жан-Люк Годар, а также известный румынский режиссёр Кристи Пую и немка Урсула Майер. Состоятся премьеры «Возвращения домой» крупнейшего китайского классика Чжана Имоу и второй части анимационного блокбастера «Как приручить дракона». В «Особом взгляде», втором по значению конкурсе Канн, будут фильмы за авторством Вима Вендерса, Райана Гослинга, Матьё Амальрика и Азии Ардженто.
Но самое главное программисты фестиваля припасли для конкурса, который в Каннах всегда самый «тяжеловесный».
Правда, к разочарованию публики здесь не оказалось полной авторской версии «Нимфоманки» Ларса фон Триера. Тьерри Фремо спросили, не потому ли это, что Ларс фон Триер щеголял в Берлине в футболке «Персона нон грата» с логотипом Канн. Фремо ответил, что он позвонил фон Триеру и попросил себе такую же футболку. Фон Триер пообещал прислать. Но так и не прислал. Фильма в конкурсе нет. Также там нет «Путешествия времени» Терренса Малика, потому что фильм, как объяснил Фремо, не закончен.
Зато в конкурсе собрали крупнейшие и известнейшие режиссёры современности, так что, хотя эстеты будут опять корить Канны ретроградностью, срез авторской киномысли будет представлен достаточно полно. Среди самых известных имён здесь братья Дарденн, Кен Лоуч, Майк Ли, Томми Ли Джонс, Мишель Хазанавичус, Атом Эгоян, Беннетт Миллер, Ксавье Долан, Дэвид Кроненберг и Нури Бильге Джейлан, которого в этот раз и Фремо, и пресс-релиз фестиваля упорно называют «Цейлан». При случае мы постараемся узнать, почему это, а правильно произносить имя придётся научиться: Джейлан дважды награждался в Каннах призами за режиссуру, и его новый фильм «Зимний сон», который длится более трёх часов, - один из главных фаворитов фестиваля. Впрочем, то же можно сказать о двукратных обладателях «Золотой пальмовой ветви» Дарденнах или Жане-Люке Годаре, о котором шутят, что в мире уже не осталось людей, способных понимать его фильмы.
Конкуренция в конкурсе будет очень серьёзная, тем более что за приз будут бороться и режиссёры, чьи имена чуть менее знакомы широкому зрителю: Оливье Ассайас, Наоми Кавасе, Аличе Рорвахер, Абдеррахман Сиссако.
Обо всех этих фильмах (и не только о них) мы будем вам рассказывать до и во время Каннского кинофестиваля, чтобы, когда они вышли в российский прокат, они были для вас чем-то вроде старых знакомых. Канны нельзя пропускать, потому что это и есть кино в лучшем смысле этого слова.