В картине Мишеля Гондри совмещаются рисованные планы и кинокадры
Программщики Берлинале решили завуалированно пошутить. Они поставили пресс-показы Гондри и Клуни один за другим. И вот у Гондри, в его анимированной беседе с Ноамом Хомским, тот рассказывает о том, как союзные войска после войны оставили огромное количество евреев в концлагерях. Содержание отличалось только выключенными газовыми печами и отсутствием рабского труда, а так – всё те же бараки, та же пища, та же одежда. Правда, можно было надеть эсэсовскую форму, если было желание. Хомский шутливо замечает, что неизвестно, какую из этих форм заключённые ненавидели сильнее. Союзники оставили евреев в концлагерях на несколько месяцев.
Трейлер фильма «Счастлив ли человек высокого роста?»
В центре же фильма Джорджа Клуни – отряд, сформированный в США при президентской поддержке в середине Второй мировой войны. Цель отряда, состоявшего из искусствоведов, заключалась в том, чтобы не дать произведениям искусства, захваченным немцами, погибнуть в боях. Потому что они слишком дороги человечеству. На этом тематическом контрасте пресса и смотрела фильмы.
Фильм Клуни вызвал неоднозначную реакцию. Публика неодобрительно шумела в течение всего сеанса и на титрах. Что не помешало этой же публике потом нестись в конференц-зал и рукоплескать Клуни и его команде. В адрес фильма высказывался ряд претензий, основная суть которых сводится к тому, что это кино - пропаганда США как гаранта гуманизма и просвещения во всём мире. Россия в фильме представлена варварской силой, которая не столько воевала, сколько охотилась за произведениями искусства, чтобы отвезти их в СССР. Даже среди немцев в ленте были положительные персонажи, среди русских – нет. Поэтому российские журналисты во время просмотра демонстративно усмехались и даже шутили вслух над фильмом.
Американцы же в фильме почти идеальны. Они не курят и не пьют, готовы на всё, чтобы вернуть произведения искусства в европейские музеи, и даже жертвуют ради этого своими жизнями.
США, говорят противники фильма, демонстрирует в фильме свою мессианскую, патерналистскую роль по отношению к другим странам. Кроме того, актёры менее всего похожи на учёных-искусствоведов, скорее напоминая друзей Оушена или коэновских незадачливых героев, поэтому серьёзно воспринимать их похождения не получается.
Несмотря на все эти упрёки, с фильма никто не ушёл во время просмотра, и он в любом случае станет хитом – в отличие от фильма Гондри, претендующего, скорее, на культовый статус. О нём мы позже расскажем вам подробнее.
Трейлер фильма «Охотники за сокровищами»