Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Начинка»: Как в Голливуде снимают космические фильмы

Путеводитель по спецэффектам наиболее значительных картин о космосе

Научно-фантастический триллер «Гравитация» Альфонсо Куарона стал настоящим событием в мире кино. Мексиканскому режиссёру удалось сделать технически совершенный фильм о космосе, который Джеймс Кэмерон уже назвал лучшим в своём жанре. В статье мы расскажем не только о том, как создавался блокбастер «Гравитация», но и затронем выдающиеся космические картины прошлых лет, чтобы проследить развитие технологий по воссозданию космического пространства.

«Начинка»: Как в Голливуде снимают космические фильмы

«Начинка»: Как в Голливуде снимают космические фильмы

Кинематограф начал обращаться к космической тематике на заре своего возникновения, до появления монтажа и до момента перехода из разряда ярмарочного аттракциона в большое искусство. Одними из первых экспериментаторов в этом направлении были европейские режиссёры - француз Жорж Мельес и британец Роберт Пол. Французский гений снял десятки фантастических лент, в том числе знаменитую пародийную картину «Путешествие на Луну» (1902) по мотивам романа Жюля Верна. Что касается Роберта Пола, он выступил в качестве продюсера картины «Моторист» (1906), повествующей о гонщике, который разогнавшись на своём автомобиле, улетел в космос. Любопытно, что именно Пол в своё время продал съёмочное оборудование Мельесу. Чудесные совпадения на этом не заканчиваются. Оба выдающихся кинематографиста со временем проиграли борьбу за зрителя, не сумев предложить нечто большее чем аттракцион, и неудачно закончили творческую карьеру.

Фрагмент знаменитой пародийной картины Жоржа Мельеса о путешествии на Луну, при создании которой французский режиссёр и изобретатель применил максимум из доступных на тот момент технологий.

«Моторист» по творческому замыслу и воплощению максимально близок к работам Жоржа Мельеса. Продюсер Роберт Пол и режиссёр Уолтер Бут применили разнообразные техники съёмки, чтобы поразить публику изображением автомобиля, мчавшегося по кольцам Сатурна. В отличие от Мельеса, использовавшего многократное экспонирование для получения финального кадра, они по отдельности снимали каждый элемент сцены, а затем последовательно печатали их на одну плёнку. Кинематографистам удалось мастерски совместить рисованное изображение планеты со съёмкой автомобиля.

«Место назначения - Луна» (1950)


Режиссёр: Ирвинг Пичел
Фильм «Место назначения - Луна» вышел незадолго до начала эры покорения космоса. Увлекательная картина Ирвинга Пичела относится к жанру производственной драмы и рассказывает историю об экспедиции астронавтов на Луну и трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в открытом космосе. На момент выхода в прокат фильм «Место назначения - Луна» воспринимался как научная фантастика.

Кадр со съёмочной площадки фильма «Место назначения - Луна». Фото взято с сайта aqua-velvet.com.


Тем не менее, кинематографисты подошли ответственно к воссозданию внешнего облика скафандров и ракеты, предварительно проконсультировавшись с учёными и изучив справочную литературу. Бюджет проекта составил $5 млн. Финансовых средств с лихвой хватило на строительство масштабных декораций и производство качественных спецэффектов.

Декораторы установили макет ракеты высотой 45 метров на съёмочной площадке фильма «Место назначения - Луна» в пустыне.


Актёры подвешены на тросах. Кадр из фантастического фильма «Место назначения - Луна» (1950).


В момент взлёта полноразмерную декорацию подменяла миниатюрная копия корабля. Сцена приземления была снята благодаря технике покадровой анимации. Отсутствие привычного притяжения на Луне воссоздавалось при помощи тросов, крепившихся к актёрам. Благодаря им кукловоды слегка подбрасывали исполнителей ролей астронавтов в воздух. Фильм получил премию «Оскар» за достижения в области спецэффектов.

Интересные факты о фильме:
1. Скафандры были набиты ватой, поэтому они сильно нагревались под студийным светом, и актёры могли их носить не дольше десяти минут. Потом следовал перерыв.

2. Панорамный лунный пейзаж представлял собой четырёхметровое полотно, установленное на тележку, которую двигали мимо статичной камеры. Для изображения звёзд в картине были проделаны 534 отверстия, сквозь которые струился свет от ламп приборов.

3. Для кадров со взлётом, когда у астронавтов от перегрузки начинала дрожать кожа на лице, были использованы специальные гримировочные накладки и леска.

Ролик научно-фантастического фильма «Место назначения — Луна» (1950), стоившего $5 млн и получившего премию «Оскар» за спецэффекты.


«2001 год: Космическая одиссея» (1968)


Режиссёр: Стэнли Кубрик
Научно-фантастический фильм «2001 год: Космическая одиссея» буквально ошеломил зрителей и критиков в 1968 году. Картина Стэнли Кубрика являлась вольной экранизацией серии рассказов Артура Кларка и повествовала о космическом путешествии экипажа корабля Discovery 1 к Сатурну с целью исследования его спутников и кольца. Кубрик был одержим идеей снять максимально реалистичный фильм и начал подбирать команду специалистов, способных воплотить его видение на экране. Бюджет проекта составил 10,5 миллионов фунтов стерлингов.

Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея». Актёра снимают снизу, чтобы скрыть трос.


Космические пейзажи, модели кораблей и полеты в невесомости кинематографисты во главе с Кубриком выполнили при помощи оптических эффектов, макетов и комбинированных съёмок.


В процессе работы над фильмом Кубрик консультировался со специалистами из NASA, а дизайн главного компьютера – «Хал 9000» - поначалу уточнялся в IBM, но как только представители IT-компании узнали о роли суперкомпьютера в киноповествовании, они моментально ретировались. «Космическая одиссея» вошла в историю развития спецэффектов с тремя нововведениями: фронтпроекция, slit scan (технология получения смазанного изображения - прим. авт.) и механический кран для управления движением камеры (прототип motion control - прим. авт.).

Миниатюрная модель космической станции, как и остальные корабли, снималась по кадрам.


Интересные факты о фильме:
1. Сцены с астронавтами в открытом космосе снимались в павильоне. Актёры «парили» на тросах, при этом камера снимала исполнителей снизу, чтобы страховка не попадала в кадр.

2. Трюк с вращением стюардессы снимался на площадке. Иллюзия нарушения гравитации достигалась при помощи двух декораций цилиндрической формы. В тот момент, когда девушка шла через ближний к камере цилиндр, вращался дальний. После перехода видимой глазу чёрной дорожки, внешний цилиндр декорации, с которого стюардесса сошла, приходил в движение и начинал крутиться в противоположную сторону, а дальний, наоборот, тормозил. В итоге зрителю казалось, что актриса поднималась по стенке цилиндра.

3. Мировые кассовые сборы фильма составили $190 млн.

4. Первое слово звучит с экрана лишь на 25-й минуте фильма.

5. Декорация гигантской центрифуги строилась на протяжении шести месяцев и стоила продюсерам $750 тыс. Её диаметр достигал более 10 метров.

Трейлер выдающегося фильма «2001 год: Космическая одиссея», который открыл новые горизонты в жанре научной фантастики.

«Звёздные войны. Эпизод IV - Новая надежда» (1977)


Режиссёр: Джордж Лукас
Эпохальный фильм Джорджа Лукаса начал революцию в киноиндустрии, завершившуюся становлением компьютерной отрасли по созданию эффектов во второй половине 90-х. Видеоряд картины получился не только зрелищным, но и убедительным в каждой детали.

Комбинированный кадр из революционного фильма «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда». Картина стала первым проектом легендарной студии спецэффектов Industrial Light&Magic и на протяжении нескольких лет удерживала титул самой кассовой киноленты в истории кино.


Подлинно новаторским изобретением супервайзера фильма Джона Дайкстры стала компьютеризированная, а не механическая установка для управления движением камеры.


В компьютер загружалась программа, согласно которой кран с камерой двигался в определённом направлении и с заданной скоростью. При этом система могла в точности повторить одно и то же движение необходимое число раз, что было жизненно важно для работы над комбинированными кадрами со звездолётами в космосе. Помимо этого установка использовалась для управления моделями, многие из которых кинематографисты снимали на синем фоне. Упоминания также заслуживает покадровая анимация фигур в сцене игры в шахматы и пролёт через туннель космической станции «Звезда смерти». Этот эпизод стал одним из первых в истории, созданных с применением компьютерной графики. Примечательно так же, что Курт Рассел проходил прослушивание на роль Хана Соло, а одной из претенденток на роль принцессы Леи была Джоди Фостер.

Интересные факты о фильме:
1. Студия спецэффектов Industrial Light&Magic была открыта Джорджем Лукасом незадолго для съёмок этого фильма.

2. Известно, что во время работы над сценарием Джордж Лукас консультировался с исследователем мифологии Джозефом Кемпбеллом, автором книги «Тысячеликий герой».

3. Мировые кассовые сборы картины составляют $775,3 млн.

Трейлер фильма «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда»

«Аполлон 13» (1995)


Режиссёр: Рон Ховард
Остросюжетная драма Рона Ховарда («Гонка» о реальной аварии, приключившейся во время космической экспедиции на Луну, входит в число лучших картин о космосе. Помимо прекрасно выписанных героев, фильм может похвастаться виртуозно снятыми сценами с астронавтами в невесомости.

Компьютерный план из фильма «Аполлон 13», выполненный специалистами студии Digital Domain.


Режиссёр картины отказался использовать тросы после знакомства с тренажёром «Рвотная комета», который был активно задействован в рамках подготовительной программы NASA. Этим тренажёром оказался модифицированный Boeing.

Самолёт набирал высоту 12 километров и резко снижался. Благодаря параболической траектории полёта, в салоне воздушного судна в момент резкого спуска возникала невесомость.


С непривычки многих участников начинало тошнить, поэтому самолёт получил прозвище «Рвотная комета». При этом состояние нулевой гравитации длилось всего 23 секунды, так что кадры с актёрами в кабине шаттла, установленной внутри самолёта, всегда снимали очень быстро. Космические эпизоды, демонстрирующие Землю и корабль, создавались на компьютере трёхмерщиками студии Digital Domain.

Невесомость снимали в самолёте Boeing модификации KC-135. Кадр из фильма «Аполлон 13».


Интересные факты о фильме:
1. Картина удостоена двух премий «Оскар» за лучший звук и монтаж.

2. Мировые кассовые сборы составили $355,2 млн при бюджете $62 млн.

3. Сцены с невесомостью снимались на протяжении 13 дней.

4. Фраза «Хьюстон, у нас проблемы» включена Американским институтом кино в список из 100 величайших киноцитат.

Сцена запуска корабля «Аполлон 13» в космос из одноимённого фильма Рона Ховарда, удостоенного двух премий «Оскар». Кроме того, «Аполлон 13» - один из самых кассовых фильмов 1995 года.

«Пекло» (2007)


Режиссёр: Дэнни Бойл
Британский постановщик Дэнни Бойл взялся за режиссуру первого в карьере научно-фантастического фильма, имея за плечами богатый опыт работы в разных жанрах. Он снимал драму о наркоманах с Юэном МакГрегором в главной роли, приключенческую ленту о дауншифтере в исполнении Леонардо ДиКаприо, а также фильм ужасов о зомби, в котором за свою жизнь боролся персонаж Киллиана Мёрфи. Эти фильмы неплохо выступили в мировом кинопрокате и даже со временем обрели культовый статус среди поклонников кино. С учётом жанра и сюжета «Пекло» стал самым амбициозным проектом Дэнни Бойла на момент запуска в производство. Создатели не побоялись смешать философию картины «2001 год: Космическая одиссея» с экшном фильмов в жанре катастрофы, наподобие ленты «Ядро Земли: Бросок в преисподнюю». Получившийся коктейль пришёлся по вкусу далеко не всем. Фильм заработал в мировом прокате только $32 млн при затратах на производство $40 млн. Тем не менее, визуальная форма «Пекла» по-прежнему завораживает и заслуживает самого пристального рассмотрения.

Солнце создавалось на компьютере для всех кадров фильма трёхмерщиками студии Moving picture company. Фото взято с сайта vfxworld.com.


«Пекло» насчитывает 750 планов с компьютерной графикой.


Захватывающие дух изображения Солнца создавались по многочисленным фотографиям звезды, сделанным космическим аппаратом SOHO. Международное космическое агентство проконсультировало кинематографистов относительно возможного внешнего вида приборов космического корабля в недалёком будущем. Интерьер судна строился с оглядкой на рубку и коридоры атомной подводной лодки, где создатели побывали с экскурсией в ходе подготовки к съёмкам.

Трёхмерная модель «Икара-II» занимала 1,9 гигабайт дискового пространства. Фото взято с сайта fxguide.com.


В отличие от большинства проектов со сложной компьютерной графикой, над «Пеклом» работала одна студия - лондонская Moving Picture Company («Прометей». Художники MPC не только имитировали Солнце, но и генерировали трёхмерную модель космического корабля «Икар-II» с гигантским щитом диаметром около двух километров. Щит, отражавший солнечный свет, насчитывал 130 000 панелей золотистого цвета. Некоторые сцены с выходом астронавтов в отрытый космос снимали в павильоне.

Актёры надевали на себя массивные скафандры со шлемами конусообразной формы. По словам художников по костюмам, они вдохновлялись обликом Кенни из «Южного парка».


Интересные факты о фильме:
1. «Пекло» - последний на сегодняшний день фильм Дэнни Бойла, целиком снятый на плёнку.

2. Съёмки фильма проходили настолько тяжело, что по их окончании Дэнни Бойл заявил, что больше никогда не возьмётся за постановку фантастических фильмов. Пока он держит своё слово.

3. Научным консультантом фильма был физик Брайан Кокс из Манчестерского университета. На канале BBC он ведёт научно-популярные программы.

Демонстрационный ролик студии MPC, художники которой создали визуальные эффекты для 750 планов культовой фантастической картины Дэнни Бойла.

«Гравитация» (2013)


Режиссёр: Альфонсо Куарон
Альфонсо Куарон - один из трёх мексиканских режиссёров-самородков, которым удалось сделать карьеру в большом кино, громко заявив о себе на весь мир. Двое других - Гильермо дель Торо («Тихоокеанский рубеж» и Алехандро Гонсалес Иньярриту («Вавилон». До «Гравитации» Альфонсо Куарон снял фантастическую притчу «Дитя человеческое» и сказку «Гарри Поттер и узник Азкабана». Обе эти картины продемонстрировали яркое и свободное владение киноязыком. Куарон мастерски использовал современные технические средства для визуализации истории. Например, для съёмок одной из сцен фильма «Дитя человеческое» был смоделирован на компьютере младенец и создана система для камеры, позволившая снять сложнейшие кадры внутри автомобиля одним планом без видимых переходов.

Знаменитая сцена в автомобиле, снятая одним дублем. Картина «Дитя человеческое» была удостоена трёх номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучшую операторскую работу.


«Гравитация» - это цифровой проект с первого до последнего кадра. Подавляющее большинство планов содержит компьютерную графику и анимацию. Работа над картиной началась с тщательной превизуализации, при этом специалисты подготовили два трёхмерных аниматика - художественный и технический. Превизы делались в тесном сотрудничестве с оператором-постановщиком картины Эммануилом Любецки.

Зрелищный отрывок на русском языке из фильма «Гравитация», в котором героиня Сандры Буллок отчаянно сражается за собственную жизнь во враждебном космическом пространстве.

Невесомость решили снимать в павильоне, а не в «рвотной комете», как поступил Рон Ховард, работая над картиной «Аполлон 13». В студии Shepperton была собрана конструкция в виде куба размером три на шесть метров со 192 светодиодными экранами, которые транслировали видеоизображение. Панели насчитывали 1,8 млн светодиодов. Куб демонстрировал изображение, согласно эпизоду в сценарии. Если действие происходило в космосе, на экраны выводилась картинка Земли и космической станции. Вся эта конструкция была нужна для выставления правильного освещения на лицах актёров, перемещавшихся «по сюжету» в космическом пространстве.

Куб со светодиодными экранами и установка Bot&Dolly, которые сыграли ключевую роль для создания космических сцен фильма «Гравитация». Фото взято с сайта fxguide.com


Корректное освещение являлось ключом к успешному созданию иллюзии, поскольку в кадрах за пределами шаттла и станции настоящими были только лица актёров, всё остальное, в том числе скафандр и визор, моделировалось на компьютере.

В паре сцен внутри МКС Сандру Буллок поддерживали тросы. Кадр из фильма «Гравитация».


Альфонсо Куарон практически полностью отказался от тросов, выбрав систему IRIS компании Bot&Dolly, которая построила компьютеризированную установку на базе робота-манипулятора, применяемого при сборке автомобилей. Актёры почти всегда пребывали в статичном положении в специально оборудованной клетке, а иллюзия движения рождалась путём перемещения Bot&Dolly с камерой.

Подвес с тросами использовался для постановки лишь нескольких кадров внутри МКС. Сандру Буллок удерживали в воздухе 12 тросов, которыми мастерски управляли кукловоды, принимавшие участие в работе над картиной «Боевой конь» Стивена Спилберга.

Интересные факты о фильме:
1. Модели космических объектов и мусор создавались в программе Autodesk Maya. Что касается визуализации, трёхмерщики студии отказались от программы Renderman, переключившись на рендерер Arnold.

2. Для визуализации сцен с графикой программисты студии написали 71 000 строк кода.

3. Если бы художники визуализировали картинку на однопроцессорной машине, то начать проект потребовалось бы за 5000 лет до нашей эры, чтобы успеть к премьере фильма.

4. Джеймс Кэмерон назвал «Гравитацию» лучшим фильмом о космосе в истории кино.

5. Сандра Буллок перед съёмками в картине потратила шесть месяцев на физическую подготовку.

Дублированный трейлер фильма «Гравитация», который за первые десять дней проката заработал в мировом прокате более $200 млн
Дитя человеческое, Боевой конь, Аполлон 13, 2001 год: Космическая одиссея, Гравитация, Звёздные войны: Эпизод IV - Новая надежда, Путешествие на Луну, Пекло, Место назначение - Луна
Джеймс Кэмерон, Альфонсо Куарон, Дэнни Бойл, Леонардо ДиКаприо, Сандра Буллок, Стэнли Кубрик, Рон Ховард, Киллиан Мёрфи, Джордж Лукас

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Аполлон 13

Драма, Приключения, Исторический фильм

Роджер Корман, Том Хэнкс, Эд Харрис

Назад
Вперед
Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100