Постановщики фильма «Сталинград» во главе с режиссёром Фёдором Бондарчуком 2 октября в Москве провели пресс-конференцию по своей картине. До выхода «Сталинграда»в режиме онлайн можно было узнать ответы на различные вопросы об одном из самых ожидаемых российских фильмов.
Встреча с создателями фильма «Сталинград». Онлайн-репортаж
Трейлер фильма «Сталинград»
13:58
Доброго дня. Мы начинаем наш репортаж с пресс-конференции создателей фильма "Сталинград", который сегодня утром показали московским журналистам. Военный эпик Федора Бондарчука - вероятно, самый ожидаемый отечественный фильм конца 2013 года. Об этом говорит уже ажиотаж в зале, где был устроен пресс-показ: кажется, в этот отвратительный с точки зрения погодных условий день там собрались все столичные киножурналисты.
14:05
На пресс-конференции присутствуют режиссёр картины Федор Бондарчук, художник-постановщик Сергей Иванов, продюсеры и актеры, в том числе Томас Кречманн, сыгравший капитана Кана и Яна Студилина, исполнительница роли Маши, его любовницы. Бондарчук рассказывает о необыкновенном духе товарищества, царившего на съемках "Сталинграда", напомнивший ему детство, когда он посещал съемочную площадку фильма своего отца "Они сражались за Родину".
14:10
Бондарчуку задали вопрос: почему на войне люди способны на поступки, которые в мирной жизни являются редкостью. "Объяснить логически, почему произошло то, что случилось в 1942 году в Сталинграде, не получается". Он полагает, что ключевой и в истории войны, и в истории фильма была месть: "Шел второй год войны, у каждого солдата была своя личная история, было, за что мстить".
14:13
Писатель Дмитрий Быков задает вопрос Илье Тилькину, сценаристу: "Готовы ли русские зрители к просмотру фильма, в котором жалко и солдат Вермахта, и красноармейцев?". По мнению сценариста, сейчас мы готовы к этому как никогда лучше. "Правда, поначалу мы столкнулись с проблемой, нам приходилось объяснять потенциальным зрителям, что собственно такое Сталинград. Эта информация не засекречена, но ей мало кто интересуется". Бондарчук: "Когда Томас Кречманн приехал на площадку, он попросил, чтобы немецких солдат играли немцы. Я думаю, это привнесло если не баланс, то реальную картину сотрудничества. Мы не воевали с карикатурными персонажами, которые воевали с полевой кухней - таких офицеров, как капитан Кан, были миллионы. Мы не раскрывали темы равенства и всепрощения, для нас был важнее баланс. Примечательно, что молодежь хуже воспринимает любовную линию Кана и русской девушки, чем ветераны, которым мы показывали картину. Но повторюсь, сцена взаимного убийства посвящена не примирению, это символ войны".
14:21
Вопрос Кречманну - каково было играть во втором фильме о войне под названием "Сталинград" в карьере. Немецкий актер заверяет в своей признательности к создателям нового "Сталинграда", и говорит о теме любви, которая стала основной для раскрытия его героя. Роль Кана он сравнивает с ролью капитана Вилма Хозенфельда в картине Романа Полански "Пианист" - "Образ героя, который изо всех сил пытается сохранить человечность в нечеловеческих условиях".
14:27
Фёдор Бондарчук развивает тему русско-немецкой дружбы на съемках. "Удивительно, но факт - на площадке Петр Федоров и Томас Кречманн избегали друг друга - поди пойми, почему?". Илья Тилькин рассказывает о прототипах персонажей картины, часть которых основана на реально живших людях. К примеру, персонаж Никифорова (Алексей Барабаш) был создан на базе мемуаров ветерана, в которых упоминался ушедший на войну певец, который почти не разговаривал в повседневной жизни. Пётр Фёдоров вспоминает историю своей семьи - его двоюродный дед погиб как раз на той переправе, вокруг которой разворачиваются события "Сталинграда". Другой его дед придет сегодня на премьеру.
14:33
Дмитрий Лысенков говорит, что он сам не гопник, в отличие от его героя снайпера Чванова - и история его семьи никак не повлияла на создание образа. Один дед актера был партизаном, другой - блокадником. Бондарчук между прочим отметил, что Лысенков был первым актером, утвержденным на роль в фильме. Актер добавил, что к образу своего героя помимо присутствовавшей в сценарии catchphraze "соответственно главным образом" он добавил выражение лица своего школьного военрука, которое назвал "ящерицей".
14:40
Студилина рассказала о трагической судьбе своей героини, жительницы оккупированного Сталинграда, ставшей любовницей офицера Вермахта. По ее мнению, для Маши, живущей в хаосе и ежеминутной смерти странная любовь немца, стала каким-то светлым лучом надежды.
14:43
Бондарчук рассказал о том, что не стремился выпускать картину к какой-либо дате, поэтому продюсер "Сталинграда" Александр Роднянский не стал приберегать фильм до мая, до дня победы. На вопрос, пересекается ли "Сталинград" с экранизацией Сергея Урсуляка романа "Жизнь и судьба", режиссёр ответил, что книга Гроссмана, безусловно, была одной из отправных точек пи создании картины, однако его фильм - самостоятельное высказывание, и не стоит сравнивать "Жизнь и судьбу" со Сталинградом.
14:47
Подошла к концу первая часть пресс-конференции. На сцену поднимаются продюсеры Роднянский, Мелькумов и Рудовский, композитор картины Анджело Бадаламенти, художник-постановщик Сергей Иванов, оператор Максим Осадчий и президент компании IMAX Entetainment Грегг Фостер. Бондарчук остался. Картина "Сталинград" стала первым отечественным фильмом в формате IMAX, и первый вопрос - о 3D. Роднянский говорит, что к выбору трехмерного формата его команду подтолкнула идея создания этой картиной новой мифологии, которую нельзя получить при помощи старого инструментария. "Трёхмерный формат - метод, который избавляет от стены, стоящей между зрителем в зале и действием на экране. Я полагаю, что сейчас рассказать драматическую истоию, подобную "Сталинграду" иначе нельзя", - резюмировал продюсер.
14:54
Дмитрий Рудовский рассказывает об источниках финансирования картины - это Фонд кино, банк ВТБ и телеканал "Россия 1". Роднянсий подчеркнул, что большая часть инвестиций будет возвратной. Он также отметил участие IMAX, также финансировавшей фильма и лично поблагодарил президента канадской компании Грегга Фостера за доверие, которое он оказал "Сталинграду", выбрав его первым русскоязычным фильмом для показа в кинотеатрах IMAX.
14:58
Роднянский комментирует окаровские перспективы "Сталинграда" - не будет ли дисквалифицирована заявка картины, как это было с "Сибирским цирюльником" Михалкова. Продюсер заверил, что необходимые документы были собраны и поданы в означенные сроки (в отличие от "Цирюльника", который не попадал во временные рамки премии Амеиканской Академии отчетного года). По его словам, заявка "Сталинграда" будет расссмотрена в любом случае. Вопрос о патетике фильма Фёдор Бондарчук прокомментировал так: "Я не считаю, что в фильме много пафоса. Я сам старался избежать излишней помпезности".
15:12
Максим Осадчий на вопрос, не трудно ли было работать в таких масштабных декорациях,которые выстроила под Петербургом команда художника-постановщика Сергея Иванова, ответил, что на такой площадке работать ему было одно удовольствие. "Можно было снять любой план, какой только вздумается. Это потрясающе". "Спасибо", - отозвался Иванов.
15:23
Анджело Бадаламенти, любимый композитор Дэвида Линча, рассказывает о своей работе над музыкой к фильму. Он рассказал, что пытался каждому герою придумать такую тему, которая поэтизировала бы его образ на фоне ужасов войны. Некоторые решения принимались спонтанно: например, когда весь саундтрек был написан (более полутора часов звучания) и "Сталинград" готовился к выходу, за две недели до премьеры композитору позвонил Бондарчук и попросил переписать одну тему. Бадаламенти обругал режиссера, а через пару дней проснулся посреди ночи и написал требуемую пьесу. Таким же неожиданным было решение записать сопрано для одной композиции, таким же спонтанным стал выбор Анны Нетребко.
15:23
Грегг Фостер ответил, почему он выбрал "Сталинград" для показа. Если вкратце, то IMAX, по его словам, показывает только фильмы, которые достойны называться картинами IMAX - блокбастеры с идеальной картинкой, обладающие максимальным потенциалом погружения зрителя в созданный кинематографистом мир. Именно таким фильмом является "Сталинград".
15:28
На этой оптимистической ноте конференция подошла к концу. Благодарим за внимание и до новых встреч!