Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Начинка»: Как создавались знаменитые киночудовища

История создания легендарных монстров и сказочных персонажей из фильмов прошлых лет

Фильмы фантастического, фэнтезийного и хоррор жанра трудно себе представить без выдуманных существ. Некоторые из героев подобных лент получаются настолько яркими и убедительными, что со временем зритель может забыть кинофильм, но при этом будет помнить его персонажей. «Фильм Про» приступает к публикации серии статей о знаменитых монстрах и чудовищах, которые навсегда вошли в историю кино.

«Начинка»: Как создавались знаменитые киночудовища

«Начинка»: Как создавались знаменитые киночудовища

Тяга к фантастическим героям и монстрам возникла у режиссёров на заре кинематографа. Удивить, поразить и напугать зрителя стремились многие, потому что кино всегда воспринималось большинством как развлечение. И с годами такое стремление лишь усиливалось, во многом благодаря развитию технологий, которые открывали новые возможности и раскрепощали воображение.

Магия Жоржа Мельеса


Скорее всего, первые монстры и диковинные создания появились в короткометражных фильмах фокусника и режиссёра Жоржа Мельеса.


В «Замке дьявола» (1896) французский гений пугал зрителя скелетами и демонами, в знаменитой ленте «Путешествие на Луну» (1902) изумлял обликом обитателей Луны, а в картине «Завоевание полюса» (1912) восхищал внешним видом ледяного гиганта.

Фрагмент из фильма «Завоевание полюса» Жоржа Мельеса. Куклой ледяного гиганта управляли несколько работников, расположившихся под и над сценой. Четыре технических специалиста двигали руки, один заставлял шевелиться уши, ещё четверо при помощи механизмов приводили в движение голову.


Грим, куклы, покадровая анимация, двойная экспозиция, стоп-кадр, ускоренная и замедленная съёмка – для своего времени Мельес овладел этими технологиями в совершенстве. Именно грим, куклы, покадровая анимация в сочетании с двойной экспозицией широко использовались в кино при создании вымышленных существ и монстров - до внедрения компьютерных технологий. Но главная заслуга Мельеса заключалась не только в открытии новых приёмов и методов киносъёмки, но и в применении им этих приёмов и трюков в качестве художественных элементов киноповествования.

Квазимодо


Фильм «Горбун из Нотр Дама» (1923)

Лон Чейни без грима. Фотография взята с сайта wikipedia.org


В 20-е годы кинематограф технически усложнился. В Голливуде взошла звезда Лона Чейни, которого называли «человеком с тысячью лиц». Чейни удалось создать яркую галерею вурдалаков. Cкоропостижная кончина в 1930 году поставила крест на заветной мечте Чейни сыграть Дракулу у своего любимого режиссёра Тода Броунинга («Уродцы». Несмотря на не слишком долгую карьеру, этому незаурядному человеку удалось войти в историю как одному из самых преданных ремеслу актёров.

Играя Квазимоду в драме «Горбун из Нотр Дама» по роману Виктора Гюго, он носил тяжёлый резиновый горб весом 18 килограммов, который крепил к спине кожаным сцепным устройством, утяжелявшим конструкцию ещё на 13,5 килограммов. Помимо этого он набирал в рот воск и замазывал им один глаз. В триллере «Наказание» Чейни играл безногого. На площадке он сгибал ноги, стягивал их ремнями и ходил на одних коленях. А для роли в фильме ужасов «Призрак оперы» вставлял в ноздри металлические скобы, заставлявшие нос кровоточить.

Предпочитая работать за закрытыми дверьми, он сам придумывал и наносил грим для всех воплощаемых им образов. Чейни создавал настолько разные и шокирующие образы, что на пике его популярности родилась шутка:

«Увидишь таракана — не дави его, это может быть Лон Чейни».

Фрагмент фильма «Горбун из Нотр Дама» по роману Виктора Гюго. В роли Квазимоды - Лон Чейни.

Кинг Конг


Фильм «Кинг Конг» (1933)

Знаменитый кадр из фильма «Кинг Конг»


Самый технически совершенный фильм для своего времени вышел на экраны в 1933 году. «Кинг Конга» сняли с применением абсолютно всех технологий, доступных на тот момент. Макетчики изготовили лапу, ногу и торс обезьяны в натуральную величину для крупных планов, но в основном в съёмках участвовала кукла размером 46 сантиметров, анимированная Уиллисом О’Брайеном по кадрам. Модель обезьяны изготовил скульптор Марсело Дельгадо. В работе над куклой использовался метал для скелета, пенопласт, резина и кроличья шкура для оболочки. Оптические эффекты реализовывались при помощи «блуждающих масок» методом контактной печати на оптическом принтере или трюк-машине. Также применялась традиционная анимация для изображения стаи чаек, метод Шюффтана*, двойная экспозиция и рирпроекция миниатюр. Лента пользовалась огромным успехом, став одной из самых кассовых картин десятилетия.

Фрагмент кинофильма «Кинг Конг»

Интересные факты о фильме:
1. В свой премьерный уикенд фильм заработал $90 тыс., установив новый рекорд сборов. За всё время проката картина принесла киностудии $1,7 млн.

2. Журнал Entertainment Weekly включил фильм в число величайших картин за всю историю, поместив картину на 47-е место своего рейтинга.

3. В СССР фильм был показан в 1970 году в московском кинотеатре «Иллюзион».

4. Съёмка сцены поединка Кинг Конга с птеродактилем заняла семь недель.

5. Марсело Дельгадо изготовил куклы динозавров, используя дерево и проволоку для скелета, покрыв модели резиной. Примечательно, что до этого куклы для покадровой анимации создавались в основном из пластилина, поэтому конструкция с металлическим скелетом стала настоящим нововведением.

Чудовище Франкенштейна


Фильм «Франкенштейн» (1931)

Борис Карлофф в образе монстра. Кадр из фильма «Франкештейн»


Образ Чудовища, созданного профессором Франкенштейном в ходе научного эксперимента, отпечатался в массовой культуре в виде нескольких фильмов, комиксов и компьютерных игр. Монстра в знаменитой чёрно-белой киноленте «Франкенштейн» сыграл Борис Карлофф после того, как проект покинул Бела Лугоши из-за творческих разногласий с режиссёром картины. Знаменитый выпирающий лоб монстра был изготовлен при помощи хлопчатобумажной ткани и раствора коллодия, в которой её вымачивали, а после накладывали слоями на голову актёра. На грим в общей сложности уходило более трёх часов, а затем еще полтора часа на то, чтобы его снять и смыть. Ранние материалы для пластического грима причиняли массу неудобств как создателям, так и актёрам. К примеру, коллодий легко воспламенялся и часто вызывал кожное раздражение.

Созданный Джеком Пирсом грим и образ монстра находятся под защитой особого патента, который даёт исключительное право Universal Pictures распоряжаться ими до 2026 года.


Интересные факты о фильме:
1. Грим и костюм Чудовища весили около 24 килограммов.

2. Борис Карлофф предложил художнику по гриму Джеку Пирсу убрать из его рта зубной протез, чтобы щёки монстра выглядели более впалыми.

3. Художник по гриму Джек Пирс во время работы над образом чудовища Франкенштейна изучал древние техники погребения и анатомию.

Трейлер фильма «Франкенштейн» с Борисом Карлоффом в главной роли

Скелеты


Фильм «Язон и аргонавты» (1963)

Кадр из фильма «Язон и Аргонавты»


В первой половине 60-х настоящей жемчужиной спецэффектов становится приключенческая лента «Язон и Аргонавты», к созданию которой приложил руку режиссёр-аниматор Рэй Харрихаузен, ученик легендарного Уиллиса О’Брайена («Кинг Конг»). На протяжении всей своей жизни Харрихаузен занимался stop-motion анимацией и добился в этой технике огромного успеха. Вершиной его карьеры считается сцена битвы аргонавтов со скелетами. В ходе репетиций на площадке скелетов подменяли каскадёры, чтобы актеры понимали, как им следует отыгрывать эпизод. Участники действия заучивали движения на память, как профессиональные танцоры. Изображения анимированных по кадрам скелетов были впечатаны в кадры при помощи оптического принтера. Мэтр покадровой анимации Рэй Харрихаузен ушёл из жизни в мае этого года, вот как отреагировал Джордж Лукас на это печальное известие:

Рэй вдохновлял всех, кто связан с индустрией визуальных эффектов. Искусство его ранних фильмов, на которых многие из нас выросли, служило настоящим вдохновением. Без Рэя Харрихаузена, вероятно, не было бы «Звёздных войн».

Сцена битвы со скелетами в фильме «Язон и аргонавты»

Интересные факты о фильме:
1. Съёмки картины проходили в Италии на натурных площадках и в павильонах британской студии Shepperton.

2. Постановка сцены схватки со скелетами, которая длится не более трёх минут экранного времени, заняла четыре с половиной месяца.

3. Для этой картины Харрихаузен усовершенствовал технику Dynamition, придуманную им для «Седьмого путешествия Синдбада» (1958).

Оборотень


Фильм «Американский оборотень в Лондоне» (1981)

Процесс гримировки Дэвида Нотона


Один из самых знаменитых хорроров 80-х «Американский оборотень в Лондоне» произвёл фурор, во многом благодаря титанической работе Рика Бэйкера, удостоившегося премии «Оскар» за лучший грим. Сцена превращения героя в оборотня по-прежнему смотрится эффектно и убедительно. Бейкер применял пластический грим на основе вспененного латекса, а также аниматронику - различные механические устройства, позволявшие вытягивать бутафорские руки и ноги персонажа. В одном из кадров главный герой обрастает шерстью. Эффект прорастания волос был реализован при помощи классической методики. В накладной коже художники сделали отверстия, в которые продели волоски. Во время съёмки шерсть вручную вытягивали с обратной стороны таким образом, чтобы длина волоска уменьшалась и полностью сходила на нет.

Отснятый материал проигрывался в обратной последовательности - так получился оборотень с отрастающей на глазах шкурой.


Сцена трансформации героя в оборотня из фильма «Американский оборотень в Лондоне»

Интересные факты о фильме:
1. Первые наброски сценария Джон Лэндис сделал в 1969 году

2. Исполнителя главной роли Дэвида Нотона режиссёр приметил в рекламе напитка Dr. Pepper

3. Фильм настолько понравился Майклу Джексону, что он пригласил Джона Лэндиса стать режиссёром клипа на композицию «Триллер».

Джабба Хатт


Фильм «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение Джедая» (1983)

Кадр из фильма «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение Джедая»


Классическая трилогия «Звёздные войны» изобилует запоминающимися образами диковинных существ. Но, пожалуй, именно Джабба Хатт - главарь межгалактической мафии, получился у кинематографистов самым колоритным персонажем из тех героев, которых изображали куклы. На момент выхода картины на экраны Джабба Хатт был самой крупной и сложной куклой, при создании которой применялась аниматроника. Моделью управляли шесть специалистов, в том числе трое, спрятавшиеся внутри полой конструкции тела Джаббы. В основании хвоста сидел карлик, двое других реквизиторов двигали руки, язык, голову и тело монстра. Ещё один кукловод находился под сценой и помогал Джаббе дышать. Глазами управлял другой оператор при помощи пульта дистанционного управления. Шестой и последний специалист выдувал дым из трубки. Кукла была построена Филом Типпетом и Стюартом Фриборном.

Сцена с Джаббой Хаттом - главой межгалактической мафии из фильма «Звёздные войны: Возвращение Джедая»

Интересные факты о фильме:
1. Фильм получил премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

2. Несколько представителей расы эвоков разговаривают в фильме по-филлипински.

3. Дарта Вейдера играли три актёра. Один из исполнителей ходил в костюме, другой демонстрировал лицо в гриме, а третий говорил за персонажа.

4. Жадный вице-король Торговой федерации носит имя Нут Ганрей. Это анаграмма на фамилию тогдашнего президента США Рональда Рейгана, чья инициатива дать имя «Звёздные войны» стратегической оборонной программе, не понравилась Джорджу Лукасу.

5. Кукла Джаббы Хатта весила около тонны.

Королева Чужих


Фильм «Чужие» (1986)

Кукла Королевы Чужих. Кадр из мастерской Стэна Уинстона


Джеймс Кэмерон взялся за постановку продолжения «Чужого» после успешного проката фантастического боевика «Терминатор» (1984). Известно, что многие эскизы режиссёр нарисовал сам. Например, Кэмероном был разработан дизайн Королевы Чужих. Непосредственно созданием куклы руководил Стэн Уинстон, сконструировавший Терминатора. К мастерам спецэффектов поступили в работу не только эскизы чудовища целиком, но и его частей - головы, туловища и хвоста. Полномасштабной куклой управляли несколько операторов, в том числе двое, сидевших внутри существа. Модель Королевы создали в двух масштабах.

Помимо полноразмерной куклы была построена миниатюра в размере ¼ для съёмок в логове.


При этом миниатюрная модель представляла собой аниматронную куклу, движениями которой управляли при помощи 50 кабелей. Эту же модель снимали в сцене битвы, когда Рипли использует автопогрузчик. Во многих кадрах зрителю показывают куклу Рипли и автопогрузчика, построенные в том же масштабе, что и матка Чужого. На их создание ушло около полугода. Миниатюрная копия Королевы в точности повторяла все черты полноразмерной куклы чудовища, внутри которой помимо двух операторов умещалась гидравлическая система управления головой, шеей, языком и телом. Несмотря на всю сложность конструкции, зритель не увидит в кадрах кабели и другие приспособления из-за выгодных ракурсов съёмки.

Ролик, который знакомит с процессом создания скульптуры Королевы Чужих

Интересные факты о фильме:
1. Декорация логова Чужих изобразила завод «Axis Chemicals» в «Бэтмене» (1989).

2. Актёры, игравшие морских пехотинцев, обязаны были пройти курс молодого бойца и прочитать роман «Звёздный десант» Роберта Хайнлайна.

3. Джеймс Кэмерон отказался писать альтернативный вариант сценария, в котором бы не было героини Рипли. Студия Fox хотела подстраховаться на случай провала переговоров с Сигурни Уивер.

4. Журнал «Intertainment Weekly» поместил фильм на 42-е место в списке «величайших кинолент в истории кино».

5. Фильм получил две премии «Оскар». Наградой были отмечены лучшие визуальные эффекты и лучший монтаж звуковых эффектов.

*Метод Ойгена Шюффтана заключался в совмещении миниатюры с декорациями и рисованным фоном при помощи зеркал. Оператор-постановщик ставил большое зеркало под углом 45 градусов к кинокамере. В свою очередь модель или рисунок располагались под углом 90 градусов к объективу, чтобы их отражение в зеркале становилось видимым для камеры. Участки отражения, которые следовало заменить изображением миниатюры или декорации вычищались, то есть удалялось отражающее покрытие. В результате получалось отражение с пустыми участками, которые заполнялись изображением миниатюры.

Продолжение следует
По материалам: Cinefex, Richard Rickett's 'The History and technique of special effects', imdb.com
Звёздные войны: Эпизод VI - Возвращение Джедая, Чужой, Чужие, Терминатор, Наказание, Путешествие на Луну, Призрак оперы, Уродцы, Кинг Конг, Горбун из Нотр Дама, Франкенштейн, Завоевание полюса, Замок дьявола
Джеймс Кэмерон, Джон Лэндис, Стэн Уинстон, Рик Бэйкер, Джордж Лукас

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Назад
Вперед
Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100