Алексей Герман запрещал давать свои фильмы в конкурсы фестивалей после скандала с «Хрусталёв, машину!» в Каннах. Но, учитывая специфику конкурса в Венеции, семья Германов решила сделать исключение
Московской прессе продемонстрировали копию с английскими субтитрами, и стали понятны те трудности, с которыми пришлось столкнуться реставраторам и переводчикам. Так, важной особенностью германовского звука является повышенный шумовой фон. Голоса героев у Германа не так легко расслышать, приходится сильно напрягаться, чтобы понять, о чём идёт речь. Этот ход придаёт действию большую документальность и требует от зрителя работы не только слуха, но и воображения, потому что приходится домысливать, придумывать то, что не удалось расслышать. Но отреставрированные, оцифрованные голоса новой версии звучат настолько отчётливо, что шум почти исчез, а английские субтитры полностью восстанавливают реплики героев. Правда, есть тут и трудности перевода. Один из персонажей, например, постоянно придумывает рифмы к разным словам, и эта абракадабра в сценарии фильма имеет не сразу проясняющиеся смысловые акценты. На английский язык эту игру словами, конечно, было перевести невозможно, равно как и адекватно передать фразы, тесно связанные с историческим и культурным контекстом повествования. При переводе на «цифру» и на другой разговорный язык что-то было утрачено.
Однако все эти потери меркнут в сравнении с тем, как важна сегодня реставрация шедевров отечественного кино, многие из которых находятся в плачевном состоянии, а некоторые попросту утрачены и не будут восстановлены никогда. По крайней мере, стало известно, что Фонд поддержки и продвижения культуры и кинематографии «Открытый мир», который и был инициатором реставрации фильма, восстановит и другие фильмы Алексея Германа, чтобы их копии навсегда остались у человечества.
В связи с тем, что премьера обновлённого «Лапшина» будет в Венеции, а «Трудно быть Богом» обещают показать на предстоящем Римском МКФ, мы задали вопрос Алексею Герману-младшему о причине выбора Италии для двух столь знаковых событий.