Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Скончался оператор Вадим Юсов

Ушёл из жизни создатель «Соляриса» и «Андрея Рублева»

Ушёл из жизни легендарный кинооператор Вадим Юсов, работавший над фильмами «Иваново Детство», «Солярис», «Андрей Рублёв», «Я шагаю по Москве» и многими другими, лауреат Государственной и Ленинской премий СССР и призёр Венецианского кинофестиваля, с 1983 года - заведующий кафедрой операторского мастерства во ВГИКе. Ему было 84 года.

Скончался оператор Вадим Юсов

Скончался оператор Вадим Юсов

Выдающийся советский и российский оператор-постановщик Вадим Юсов родился в поселке Клавдино Ленинградской области в 1929 году. После окончания операторского факультета ВГИКа (мастерская Б.И. Волчека), в 1954 году он приходит на студию «Мосфильм», где проработает всю жизнь.

Не стало Вадима Юсова - оператора, снявшего классику кино. Сюжет телеканала «Россия 1»


Первой заметной картиной Вадима Юсова стала короткометражка Андрея Тарковского «Каток и скрипка». Она служит отправной точкой для последующей совместной творческой работы. Позже Юсов снимет прогремевшие на весь мир картины «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублев» (1966) и «Солярис» (1972). Именно Юсов помог разработать характерную для фильмов Тарковского манеру съёмки, которая предполагает многоплановость и разомкнутость, «неконечность» кадра. Сам он описывал её так:

Само движение аппарата предполагает, что и справа, и слева, и сверху, и снизу тоже существует жизнь, что стоит нам туда спанорамировать, мы увидим нечто новое».

Сцена из фильма «Зеркало»

Помимо работы с Тарковским упоминания заслуживает творческий союз с Сергеем Бондарчуком. Юсовым были сняты военная драма «Они сражались за Родину» и исторический фильм «Борис Годунов».

Фрагмент фильма «Они сражались за Родину»

Юсов одинаково успешно работал в самых разных жанрах. Именно он выставлял свет и выстраивал кадр совместно с Георгием Данелия, когда тот ставил лирические комедии «Я шагаю по Москве», «Не горюй» и «Паспорт».

Отрывок из фильма «Я шагаю по Москве»

В 1988 году Юсов получил премию Венецианского кинофестиваля за фильм Ивана Дыховичного «Чёрный монах», а в 1992 стал лауреатом национальной премии «Ника» за картину этого же режиссёра «Прорва». В 2000-е он снял комедию Дыховичного «Копейка» и документальный фильм о переводчице Лилиане Лунгиной «Подстрочник». Его последней работой стала драма Андрея Прошкина «Апельсиновый сок».

Прошкин рассказал «Фильм Про» следующее:

Работать с Вадимом Ивановичем было, с одной стороны, интересно и радостно, потому что у него всегда масса идей, а отношение к каждому кадру такое тщательное, что мы, постоянно задавленные календарным постановочным планом, к подобному не очень привыкли. Вадим Иванович был абсолютный максималист. Он не пропускал ничего, всё у него было чётко выстроено. С другой стороны, он был человеком настолько колоссальной требовательности, что от этого иногда становилось тяжело. Но от этого, как всегда оказывалось, была польза и поэтому тоже радость».

Киновед и директор Музея кино Наум Клейман дал такой комментарий:

Наш кинематограф лишился одного из самых светлых взоров. У нас очень многое зависит от того, как оператор видит мир. Юсов видел мир просветлённо. И особенно поэтому его уход для нас - огромная потеря».

Коллега Юсова, оператор Игорь Клебанов, говорит о нём так:

Я, к сожалению, не был учеником Вадима Ивановича: учился у другого мастера. Но последние годы работал под его началом, будучи профессором кафедры кинооператорского мастерства во ВГИКе, которую он возглавлял. Десятилетия, которые Вадим Иванович отдал ВГИКу, - это для будущих операторов было великим достоянием. Мастер он был отменный, и в той же степени он был требовательным, вдумчивым учителем, педагогом. Может быть, теперь, когда его не стало, наши киноведы и кинокритики отважатся написать о нём монографию. Не о каком-нибудь американском или южноафриканском операторе, а о Вадиме Ивановиче Юсове. Его зарубежные коллеги не случайно наградили премией «За достижения всей жизни» на 20-ом Международном фестивале искусства кинооператоров Plus Camerimage в Польше. Каким он был учителем? Конечно, замечательным: достаточно посмотреть на его выпускников. Учителем с большой буквы он был».

Комментарий режиссёра-документалиста Виктора Косаковского:

Бесконечно можно было бы рассказывать о том, как снимал Юсов. Но самое главное: у него в фильмах нет ни одной ошибки в крупности. Это очень, очень редкое явление. Почти никто не знает, как этого добиться. Это момент очень профессиональный, и я не могу это объяснить подробно. Но если вкратце, дистанция между камерой и тем, что происходит в кадре, в частности, между камерой и героем, всегда у Юсова правильная, единственно возможная. Не крупнее, чем надо, и не общее, чем надо. Уникальная способность. Этого не может почти никто на Земле. А он – мог. Уникальный человек!».

О смерти Юсова сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на Союз кинематографистов. Время и место прощания уточняются.
Андрей Рублев, Паспорт, Я шагаю по Москве, Не горюй!, Солярис, Копейка, Апельсиновый сок, Борис Годунов, Иваново Детство, Каток и скрипка, Подстрочник (сериал)
Иван Дыховичный, Андрей Прошкин, Андрей Тарковский, Георгий Данелия, Сергей Бондарчук, Вадим Юсов

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Подстрочник (сериал)

Биографический фильм, Документальный фильм

Лилиана Лунгина, ,

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100