Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Сергей Февралёв: «Сюрреализм состоит из обыкновенных вещей»

Интервью с лучшим художником-постановщиком 2012 года

Зрители редко запоминают имена тех, кто работал над фильмом. Все, кроме режиссёра, актёров и (изредка) продюсера, остаются в тени внимания. Восстанавливать справедливость берутся национальные премии, где представители других важных киноспециальностей в буквальном смысле выходят на сцену. И вот - Сергей Февралёв, один из главных российских художников-постановщиков. Он получил в этот раз и «Белого слона», и «Золотого орла», и «Нику» - за фильм «Орда», хотя номинировался и за «Белый тигр». Как раз на съёмках «Белого тигра» мы беседовали с ним о том, как именно он работает. Это интервью с профессионалом высочайшего уровня публикуется впервые.

Сергей Февралёв: «Сюрреализм состоит из обыкновенных вещей»

Сергей Февралёв: «Сюрреализм состоит из обыкновенных вещей»

Те самые декорации «Орды», за которые Февралёв получил главные кинопремии года


Сергей Сычёв
В фильмах Карена Шахназарова всегда есть налёт сюрреализма. Как вы на данной картине - «Белый тигр» - с этим справлялись: с одной стороны, реалистичная картина о войне, с другой – сюрреализм?

Сергей Февралёв
На самом деле сюрреализм возникает не за счёт изменения реальности, мы не строили для фильма какие-то сумасшедшие, искажённые декорации. Сюрреализм возникает из неправильного применения реалистичных деталей. То есть, если говорить об абсурде войны, о котором мы много говорили с Кареном Георгиевичем, то главное здесь - странные детали. Например, когда человек ест из шлема вместо того, чтобы питаться из котелка, вместо ложки использует что-то другое. Сюрреализм состоит из обыкновенных вещей, но не всегда правильно используемых. На войне это нормально, я не могу сказать, что это всё такой большой военный сюрреализм.

Сергей Сычёв
Но у фильма во многом фантастический сюжет, значит, всё равно вы что-то делали, чтобы это ощутимо проявлялось в кадре.

Сергей Февралёв
Зритель сам для себя выбирает: воскрес из мёртвых этот человек или он, и правда, выжил каким-то чудом - своим внутренним, человеческим? Действительно ли это какой-то тайный, мифический танк, или такой танк был на самом деле? Вопросы остаются до самого конца.

Сергей Сычёв
Вы ведь вместе со своей командой и разрабатывали образ этого танка - что в нём такого тайного, почему на съёмках фильма его никому не показывали?

Сергей Февралёв
Я думаю, это примета. Не хочется до фильма рассказывать о главном герое, это всё равно, что во время детектива рассказать, кто убит. И это не попытка сделать пиар или что-то в таком духе. Обычное "киношное" суеверие.

Сергей Февралёв получает премию «Золотой орёл»


Сергей Сычёв
Насколько для вас было важным в изображении войны соблюсти точность во всех деталях?

Сергей Февралёв
Мы старались создать фильм о реальной войне, в которой существует такая вот странная сюжетная линия. Но сюжет развивается во время обыкновенной войны, на обыкновенных полях, в деревнях. Мы работали над реалистичностью, например, очень большое внимание уделили госпиталю. И, понимаете, сколько людей – столько мнений. Люди, которые воевали в войну, бывали в госпиталях, мы их всех опрашивали, узнавали, как это было. И вот, одни рассказывают, что медикаментов было завались, другие утверждают, что вообще ничего не было, а лечили всех щёлочью, промывали водой, да и бинт был один, и его просто каждый раз сушили. Третьи рассказывают, что руки-ноги оторваны, а у врачей полное равнодушие, а четвёртые: «У нас было всё в порядке». То есть, на фронте было всё, от первого до четвёртого, мы просто выбираем из этого то, что нам более важно.

Сергей Сычёв
Как насчёт компьютерной графики фильме?

Сергей Февралёв
Её нет - ну, почти нет. Мы даже декорации не увеличивали с помощью компьютера. Они строились в натуральную величину. Так, по мелочи: дымы, взрывы, отлёты башен у танков, боевые моменты – вот они делались частью на компьютерах, частью - при помощи каскадёров, пиротехников.

Сергей Сычёв
Сколько времени занимает создание подбитого танка?

Сергей Февралёв
Это работа многослойная. Сначала мы выискивали фотографии, выбирали ту степень «подбитости», которая может подойти под наш фильм. Работали очень подробно с консультантами, потом отрабатывали эскиз, потом делали развёртки чертежей, чтобы было видно, как это выглядит справа, сверху, слева. После запускали в производство. И это было поточное производство – мы делали эскизы, а в этот момент уже команда ребят, сварщиков, заканчивала подбитый танк. Мы сделали их порядка семи. И на каждый танк уходило по полтора-два месяца.

Зрителю, привыкшему к компьютерным спецэффектам, смотреть фильм «Белый тигр» было странно. Но профессионалы оценили уровень работы


Сергей Сычёв
Создание какого объекта и на каком фильме было для вас самым сложным?

Сергей Февралёв
Мне хочется думать, что все самые сложные объекты у меня впереди. А вот деревня, где шёл бой в «Белом тигре», и правда, была большим объектом – протяжённостью в 200 метров. И мы строили декорацию на «Мосфильме» – здание немецкого инженерного училища, где было проведено подписание капитуляции, Карлсхорст. Декорация занимает весь первый павильон. На самом деле, фильм в этом плане очень сложный, мы прошли историю с изготовлением подбитых танков, с изготовлением «главного героя», построили декорацию разрушенного европейского города. Как раз вот ту знаменитую декорацию на «Мосфильме» с брусчаткой мы и перестроили под этот город. То есть, мы взяли одну улицу за основу и там появился такой католический собор, разрушенный, в духе неоготики, и появилось много классических европейских архитектурных элементов. И существует в фильме ещё интерьер, где Гитлер делится своими переживаниями о войне с неким человеком. И он единственный у нас абсолютно нереальный, такого не было на самом деле.
Белый тигр, Орда

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100