Съёмки «Легенды № 17» начались в середине июня и длились до конца сентября 2011 года, а в феврале 2012 года были досняты зимние сцены. Снимали в Москве, Минске и в испанском Питильясе под Памплоной.
Хоккеистов, которые снимались в фильме и привыкли к современным конькам, пришлось переучивать, чтобы они уверенно катались и могли играть на коньках старого образца.
Фильм Николая Лебедева расскажет историю хоккеиста Валерия Харламова. Звезда Харламова взошла в 1972 году, когда сборная СССР по хоккею с разгромным счётом 7:3 выиграла у канадцев в первом матче Суперсерии СССР-Канада. Валерий Харламов, забивший в том матче две шайбы, стал звездой. А суровая школа его тренера - знаменитого Анатолия Тарасова - сделали из «номера 17» легенду мирового хоккея. Валерий Харламов дважды становился чемпионом Олимпийских игр (1972 года и 1976 года), восемь раз – чемпионом мира, семь раз – чемпионом Европы, одиннадцать раз – чемпионом СССР. Всего за пятнадцать лет спортивной карьеры он сыграл 438 матчей за ЦСКА (293 гола) и 123 матча за сборную (89 голов).
В сцене бега с быками участвовало 18 животных, включая настоящего боевого быка, который буквально всё разносил на площади. Для съёмок этого эпизода, которые длились четыре дня, пришлось установить специальные тройные ограждения практически по всему городу. На съёмочной площадке дежурил усиленный наряд полиции, «скорые» и пожарные.
Как вспоминает продюсер Леонид Верещагин, идея создания фильма родилась на Студии «ТриТэ» после просмотра фильма «Чудо» (2004), который рассказывает о сенсационной победе в 1980 году Олимпийской хоккейной сборной США над знаменитой советской командой, до этого практически не знавшей поражений. Продюсерам захотелось сделать «ответный ход», и в 2007 году появился первый вариант сценария, который, оказался неудачным не был запущен. Примерно в это же время молодые продюсеры Мэл Борз и Светлана Дали принесли нам сценарий байопика о Валерии Харламове, и предложили работать вместе.
Во время работы над некоторыми сценами использовалось от четырёх до десяти камер одновременно. Оператор-постановщик Ирек Хартович и режиссёр Николай Лебедев решили, что разные периоды жизни Харламова необходимо визуально разделить. Поэтому ранние годы снимались на 16-миллиметровую плёнку, годы расцвета – на 35-миллиметровую, а матч в Канаде, который должен был резко отличаться от других сцен, снимали на цифровые камеры.
По словам режиссёра Николая Лебедева, читая сценарий, он настолько погрузился в историю, что не анализировал его драматургическую структуру и не считал страниц. Даже не дочитав до конца, Лебедев решил, что обязательно будет это снимать. Режиссёр отмечает, что сам никогда не был спортивным человеком и заядлым болельщиком, но, как ни парадоксально, именно это обстоятельство очень помогло ему в работе над картиной, поскольку он думал о том, чтобы фильм был интересен не только любителям спорта, но всем зрителям.
Небольшие роли в фильме исполнили близкие Валерия Харламова: сын Александр (профессиональный хоккеист) сыграл хоккеиста команды «Звезда», а сестра Татьяна Борисовна появилась в роли вахтёрши в «Лужниках».
Данила Козловский называет Харламова ролью мечты
Готовясь к съёмкам и изучая материал, Николай Лебедев буквально «влюбился» в главного героя. Однако режиссёр далеко не сразу разглядел Харламова в Даниле Козловском: он считал Данилу прекрасным актёром, но слишком утончённым и интеллигентным для спортсмена. Продюсер Леонид Верещагин убедил режиссёра встретиться с Данилой и провести пробы. Когда Козловский начал читать один из монологов сценария, Лебедев неожиданно для себя увидел в нём совершенно другого человека.
Хоккейную форму шили специально для фильма. Художники провели огромную работу, собирая документальные свидетельства. Специально изготовлялись шлемы и прочие атрибуты. Форма для каждого персонажа существовала в нескольких экземплярах.
Многие трюки в фильме актёры выполняли сами - исполнителей около четырёх месяцев обучали основам хоккейного катания и хоккейной игры. Данила Козловский, который начал тренироваться ещё до официального утверждения на роль, ходил на тренировки и в спортзал каждый день и результате он не только выполнил, но даже придумал ряд хоккейных комбинаций. Например, актёр усложнил и сделал визуально более ярким решение сцены, в которой Харламов забивает один из своих знаменитых голов так называемой «испанской шайбой». Но сам Данила вспоминает, что хоккейное катание далось ему не сразу:
Постановкой хоккейных сцен занимался канадец Джоди Стейсек, который работал на многих картинах, в том числе на «2012» и «Начало».
Тренера сборной СССР - знаменитого Анатолия Тарасова - сыграл Олег Меньшиков. По словам Данилы Козловского, встреча с Олегом Меньшиковым - одно из самых ярких событий в его жизни:
Когда Даниле Козловскому рассказали о сценарии «Легенды», он был уверен, что ему предлагают второстепенную роль
Для фильма было закуплено около 1500 клюшек старого образца. Все лезвия для коньков пришлось изготавливать специально для фильма, так как современные коньки сильно отличаются от тех, на которых катались хоккеисты 60-х, 70-х годов. Их прикрепляли к современным ботинкам, «задекорированным» под модели того времени.
Один из продюсеров фильма «Легенда №17» Мел Борз вырос в хоккейном мире и с детства дружил с сыном Валерия Харламова - Александром, который, узнав о проекте, полностью поддержал идею фильма о своём легендарном отце. На встречи и интервью с родственниками, друзьями и коллегами Валерия Харламова ушло примерно полгода. Данила Козловский отмечает, что все, кто знал Харламова лично, характеризовали его немножко как хулигана:
Канадских хоккеистов играли, в том числе, несколько профессиональных канадских спортсменов, которые специализируются на работе в хоккейных фильмах. Но главных канадских хоккеистов сыграли немец Гетц Отто («Список Шиндлера», «Завтра не умрёт никогда») и наш бывший соотечественник, а ныне американец - Андрей Рунтсо.
Ещё одну легенду спорта - тренера Анатолия Тарасова - играет Олег Меньшиков
Уместить в два часа экранного времени яркую жизнь легендарной личности - всегда непросто. Режиссёр фильма Николай Лебедев отмечает, что столкнувшись с новым для себя жанром - биографическим фильмом, - он ещё раз убедился в том, что реальная жизнь с трудом переносится на экран, поскольку существует по другим законам. В случае с фильмом «Легенда №17», было важно эмоционально подключить зрителя к истории, а не просто рассказать о фактах биографии известного спортсмена. Поэтому создатели фильма сочли возможным нарушить хронологию ряда событий, чтобы интереснее рассказать о личности и судьбе Харламова. Но родные Харламова отнеслись к этому с пониманием и не требовали жёсткой документальности. Благодаря этому в результате получилась романтическая версия истории жизни яркого и талантливого человека.